Эта девочка, которую вы видите на фотографии — Геточка Учитель. Она была расстреляна немцами в Таганроге 26 октября 1941 г. вместе с другими евреями
Виктор ВОЛОШИН, Беэр-Шева
В годы оккупации Таганрога с октября 1941 по август 1943 гг. более 6000 евреев расстреляли оккупанты и их пособники в печально известной "Балке смерти", в том числе 1500 детей разного возраста. Их памяти посвящается настоящая статья.
До войны Таганрог был небольшим цветущим городом на берегу Азовского моря. Родина А.П.Чехова, актрисы Фаины Раневской (Фельдман), основателя российского джаза Валентина Парнаха, поэтессы серебряного века Софьи Парнок, актера МХАТ А.Л.Вишневецкого, поэта Михаила Танича (Танхилевича) и многих других знаменитостей.
Численность еврейского населения Таганрога по переписи 1939 года составляла 3140 человек, при общей — чуть более 188 тысяч человек. Но вот грянула Вторая мировая война, и с западных районов начался отток еврейского населения, в основном из Польши, Молдавии и примыкающих к ним Западных областей Украины. Часть из них в силу родственных или земляческих связей обустраивалась в Таганроге. Кроме того, гостеприимный Таганрог стал местом, где в летние месяцы у своих дедушек и бабушек проводили каникулы еврейские дети с разных уголков страны. И к моменту оккупации Таганрога немецко-фашистскими захватчиками здесь скопилось около семи тысяч лиц еврейской национальности.
17 октября 1941 года после многодневных боев, в результате которых Красная армия вынуждена была отступить к Ростову, в Таганрог вошла моторизованная дивизия СС "Лейбштандарт "Адольф Гитлер". А на следующий день в город уже вползали танки 13-й и 14-й танковых дивизий Вермахта. Под грохот бронетехники и полевых орудий в тот же день в Таганрог тихо и незаметно вошло особое подразделение СС — зондеркоманда SK 10-А под командованием оберштурмбаннфюрера Хайнца Зеетцена из айнзатцгруппы D бригаденфюрера Отто Олендорфа.
Зондеркоманда разместилась в старинном здании городской гимназии по улице Гимназической, 9 и вскоре приступила к выполнению своих обязанностей, ради которой и была создана в недрах Главного управления Имперской безопасности. Начиналось все тихо, с безобидных объявлений, расклеенных по всему городу.
Комендант города, капитан Альберти "предлагал" евреям пройти обязательную регистрацию в полицейских участках и носить на груди и на левом рукаве опознавательные знаки в виде желтой шестиугольной звезды. А потом новое распоряжение. Всем евреям города надлежало собраться 26 октября 1941 года на Владимирской площади, имея при себе трехдневный запас продовольствия, ценные вещи и ключи от квартир.
И доверчивые евреи, полагая, что их куда-то повезут, в указанный день собрались на Владимирской площади. Многие привели с собой малолетних детей. На площади люди попали в плотное кольцо оцепления, состоящее из местных полицаев. Потом, отобрав вещи и продовольствие, всех выстроили в колоны и погнали по направлению к авиационному заводу. Пройдя через территорию завода, колонна людей оказалась в двух шагах от старого глиняного карьера села Петрушино, который позже сами немцы назовут Балкой смерти.
Что было дальше, говорится в ноте Наркомата иностранных дел СССР от 27 августа 1942 года: "Отделив от группы около 100 человек, их отвели на несколько десятков метров и расстреляли на глазах у остальных обреченных. Затем начался расстрел одной сотни за другой, мужчин, женщин, детей, стариков. Свыше 3-х тысяч мирных жителей было убито гитлеровцами 27 октября 1941 года в Таганроге". Этими "мирными жителями", как вы понимаете, были евреи Таганрога.
Об этой нацистской акции после освобождения Таганрога докладывал первому секретарю Ростовского обкома парии Б.А.Двинскому начальник управления НКГБ Ростовской области, комиссар госбезопасности С.В.Покотило:
"28 октября 1941 г. было заявлено, что ввиду близости фронта, евреи будут выселены из города, для чего 29 (даты в документах разнятся и не сходятся на 1-2 дня — прим. авт.) октября они должны собраться в назначенном пункте, имея продукты на три дня и хорошо упакованные наиболее ценные вещи, квартиры закрыть, а ключи сдать при явке на пункт. На следующий день — все они частично на машинах, частично пешком отправлены в Петрушинскую балку и расстреляны. По неполным данным в этот день погибло свыше 1800 человек".
А сколько всего было расстреляно евреев за все 682 дня оккупации Таганрога? Вопрос, на который до сих пор не могут найти ответа в Таганроге, или не хотят найти. Хотя в фондах Центра документации новейшей истории Ростовского областного архива хранится документ, который ставит точку над всеми i. Это справка заведующего партийным архивом Ростовского обкома ВКП(б) М.Н.Корчина "Партизанское движение против немецких оккупантов в Ростовской области 1941-1943 гг.", в которой говорится буквально следующее: "В Таганроге на Петрушиной косе немцы расстреляли около 7 тыс. евреев" (ф. 3 о. 3 д. 23 л.д. 32, 43).
У читателей может возникнуть закономерный вопрос: "А почему евреи города не смогли своевременно эвакуироваться на Восток страны"?
