Давид ШАРП | Зависшая сделка

0

После полного отступления ЦАХАЛа из коридора Нецарим Израиль лишился одного из важных козырей и инструментов давления в "игре" против ХАМАСа, и тот не заставил себя долго ждать

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Все началось с объявления пресс-атташе организации по кличке Абу-Обейда о том, что в связи с нарушениями (именно так, во множественном числе) Израилем соглашения о прекращении огня три израильских заложника с субботу освобождены не будут. Разумеется, обвинение необоснованно. Как раз наоборот, именно ХАМАСа почти с самого начала нарушает договор, задерживая подачу списков освобождаемых заложников, не выпустив, как было оговорено, Арбель Иегуд в первой партии и т.д. Все предпринимаемые Израилем меры носили сугубо ответный характер, и самое главное — после того, как в минувшую субботу в Израиль вернулись очередные три заложника, ЦАХАЛ вывел войска из восточного сектора коридора Нецарим.

Демарш ХАМАСа был осуществлен за пять суток до дня обмена и в дальнейшем несколько смягчен заявлением представителей политического крыла: мол, движение все еще придерживается буквы договора, и если его "начнут соблюдать оккупанты", то все вернется на круги своя. Однако это выглядит попыткой сорвать соглашение. То, что ближе к концу 42-дневного первого этапа ХАМАС усилит психологическую войну и начнет создавать дополнительные помехи реализации соглашения, прогнозировалось. Его цель – шантаж и стимулирование внутреннего давления на правительство Израиля из-за стремления добиться заключения договора о втором этапе сделки на своих условиях. Предположу, что сыграло роль и возмущение израильской общественности состоянием трех заложников, а также призывы СМИ и некоторых политиков наказать ХАМАС за это и за варварское представление, которое террористы устроили во время "церемонии" по освобождению. Очевидно, что озвученные недавно планы президента Трампа по Газе и заявления Нетаниягу о том, что Израиль неизменно придерживается цели свержения ХАМАСа, добавили террористам мотивации для принятия решительного шага, призванного показать, кто хозяин положения.

Президент США высказал требование освободить заложников к 12:00 в субботу, в противном случае ХАМАС "ожидает ад". В свою очередь Израиль в связи с невыполнением хамасовцами обязательств официально объявил о планах возобновить боевые действия вплоть до полного разгрома организации. На данный момент ситуация выглядит обратимой — хотя бы потому, что без видимых причин нарушить действие соглашения, подписанного с участием международных посредников, ХАМАСу, по идее, не с руки: в этом случае шансы на заключение второго этапа уж точно упадут до минимальной отметки. Да и грех не воспользоваться тем, что им обещано до конца первого этапа: освобождение многочисленных террористов, масса разнообразной помощи, которая должна поступить Газу, и выезд на лечение в Египет тысячи раненых боевиков и их сопровождающих. И это, не считая времени на дополнительные военные приготовления в случае возобновления боевых действий, когда дорог каждый спокойный день, тем более, неделя. Даже если нынешний кризис в итоге разрешится (а ХАМАС, похоже, поджал хвост), предположу, что по мере завершения первого этапа риски его срыва увеличиваются.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

И здесь мы снова возвращаемся к коридору Нецарим, который наша армия уже не контролирует. На фоне демарша ХАМАСа ЦАХАЛ предпринял дополнительные меры по повышению готовности к возобновлению масштабных боевых действий в Газе. В данной связи занятие заново этого коридора — одна из напрашивающихся задач. Длина коридора составляет примерно 9 км, ширина 6 км, и это больше одной шестой части площади сектора Газы в целом. Нецарим физически отсекал северную часть сектора от центральной и создавал удобные условия для наступательных действий в обоих направлениях. Поскольку речь идет об открытой, зачищенной от строений местности, взять коридор под контроль будет достаточно просто, хотя ХАМАс, видимо, предпринял кое-какие меры для его обороны. В плане давления на организацию Нецарим играл особую роль, позволяя препятствовать возвращению сотен тысяч местных жителей из гуманитарных зон на север. Этот фактор был Израилем утрачен еще ранее, когда ЦАХАЛ отступил из западной части коридора. Нынешний отход из восточной части носит скорее символический характер, но и его не стоит недооценивать. Свидетельством этому служит анализ социальных сетей и арабских СМИ, которые придают возвращению территории огромное значение.

На данный момент Южный военный округ приведен в повышенную готовность, в район Газы переброшены дополнительные силы, а ЦАХАЛ контролирует лишь буферную зону периметра Газы протяженностью примерно 64 км и 700-1000 метров в глубину сектора и Филадельфийский коридор, исключая КПП "Рафиах" (наши силы находятся от него в непосредственной близости).

* * *

В Самарии, особенно в северной ее части, на минувшей неделе продолжалась операция "Железная стена". Эпицентром на данный момент остаются Дженин и его окрестности, включая одноименный лагерь беженцев, так называемый "пятиугольник деревень" (по сути, городков с центром в Тубасе) на северо-востоке и Туль-Карем с его лагерями беженцев. Местные террористы представляют особую угрозу, в том числе, ввиду близости к "зеленой черте" и планов "повторить 7 октября в миниатюре". На данный момент командование Центральным военным округом всерьез рассматривает возможность дислоцировать в лагерях Туль-Карема на постоянной основе примерно до батальона — как минимум, в течение ближайших месяцев.

