Закон раздора

0

Межминистерская комиссия по законодательству во главе с главой минюста Яривом Левином единогласно — при покинувших заседание представителях религиозных фракций — утвердила решение о дальнейшем продвижении законопроекта о призыве ешиботников, принятого кнессетом предыдущего созыва в первом чтении. Однако буря вокруг законопроекта продолжается

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

Решение было принято в тот самый день, когда истекал отведенный БАГАЦем срок, в течение которого правительство должно было представить ответ на иски по поводу проволочек с законом. На постановлении министерской комиссии еще, что называется, не просохли чернила (как же смешно звучит это выражение в наши дни!), а правительство уже уведомило БАГАЦ о своем решении, более того, обязалось принять закон о призыве учащихся иешив на срочную военную службу до конца летней парламентской сессии. К уведомлению был приложен график рассмотрения законопроекта: 23 мая документ был представлен для подачи замечаний, 26 мая правительство их рассмотрит и 27 мая подаст в кнессет просьбу о применении к законопроекту правила непрерывного обсуждения ("дин рецифут" — процедура, позволяющая продвигать закон, принятый в первом чтении, но остановленный из-за роспуска парламента). Парламентские фракции получат 14 дней для того, чтобы представить возражения, и 10-13 июня пройдет голосование по применению правила о непрерывном голосовании. Далее законопроект о призыве поступит на обсуждение комиссии по иностранным делам и обороне под председательством Юлия Эдельштейна для подготовки ко второму и третьему чтению. Таким образом, правительство намерено принять закон до 31 июля.

Как уже сообщали "НН", решение премьера достать из-под сукна законопроект о призыве ешиботников, который едва не утвердила коалиция Беннета-Лапида, одни обозреватели поспешили назвать "новым трюком Нетаниягу", а другие "блестящим политическим ходом " – дескать, теперь посмотрим, как Яир Лапид и Авигдор Либерман посмеют голосовать против закона, который они же в свое время дружно продвигали. И лишь единицы увидели в "хитроумном ходе" Нетаниягу подлинное решение проблемы, которая остается нерешенной вот уже более полувека.

Лидер оппозиции Яир Лапид заявил, что это не просто грязный, а совершенно аморальный политический трюк. Поскольку, пояснил он, после 7 октября ситуация в стране кардинальным образом изменилась, предлагаемые тем законопроектом установки утратили релевантность, и он, по сути дела, стал не законом о призыве, а "законом о дезертирстве". В сходном ключе высказался и Бени Ганц, прозрачно намекнувший, что не только не собирается поддерживать собственный законопроект двухлетней давности, но и в знак его неприятия может покинуть правительство. При этом Ганц настаивает, что, выдвигая законопроект о призыве в 2022 году, подчеркнул, что речь идет ни в коем случае не о постоянном, а о промежуточном решении, и через какое-то время закон придется дорабатывать.

К критике закона присоединилась – кто бы мог подумать?! — и юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара и ее заместитель Галь Лимон. Они заявили, что законопроект должен быть подготовлен специалистами министерства обороны, хорошо знающими нужды ЦАХАЛа, а не утверждаться вот так, с кондачка. Упреждая события, оба добавили, что БАГАЦ, скорее всего, признает законопроект… незаконным, и защищать его в Высшем суде справедливости юридический советник не собирается. При этом Галь Лимон поставил под сомнение саму законность применения в данном случае правила "дин рецифут".

Чтобы разобраться, кто тут прав, а кто ошибается, и чем законопроект проблематичен для Бени Ганца, стоит немного открутить ленту времени назад и вернуться к событиям начала 2022 года. И, разумеется, внимательно ознакомиться с текстом законопроекта.

Принятие "основанного на подлинной справедливости и равенстве всех граждан закона о призыве ешиботников" было одним из важнейших обещаний лидера "Еш атид" Яира Лапида и лидера НДИ Авигдора Либермана в ходе предвыборной кампании 2021 года. Сразу после того, как им удалось сформировать коалицию с Нафтали Беннетом и его партией "Ямина", Лапид и Либерман потребовали от министра обороны Бени Ганца начать разработку такого закона. Ганц в свою очередь отдал соответствующее указание своему ведомству, его специалисты взялись за дело, но… Правда заключалась в том, что Бени Ганц хорошо понимал: никакой закон, даже если его удастся провести в кнессете, не способен заставить харедим пойти в армию. Ответом на него неминуемо станут массовые акции протеста, еще большее ужесточение позиции лидеров общины, а всех призывников-ультраортодоксов в тюрьмы ведь не посадишь. К тому же на тот момент были большие сомнения, нужны ли вообще ешиботники в таком количестве армии? И не важнее ли привлечь их на рынок труда?

Не забудем, что Бени Ганц видел себя следующим премьер-министром, и для достижения этой цели ему совсем не нужно было обострять отношения с религиозными партиями. Напротив, надо было подумать над тем, как сделать их в будущем своими союзниками. По словам информированных источников, Ганц и сегодня убежден, что свалить Биби можно, только разорвав его союз с харедим, поэтому становиться на столь же антиклерикальные позиции, на которые перешел Либерман, он ни в коем случае не собирался. И не собирается. Таким образом, надо было искать компромиссный вариант закона, и в поисках такового министр обороны Ганц встретился с тогдашним духовным лидером литовского направления иудаизма равом Хаимом Каневским и рядом других видных раввинов.

В конце 2021 года Ганц представил кнессету законопроект, предусматривающий снижение возраста освобождения ешиботников от призыва с тогдашних 26 лет до 21 года с последующим повышением его в течение четырех лет до 23 лет. Следующим пунктом законопроект предусматривал установление ежегодно определенного числа ешиботников, подлежащих призыву в армию. Начать предлагалось с 3000 человек в год, чтобы затем в течение 25 лет постепенно увеличивать эту цифру с учетом роста численности ортодоксальной общины. Далее законопроект предусматривал введение экономических санкций против иешив, которые не выполнят установленную норму о призыве. И, наконец, в законопроекте подчеркивалось, что израильские арабы в рамках соблюдения принципа равенства должны наравне с харедим проходить хотя бы альтернативную службу.

Сразу после публикации текста законопроекта в СМИ разразилась буря. Обозреватели газет "Гаарец" и "Едиот ахронот" назвали законопроект Ганца неприемлемым, поскольку он позволяет значительной части ешиботников и впредь отлынивать от службы в армии, так что никаким равенством обязанностей там и не пахнет. Яир Лапид и Авигдор Либерман пытались погасить страсти и представить дело так, будто речь идет о подлинно историческом прорыве — и законе, который принесет долгожданный мир в отношения ультраортодоксальной и светской частями израильского общества.

Но самую большую ярость законопроект вызвал в общине харедим. Депутаты от "Яадут а-Тора" назвали его "законом об уничтожении мира Торы и еврейского народа", категорически для себя неприемлемым, и пообещали сделать все, чтобы не дать ему дойти даже до первого чтения. Лидеры "Ликуда" тут же заявили, что окажут своим политическим союзникам всемерную поддержку, "прокатят" законопроект при голосовании в кнессете, а когда придут к власти, примут другой — "правильный" закон о призыве. Вместе с тем в рядах "Ликуда" нашлись депутаты, заявившие, что закон в целом неплох, и если им будет предоставлена свобода голосования, они его поддержат.

Следует заметить, что Биньямин Нетаниягу подобных заявлений не делал, да и вообще всячески избегал как критики, так и комплиментов в адрес законопроекта. Но когда дошло до голосования в первом чтении, дал указание воздержаться или голосовать против.

Чтобы гарантировать провал законопроекта, ШАС и "Яадут а-Тора" попытались договориться с арабскими партиями, но если "Объединенный арабский список" выразил готовность к сотрудничеству, то лидер партии РААМ Мансур Аббас заявил, что он и его соратники будут голосовать вместе с коалицией.

Представляя законопроект на первом голосовании в кнессете, Бени Ганц заявил: "Речь идет о законе, за подготовкой которого стоит колоссальная работа особой группы специалистов министерства обороны, которые сознают ценность изучения Торы и прекрасно понимают: сделать так, чтобы завтра утром все ешиботники призвались в армию, невозможно, да и вряд ли это возможно вообще. Цель армии – сделать существенный шаг в достижении равенства распределения бремени службы в ЦАХАЛе, существенно увеличить число харедим, проходящих армейскую или альтернативную службу, что будет способствовать их интеграции на рынок труда.

От коалиции в качестве главного критика законопроекта выступил нынешний министр юстиции Ярив Левин, назвавший законопроект "грязным политическим трюком (знакомая терминология?), призванным пустить пыль в глаза обществу".

Голосование закончилось со счетом 54:54, и его итог предопределило то, что депутат Рианан Зуаби (МЕРЕЦ) голосовала против законопроекта, так как и для нее оказалось совершенно неприемлемым требование о призыве арабских граждан страны на альтернативную службу. Второе голосование по законопроекту состоялось 30 января 2022 года, и на этот раз он был утвержден в первом чтении со счетом 51:48. Причем важную роль в победе коалиции сыграло то, что на сей раз Зуаби голосовала "за" — ей твердо пообещали, что в ходе подготовки к окончательному чтению пункт об израильских арабах будет убран из законопроекта. После оглашения результатов голосования зал огласился криками религиозных депутатов: "Стыд и позор!", "Ненавистники евреев!" и т.д.