Смогли, но далеко не все. Выехали только те, кто работал на заводах и предприятиях, подлежащих обязательной эвакуации. Многие пожилые евреи рассуждали примерно так: "А зачем нам куда-то уезжать. Немцы ничего плохого нам не сделают. Ведь это культурная нация, с хорошими традициями. В восемнадцатом году немцы тоже оккупировали Таганрог, и никаких погромов, расстрелов, концлагерей и гетто. Наоборот, они даже пресекали попытки дискриминации еврейского населения".
Так думали наивные старики, которые помнили "других" немцев. А откуда им было знать, какие они "новые". В советских газетах с началом Второй мировой войны о еврейском геноциде не писалось ни строчки, радио тоже молчало. Ни в одной сводке Совинформбюро не говорилось, что, заняв столицу Советской Украины, город Киев, фашисты вывезли в Бабий Яр более 34 тысяч граждан еврейской национальности и всех расстреляли. И это только за два дня. Если бы о зверствах фашистов с первых дней войны шла регулярная информация, то многие советские евреи, преодолев сомнения, сумели бы выехать вглубь страны.
Была еще одна причина, препятствующая выезду за пределы города. В связи с этим мы расскажем вам реальную историю одной еврейской семьи (близкой автору этих строк), типичную для многих семей того времени.
Работал мастером на таганрогской обувной фабрике Леонид Харитонович Учитель. У него была семья: жена Анна (девичья фамилия Пулина) и двое деток: пятилетняя Гета, и 9-месячный Рудольф. Однажды, когда немцы уже подступали к городу, Леонид пришел с работы домой и сказал жене:
— Все, фабрика эвакуируется, надо и нам собираться!
Жена промолчала, а потом чуть не плача проговорила:
— Ну, куда я поеду с двумя крохами на руках? А отец, а мать, а братья, их ведь тоже надо брать с собой?
— Нет, всех мы взять не сможем, — ответил муж. — Мне дали места в вагоне только на нас и детей.
— Так ты поезжай, Ленечка, — ответила Аня, — а мы останемся. Ничего с нами не случиться, как-нибудь продержимся.
Ситуация была не из легких, и Леонид Харитонович с тяжелым сердцем уехал один, без семьи.
Семья Пулиных, как и тысячи их собратьев по крови, продержаться не сумела. Все они, включая малолетних детей, были расстреляны гитлеровцами 26 октября 1941 года в Балке смерти. О гибели родных Леонид узнал только, когда вернулся в освобожденный Таганрог. Имена членов этой семьи навечно занесены в списки жертв Холокоста в национальном музее Яд ва-Шем.
Но всех ли евреев расстреляли фашисты в Таганроге? Оказывается не всех. Чудом выжило несколько человек. Мать городских подпольщиков-партизан Турубаровых Мария Константиновна под видом своего племянника скрывала еврейского мальчика Толика Фридлянда. В Израиле хорошо известно имя таганроженки Анны Михайловны Покровской, прятавшей в годы оккупации пятнадцатилетнего Володю Кобрина и ленинградскую девушку-студентку Тамару Арсон. За этот подвиг она в 1996 году была удостоена международного звания "Праведник народов мира".
Некоторым евреям удалось уйти по льду замерзшего Таганрогского залива на "ту сторону", не занятую немцами. Имеются сведения о нескольких девушках, которым несказанно "повезло". Им удалось скрыть свое происхождение, и они были угнаны на работу в Германию. Но подневольная работа в чужой стране — это все же, не расстрел, и они чудом выжили.
Следует признать, что жертв Холокоста в Таганроге могло быть намного меньше, если бы не двурушничество соотечественников. К сожалению, находились люди, зараженные антисемитизмом, которые охотно выдавали евреев, получая за это сотню марок, бутылку шнапса или их вещи. "Солидный" вклад в решение "еврейского вопроса" внесла и русская вспомогательная полиция. На их совести тысячи загубленных жизней.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Виктор Волошин — член Союза журналистов России, бывший главный редактор историко-литературного альманаха "Вехи Таганрога", с августа 2013 года — житель Беэр-Шевы. За последние годы выпустил четыре книги по истории Таганрога. В сферу его исследований, помимо прочего, входит изучение оккупационного периода Таганрога в годы Великой Отечественной войны (1941-1943), в том числе и Холокоста. По этому вопросу написан ряд статей, а в книге "Вчера была война" Холокосту посвящена отдельная глава.
"….наивные старики, которые помнили "других" немцев…."
К сожалению сейчас большинство людей в мире помнит "других русских".
Звезда" за колючей проволокой,
Их много, а не одна,
"Звезда" за колючей проволокой,
На детской спине видна.
На небе ночном ни всполоха,
Лишь только собачий лай,
И пьяная речь солдатская,
Да белая снежная даль.
Завьюжит метель порывисто,
В барачную дуя щель,
И девочка с тряпочной куклою,
Тёплую вспомнит постель.
Прижавшись щекой холодной,
К нехитрой игрушке своей,
Слеза упадёт горячая,
На хлеб недоеденный ей.
И станет горбушка солёной,
И взглянут с печалью глаза,
И место искристой радости,
В них заняли грусть и тоска.
О сколько же нужно злости,
И ненависти иметь,
Чтоб эти невинные жизни,
Безжалостно так презреть.
А утро все ждут с опаской,
Не зная, что им принесёт,
Но девочка куклу заботливо,
На завтрак из хлеба несёт.
И вдруг на снегу расстелится,
Поляна из жёлтых "Звёзд",
И кукла, как дочка спрятана,
Под детскую мёртвую плоть…
Так спите, пусть наше будущее,
Не скроет в себе земля,
И станет для всех живых щитом,
Свободная вечно "Звезда".