* * *

Перенесемся на север. Судя по ряду косвенных признаков, силы ЦАХАЛа, если не случится ничего непредвиденного, все же будут выведены из Южного Ливана. На минувшей неделе наши войска продолжали выполнять задачи по уничтожению террористической инфраструктуры в приграничных деревнях и несколько сократили свое присутствие в восточном секторе ливанского приграничья.

Тем временем командование Северным военным округом подтвердило данную ранее рекомендацию: с точки зрения безопасности жители эвакуированных населенных пунктов в 5-километровой приграничной полосе могут 1 марта начать возвращаться в свои дома. На этот счет армия, правительство и местные советы ведут в эти дни бурную дискуссию. Не углубляясь в подробности, замечу, что, по мнению военных, шансы на возобновление боевых действий очень невелики – во всяком случае, "Хизбалла" в этом на данный момент совсем не заинтересована. По сути, проиграв войну, понеся большие потери и оказавшись из-за свержения режима Асада в очень сложном стратегическом положении, организация в первую очередь желает зализать раны, то есть попытаться хоть как-то восстановить свой военный потенциал, восстановить гражданскую инфраструктуру и жилой фонд шиитских населенных пунктов. О том, что террористы настроены отнюдь не воинственно, косвенно свидетельствует отсутствие их реакции на решение Израиля остаться в Ливане до 18 февраля и на многочисленные удары по своим объектам на всей территории Страны кедров.

Важным событием ливанской политики стал сформированный премьером Наувафом Саламом новый кабинет министров. Формально они не принадлежат к тем или иным партиям, но фактически являются их представителями. Сделано это для того, чтобы придать новому кабинету этакую аполитичность и избежать обвинений в том, что "Хизбалла" заседает в правительстве. По факту все же заседает — у шиитской общины в кабинете пять представителей: по два от АМАЛя и "Хизбаллы", включая важнейший пост министра финансов, и один — креатура президента, что стало своего рода новшеством и некоторой уступкой со стороны обеих шиитских партий. В целом же доминирующее положение в кабинете заняла христианская маронитская партия "Ливанские силы" — наиболее жесткий оппонент "Хизбаллы" на внутриполитической арене. Еще один важный момент: у "Хизбаллы" и ее союзников среди представителей других конфессий впервые за долгие годы нет в правительстве блокирующего ядра из трети министров.

Разворачивались в Ливане и другие интересные события — в основном на севере страны в районе границы с Сирией. Недавние повстанцы, а ныне силы новой сирийской армии, используя тяжелую технику, начали наводить порядок в собственном приграничье, где расположены шиитские деревни, в которых проживают местные и ливанские сторонники (и боевики) "Хизбаллы" и где аффилированные с "Хизбаллой" кланы занимаются самой разнообразной контрабандой, включая оружие и наркотики. Интерес новой сирийской власти обуздать этих своих врагов, включая шныряющих через границу боевиков "Хизбаллы", очевиден. Но здесь они столкнулись с сопротивлением всех незаинтересованных в наведении порядка лиц. Столкновения происходили на сирийской территории и в приграничной полосе с использованием сторонами тяжелого вооружения. На каком-то этапе "своих" поддержала огнем и ливанская армия, которая даже заявила об уничтожении трех орудий сирийских коллег. Судя по ряду некрологов на нескольких боевиков "Хизбаллы", действия сирийских военных время от времени вполне результативны. Ливанская же армия отметилась демонстративной конфискацией некоторого количества боеприпасов у своих соотечественников-контрабандистов.

Еще одним участником междусобойчика – во всяком случае, по версии близкого к "Хизбалле" канала "Аль-Майадин", — стал… ЦАХАЛ: ВВС нанесли удар по приграничному населенному пункту в Ливане, вокруг которого разворачивались описанные выше события и который является эпицентром контрабанды оружия. Согласно "Аль-Майадин", ЦАХАЛ таким образом оказал огневую поддержку людям президента Сирии Джулани против общего врага. Что ж, возможна и такая трактовка, но очевидно, что пресечения даже ограниченных контрабандных поставок "Хизбалле" из Сирии — насущный израильский интерес. Не исключено, что по ходу наблюдения за перестрелками на ливано-сирийской границе ЦАХАЛ смог выявить некую новую цель, например, склад с вооружением, который и было решено уничтожить.

Несмотря на откровенную враждебность нынешней сирийской власти по отношению к "Хизбалле", в повестке дня Дамаска вряд ли значится масштабное вторжение сирийцев на ливанскую территорию. Во время гражданской войны, когда возглавляемая Джулани группировка еще называлась "Джабхат ан-Нусра", ее боевики не упускали возможности "пощипать" ливанцев и конкретно шиитов несколько южнее тех мест, где происходят нынешние события. Однако времена изменились. Сегодня Джулани уже не повстанец-экстремист, а победитель-прагматик, для которого в приоритете объединение Сирии, вывод ее из изоляции и экономическое развитие. По крайней мере, на данный момент. Тем не менее попытки покончить со сторонниками "Хизбаллы" в сирийском приграничье вполне вероятны. Любопытно понаблюдать, какую роль в этом будет играть ливанская армия. Тем более, что новые президент и премьер Страны кедров никак не заинтересованы в эскалации напряженности с соседом.

 "Новости недели"

Вымрут ли терророзавры?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий