Две похоронки Исая Скигина
Зинаида ВИЛЬКОРИЦКАЯ
Пересматривая записи и фотографии, оставшиеся после отца, нашла намётки для книги о земляках-гуляйпольцах, которую он так и не успел написать.
Некоторые страницы рукописи мне удалось расшифровать.
Смотрю на пожелтевший фронтовой снимок в матросской форме…
Исай Моисеевич Скигин родился в 1911 году в Гуляйполе в многодетной еврейской семье. Отслужив положенный армейский срок в морфлоте, остался сверхсрочно еще на семь лет – с 1931-го по 1938-й. Гражданская профессия – кузнец-молотобоец.
Когда началась война, вся семья эвакуировалась в Киргизию. Оттуда Исай пошел на фронт, служил на военном корабле, но вражеское наступление сломить не удалось. В боях за Севастополь погибло неисчислимое количество советских воинов, а тысячи оказались в плену. Историки до сих пор не определили точных цифр. Говорят, было от 50 до 80 тысяч военнопленных.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
До лагерей добрались не все. Для тысяч убитых перед отправкой туда и погибших по дороге война уже завершилась, а выжившим судьба уготовила дальнейшие тяжкие испытания.
Исай Скигин попал за колючую проволоку Бахчисарайского лагеря смерти, одного из 56 лагерей для военнопленных на Крымском полуострове. Сторожевые вышки, злые собаки, в любую минуту готовые разорвать на куски, пытки, издевательства. Из еды – протухшая соленая рыба или отруби, слегка окропленные мутной водой из канавы. Людей постоянно держали на палящем солнце. Их мучила жажда, но в тех, кто пытался приблизиться к канаве, часовые стреляли без промедления.
Водой лагерь обеспечивали сами заключенные. Ставили на телегу пустую деревянную бочку, впрягались вместо лошадей и тянули эту тяжесть вниз по крутым спускам. Затем телегу с бочкой, наполненной водой, волокли вверх по крутым подъемам. Воды на всех не хватало. Обессиленные узники гибли от каторжного труда, от ран, обезвоживания, дизентерии, физических истязаний.
Командиров, коммунистов, комсомольцев и политруков отфильтровывали сразу. Но прежде выявляли евреев: избивали до полусмерти и убивали особо извращенными способами.
Внешность у Исая была абсолютно нееврейская. Круглолицый, светловолосый и курносый, он старался не выделяться, чтобы не вычислили. Прятаться негде, круглосуточный надзор.
Время от времени пленных водили на расстрел. Когда наступила очередь Исая, он решился на побег. Их вывезли на машине, затолкали в теплушки. Каким-то чудом Исаю с товарищем удалось выпрыгнуть из поезда и уцелеть, невзирая на выпущенные им вслед автоматные очереди.
Некоторое время беглецы оставались на свободе. Они заходили на окраины сёл в поисках еды и однажды наткнулись на полицаев.
Снова лагерь, но уже рабочий. Рубили лес. Люди, обессиленные голодом и холодом, не выдерживали этой каторжной работы. Гибли десятками и сотнями.
Военнопленных постоянно перевозили с места на место. Так Исай Скигин попал в Эстонию, на территории которой было создано более 150 лагерей для уничтожения людей. В каждом из них евреев расстреливали первыми. Исаю удалось бежать и оттуда: побег – единственный способ сохранить жизнь.
Блуждая по лесу, беглец встретил людей, связанных с партизанами. С их помощью он оказался в партизанском отряде. Долго допрашивали. Имея печальный опыт, Исай опасался возможной провокации, но когда увидел улыбающихся цыганских детей, успокоился. Поверил, что попал к своим.
Его приняли в отряд. В Литве партизаны соединились с Красной Армией. Исай продолжал воевать, пока не получил тяжелое ранение. В госпитале ногу ампутировали. Это случилось в бою за Ригу.
За время войны родные Исая дважды получали похоронки.
На сайте «Крым-Фронт» он до сих пор числится пропавшим без вести. Так и написано: «Скигин Исай Моисеевич 1911 г. р. Краснофлотец, строевой. Пропал без вести в боях за Севастополь в июне-июле 1942 г.».
Две сестры Исая тоже пережили ад войны. Муж Беллы погиб на фронте. Муж Фиры воевал, но вернулся живым. Третья сестра Ита была расстреляна вместе со своей маленькой дочкой в Сталинграде.
Исая могло бы погубить его еврейство, но оно и спасло: Всевышний дал одному из своих сыновей осуществить неосуществимое – вырваться из ада плена. Дальше – все в руках самого человека. Не зря древнееврейское имя Исай в переводе означает «спасение, посланное Богом».
«Всем смертям назло» Исай Моисеевич дожил до 1990 года. Из-за ампутированной ноги ходил на протезе. О работе кузнеца-молотобойца пришлось забыть, поэтому заведовал городским пунктом вторсырья.
Исай Скигин был награжден медалями «За победу над Германией», «За оборону Севастополя», «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны 1 степени.
Главная награда – продолжение рода: двое детей, три внука и три правнука. Один из внуков живет в Израиле. Он точная копия деда.
Потомки сестер Исая тоже живут в Израиле. Говорят:
«Деды у нас были – кремень, светлая им всем память и огромная благодарность!»
Фото из семейного архива Скигиных предоставлены дочерью Исая Аллой, внучатой племяницей Юлией (внучкой Фиры) и внучатым племянником Александром Савинским (внуком Беллы)