И вот теперь этот законопроект снова стоит на повестке дня. И главный вопрос состоит в том, насколько он сохранил актуальность после событий 7 октября. Критики напоминают, что концепцию маленькой, но эффективной армии придется пересматривать, и стране потребуются все новые и новые солдаты. А поскольку заметная часть светской молодежи в последние годы пытается под тем или иным предлогом увильнуть от службы в армии, то именно их ровесники-харедим являются тем резервом, с помощью которого можно вернуться к концепции большой боеспособной армии.

Противники "трюка Нетаниягу" со старым-новым законом есть не только в оппозиции, но и в коалиции. Среди них называют главу комиссии по иностранным делам и обороне Юлия Эдельштейна, который уже заявил, что проведет через комиссию только тот закон, который полностью отвечает нуждам ЦАХАЛа. Но его мнение о том, в какой степени "закон Ганца" отвечает этим нуждам, так и осталось загадкой.

Сторонники закона отвергают довод Ганца о том, что он утратил релевантность, и напоминают, что готовили его, как того требует оппозиция, специалисты министерства обороны, многие из которых продолжают служить и сегодня. Трудно поверить, что такие выдающиеся специалисты, получающие немалые зарплаты, разрабатывая закон, не учитывали долгосрочных потребностей ЦАХАЛа и руководствовались требованиями одного дня! Ярив Левин разъяснил, что процедура "дин рецифут" просто призвана ускорить проведение закона без возвращения к обсуждению истории вопроса, разъяснения его важности и всего прочего, чем сопровождается обычно принятие любого нового законопроекта в предварительном и первом чтении.

Что касается угрозы БАГАЦа, то, по мнению многих юристов, его судьи прекрасно понимают, в какой сложной ситуации окажутся, если будет подан иск против утвержденного в третьем чтении закона о призыве ешиботников, поэтому предпочтут заявить, что не вмешиваются в решения парламента. В сущности, сходную позицию по проблеме призыва занимал в свое время бывший председатель Верховного суда Ашер Грунис. На разбирательстве очередного иска по данному вопросу он заявил: главное, чтобы закон был принят, а каким он будет, не так важно. "В конце концов, суд не может вмешиваться в ситуацию, при которой большинство общества решило наделить какую-то группу меньшинств теми или иными привилегиями", — объяснил он тогда свою позицию.

Но самый главный аргумент сторонников старого-нового закона заключается в том, что… после 7 октября и в самом деле изменилось абсолютно все, включая позицию ультрарелигиозного сообщества. И если раньше раввины и политики-харедим категорически отвергали любой компромисс по вопросу о призыве, то теперь они к нему готовы. С начала Войны Железных мечей харедим, с одной стороны, все боле глубоко ощущают сопричастность с израильским обществом, а с другой понимают, что если не пойдут на уступки, то враждебное отношение к ним части светского населения значительно усилится. И упускать этот исторический шанс, говорят в "Ликуде", ни в коем случае нельзя.

По поводу того, как будут развиваться события дальше, есть два сценария.

В коалиции убеждены, что закон благополучно пройдет комиссию по иностранным делам и обороне, хотя в него, безусловно, будет внесен ряд поправок. В первую очередь, в соответствии с нынешними нуждами ЦАХАЛа будет увеличена начальная норма призыва ешиботников и ужесточены санкции против невыполняющих ее иешив. Но если Эдельштейн, предупреждают в окружении Нетаниягу, пойдет на принцип и попытается заблокировать продвижение законопроекта, то документ либо будет передан в законодательную комиссию, либо будет создана специальная комиссия.

Как предполагается, на итоговом голосовании депутаты ШАС и "Яадут а-Тора" выйдут из зала, но если потребуется, вернутся и проголосуют за законопроект. Во всяком случае, информированные источники утверждают, что Нетаниягу приложил немало усилий, чтобы "закрыть" данный вопрос с лидерами религиозных партий. В оппозиции убеждены, что религиозные фракции будут тянуть время настолько, насколько это возможно, но когда дело дойдет до голосования, все же проголосуют против, и это и будет сигналом к роспуску кнессета.

О том, кто прав в этом споре мы узнаем через два с небольшим месяца.

 "Новости недели"

Шошана БРОДСКАЯ | Правда о ваших деньгах, которые украли харедим

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий