Готовы ли посланцы Дональда Трампа отстаивать израильские интересы без экивоков в сторону террористов?
В конце минувшей недели истекли 42 дня 1-го этапа сделки с ХАМАСом, в рамках которой были возвращены 30 живых заложников (пятеро из них граждане Таиланда) и восемь тел.
По соглашению, переговоры о 2-м этапе сделки должны были стартовать на 16-й день прекращения огня, а фактически начались гораздо позже и в гораздо меньшем формате. Причем Иерусалим по понятным причинам не демонстрировал особой мотивации, поскольку, согласно официальной позиции, договариваться на условиях ХАМАСа не собирается. Таковые же в общих чертах подразумевают следующее:
* В обмен освобождение ориентировочно 22 живых заложников (35 из 59 почти наверняка мертвы, и есть серьезнейшие опасения за жизнь еще двух) Израиль должен выпустить из тюрем тысячи террористов по формуле "сотня за одного", включая тех, кто осужден за многочисленные убийства.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
* ЦАХАЛ уходит со всей территории сектора Газы, включая буферную зону и Филадельфийский коридор.
* ХАМАС получает гарантии неприкосновенности, его боевое крыло не расформировывается. Правда, допускается некое самоустранение организации от гражданской власти с созданием этакой ширмы в виде "правительства технократов", близкого к властям ПА. Ширмы — потому что если боевое крыло ХАМАСа не только сохраняет существование, но и усиленно развивается (а как иначе?), оставаясь самой мощной силой в секторе, то о какой реальной власти "технократов" можно говорить?! За примером далеко ходить не надо: в эпицентрах террора в Самарии даже администрация автономии, несмотря на серьезное преимущество в силах, реальной властью фактически не обладает. И именно поэтому Израиль вынужден проводить там регулярные антитеррористические операции, которые все равно не дают стопроцентного результата.
* Разумеется, подразумевается, что в Газу потечет многомиллиардная гуманитарная помощь, и сектор будет бурно расстраиваться за счет мирового сообщества, что сулит немало в военном и экономическом плане.
Согласие Израиля на такой результат означало бы полный провал с точки зрения достижения основной цели войны. А израильские условия, согласно которым, боевое крыло ХАМАСа должно быть разоружено при контроле над процессом, организация отказывается от гражданской власти, а руководство ее и "Исламского джихада" эмигрирует, не устраивает террористов.
На этом фоне при тесном согласовании израильтян и американцев родился так называемый "план Стивена Уиткоффа", специального посланника президента Трампа. План подразумевает вместо 2-го этапа продлить 1-й примерно на 50 дней, до окончания праздника Песах. Уже в самый его первый день должны быть освобождены примерно половина живых заложников и переданы Израилю около половины тел погибших. Взамен ХАМАС получает – видимо, по увеличенной формуле — большое количество террористов-заключенных и значительные объемы гуманитарной помощи. Параллельно стороны ведут переговоры об устраивающих их условиях окончания войны. В случае достижения согласия к концу указанного срока домой возвращаются все оставшиеся заложники, а если нет…
В отличие от Израиля, ХАМАС "план Уиткоффа" не устроил, поскольку воспринимается им как затяжка времени, в течение которого гарантированно лишится значительной части своего единственного козыря — живых заложников.
В связи с этим мы вплотную приблизились к ситуации, когда Иерусалим становится перед выбором: еще какое-то время отвести на попытки договориться о реализации чего-то, напоминающего "план Уиткоффа", — или возобновить боевые действия. Шансы на то, что ХАМАС проявит сговорчивость, оцениваются как невысокие. Более того, террористы еще 4 марта сообщили об этом посредникам. Тем не менее судя по ряду источников, ожидать возобновления боевых действий в ближайшее дни все же не стоит. В Израиле хотят по максимуму использовать даже мизерный дипломатический шанс на реализацию упомянутого плана, в том числе, чтобы выказать американцам должное уважение. Пока же ожидается визит самого Уиткоффа, но, очевидно, раньше следующей недели это не произойдет.
Израиль настаивает на дальнейшем освобождении заложников в обмен на террористов и гуманитарку. Ситуация, при которой де-факто действует длительное перемирие, а заложники остаются в плену, для нашей страны абсолютно неприемлема. Поэтому правительство наращивает давление на ХАМАС и с начала недели остановило допуск в сектор гуманитарной помощи, включая продовольствие и топливо. На данный момент эта мера имеет по большей части психологическое и экономическое значение. Жизненно важных продуктов в Газе сегодня в изобилии и, судя по оценкам, хватит месяца на четыре. Но эффект достигнут: кое-что моментально подорожало или стало более дефицитным. И это неудивительно, ведь торговцы начинают придерживать товар. В свою очередь ХАМАС, главный фактор распределения продуктов питания и спекуляции ими, пытается воздействовать на торговцев угрозами.
Любопытная деталь: в течение этой войны одним из самых дефицитных товаров в Газе были сигареты. Поскольку товаром первой необходимости они не являются, Израиль, допуская в сектор большое количество грузов, табачные изделия придерживал, дабы многочисленные местные курильщики столкнулись с дефицитом.
Следующим шагом в процессе прессинга Газы может стать отключение воды и электричества. Но и в этом плане для местных жителей не все так прискорбно, поскольку воды израильского происхождения в Газе малая доля. С электричеством дело обстоит хуже, но пока есть топливо — а его за эти недели накопили немало, — может работать и местная электростанция, и многочисленные генераторы. Погода постепенно устанавливается теплая, световой день все длиннее, и это все ослабляет эффект отсутствия электричества.
* * *
Еще одной причиной, по которой боевые действия, вероятно, не возобновятся в ближайшие дни, стала смена начальника генштаба ЦАХАЛа. И практически сразу Эяль Замир отправился в Южный округ, чтобы уточнить с командованием территориальной дивизии "Газа" планы, стратегию и тактику. Согласно армейским источникам, Замир распорядился существенно их переработать, еще не будучи начальником генштаба.
С момента принятия решения о назначении Эяль Замир участвует в заседаниях форума генштаба и узкого военно-политического кабинета. Времени на раскачку у него практически нет, тем не менее он уже неплохо вошел в курс дел. Но все же для оптимального результата Замиру якобы собираются дать хотя бы "несколько дней без войны". Ему придется очень многое менять, причем на фундаментальном уровне. На мой взгляд, первоочередная подзадача нового главы генштаба — внедрение высоких стандартов в самых базовых вопросах. Например, в боевой подготовке сухопутных сил. О том, что ему предстоит сделать, я довольно подробно писал в материале, посвященном назначению Замира. Пожалуй, ни перед одним начальником генштаба в истории ЦАХАЛа еще не стояла столь сложная задача по восстановлению и реорганизации армии — ни после Войны Судного дня в 1973-м, ни в 2006-м после Второй ливанской.
Что же касается назначений, то на уровне прогнозов кое-что стало проясняться. Поразительно, но факт: несмотря на все внутриармейские расследования, до сих пор за провал 7 октября не был снят с должности ни один офицер! Единственная "жертва" — начальник разведки Южного округа, покинувший армию из-за нарушений этического характера (роман с подчиненной). Замиру предстоит "убрать" многих. Однако, судя по просачивающейся информации, массово головы не полетят: во-первых, смена единовременно многих офицеров высокого ранга — серьезное потрясение для армии, во-вторых, не хочется обижать некоторых старых товарищей. Для тех, кто к 7 октябрю занимал определенную должность, следовательно, отбыл почти всю общепринятую каденцию или даже больше, уход будет естественным. Так, например, произойдет с одним из несомненных ответственных за 7 октября, главой Оперативного управления генштаба генерал-майором Одедом Басюком. Совсем недавно он объявил о планирующейся отставке, но Замир ради плавного перехода попросил его остаться хотя бы на пару-тройку месяцев.
Похоже, что исходя из принципа "сразу всех коней на переправе не меняют", Замир не станет торопить с отставкой и командующего ВВС Томера Бара, и, возможно, некоторых других. Скорее всего, особым образом он обойдется со свежеиспеченным главой АМАНа, до 7 октября главой Департамента операций генерал-майором Шломи Биндером, назначение которого вызывало в ЦАХАЛе и обществе немало нареканий. В том числе и потому, что его действия до и в канун террористической атаки вызывает множество вопросов. Есть предположения, что Эяль Замир намерен тщательно ознакомиться с выводами внутриармейского расследования, касавшегося действий Биндера и возглавляемой ими структуры.
* * *
Пока в Газе продолжалось относительное затишье (по данным хамасовского "минздрава", за 1-й этап сделки от огня ЦАХАЛа там погибли не менее 116 человек), основное внимание было приковано к Северу и, в первую, очередь к Сирии. И это не только израильские удары по сирийской территории, но и демонстративная поддержка Иерусалимом тамошних друзов, которые ощущают определенную угрозу со стороны режима. Среди прочего Израиль в очередной раз пригрозил вмешаться на фоне столкновений в городке Джарамана, расположенном неподалеку от Дамаска.
Попутно были и другие высказывания, а также организованная МИДом передача продовольственной гуманитарки на сумму 3 млн шекелей. Вряд ли адресатам не хватает основных продуктов питания, но посыл вполне понятен. Среди самих друзов, в частности из расположенной в десятках километров от Израиля провинции Сувейда (главное место их компактного проживания), продолжаются разногласия. Вмешался в ситуацию (с антиизраильских позиций) легендарный ближневосточный флюгер — лидер большинства ливанских друзов Валид Джумблат. Причем, он нелицеприятно высказался о духовном лидере своих израильских соплеменников, шейхе Салахе Тарифе.
Среди событий в Ливане, стоит отметить особенно качественную ликвидацию: 4 марта ударом с БПЛА в своем автомобиле в районе Тира был уничтожен Хадж Саид Хашем, командир морской составляющей спецподразделения "Хизбаллы" "Радуан". А через короткое время в тот же день бойцы спецподразделения псевдо-арабов пограничной полиции МАГАВ уничтожили командира боевого крыла в Дженине Исера Саади.
"Новости недели"