Самолет оказался без управления из-за того, что второй пилот потерял сознание, а командир экипажа не мог вернуться в заблокированную кабину. Риск авиакатастрофы был весьма велик… В разное время нечто подобное случалось и с израильскими пилотами
Лилиана БЛУШТЕЙН
Эта история с самолетом Airbus A321 авиакомпании Lufthansa произошла в феврале 2024 года. Борт оказался без управления в течение примерно 10 минут после того как второй пилот потерял сознание в кабине, оставшись там один. Об этом стало известно из окончательного отчёта, опубликованного 16 мая 2025 года испанскими авиационными властями.
Инцидент произошёл на борту рейса LH1140, следовавшего из Франкфурта в Севилью. Ситуация развивалась стремительно: примерно за полчаса до посадки командир воздушного судна вышел из кабины в туалет, оставив второго пилота одного за штурвалом. По его словам, тот выглядел бодрым и здоровым. Однако, вернувшись восемь минут спустя, капитан не смог попасть обратно: второй пилот не отвечал на вызовы, а дверь в кабину осталась заблокированной.
Пять неудачных попыток ввести код доступа, тревожный звонок по интеркому и наконец — экстренный протокол: только после частичного восстановления сознания пилот сумел открыть дверь. Он выглядел "бледным, потным и дезориентированным", говорится в докладе. На помощь прибыли члены экипажа и пассажир-врач, после чего самолёт был незамедлительно направлен на запасной аэродром в Мадриде.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
В результате расследования было установлено, что у 38-летнего второго пилота произошло внезапное обострение неврологического заболевания, сопровождавшееся приступом потери сознания. Медицинская комиссия признала, что заболевание крайне трудно диагностировать, если симптомы не проявляются в момент обследования.
На борту в момент инцидента находились более 200 пассажиров. Благодаря работе автопилота и профессионализму капитана, ситуация не переросла в катастрофу.
Инцидент вызвал новую волну обсуждений политики допуска одного пилота в кабину. После трагедии Germanwings в 2015 году подобная практика была временно запрещена во многих авиакомпаниях. Однако впоследствии требование о втором члене экипажа было смягчено. Теперь испанские регуляторы рекомендуют Европейскому агентству по авиационной безопасности (EASA) пересмотреть действующие нормы.
Авиакомпания Lufthansa от комментариев отказалась.
Напомним, что случилось с самолетом Germanwings – дочерней компании Lufthansa, и тоже на маршруте между Испанией и Германией.
24 марта 2015 года во Французских Альпах разбился самолёт А320 авиакомпании Germanwings, летевший из Барселоны в Дюссельдорф. Лайнер врезался в одну из возвышенностей на скорости 700 км/ч. Шансов выжить ни у кого не было — погибли все находившиеся на борту 150 человек, включая виновника — 27-летнего второго пилота Андреаса Любица (встречается также написание фамилии как Любитц).
Трагедия в Альпах потрясла всё европейское общество и авиационные власти ЕС. Обстоятельства катастрофы и суицидальная мотивация Любица до сих пор слабо укладываются в голове.
Расследование причин крушения самолёта проводили французские и немецкие власти. Версия о вине второго пилота нашла подтверждение уже в первые дни после трагедии. 26 марта 2015 года прокуратура Марселя возбудила уголовное дело против Любица «о преднамеренном убийстве».
В комментарии журналистам прокурор Брис Робин подчеркнул, что лётчик сознательно направил самолёт к земле. Любиц перевёл автопилот в режим снижения, дождавшись, когда командир воздушного судна (КВС) покинул кабину. Заметив снижение лайнера, лётчик попытался прорваться на рабочее место, отчаянно ломал дверь, но так и не смог предотвратить катастрофу.
Как рассказал Робин, записи «чёрного ящика» А320 свидетельствуют о том, что Любиц действовал хладнокровно, и о его злонамерениях никто не подозревал, кроме КВС, спохватившегося в самый последний момент. По словам прокурора, крики напуганных людей были слышны только перед соприкосновением с землёй. Смерть членов экипажа и пассажиров была мгновенной.
Прокуратура Марселя и Дюссельдорфа объяснила катастрофу А320 психическим состоянием Любица. Лётчик посещал психиатра, принимал антидепрессанты, жаловался на приступы тревоги и проблемы со зрением (молодой человек плохо различал цвета).
В начале марта 2016 года газета Bild опубликовала записку, которую Любиц сделал за две недели до полёта. Пилот жаловался на прогрессирующую слепоту, недосып, постоянный стресс, непонимание психологов. Антидепрессанты, как считал лётчик, не помогали ему. Перед суицидом он увеличил их дозу в два раза.
Состояние Любица усугублялось расставанием с подругой и проблемами с потенцией, которые по понятным причинам создавали ему массу комплексов в сексуальной жизни и отношениях с противоположным полом. Девушка говорила о том, что лётчика периодически посещали мысли о совершении поступка, который сделает его всемирно знаменитым. Также Любиц якобы просыпался с криком: «Мы падаем!».
Согласно изученным записям домашнего компьютера второго пилота, незадолго до катастрофы он искал в интернете способы самоубийства. В частности, Любица интересовала возможность «быстрой смерти» с помощью ядов, но, видимо, в последний момент немецкий лётчик сделал другой выбор…
По сути, трагедия произошла из-за принципа врачебной тайны. Психиатры, у которых в частном порядке наблюдался Любиц, не стали сообщать его работодателю о психических проблемах пациента. Сам лётчик-самоубийца тщательно скрывал депрессию от коллег и медиков, проверявших его годность к полётам. Знакомые Любица характеризовали его как спокойного и дружелюбного человека, довольного своей работой в Germanwings.
Увы, доверяя свои жизни пилотам, пассажиры не могут предсказать, все ли в порядке с теми. Остается только надеяться, что полет пройдет нормально и самолет благополучно приземлится в пункте назначения.
* * *
В истории израильской и связанной с Израилем авиации были случаи, когда пилоты теряли сознание или испытывали серьёзные проблемы со здоровьем во время полёта. Ниже приведены наиболее известные инциденты.
15 мая 2014 года второй пилот рейса «Эль-Аль» LY289 из Тель-Авива в Венецию потерял сознание в кабине, упав на органы управления. Капитан, сохранив спокойствие, отстранил его от приборов, передал управление автопилоту и принял решение об экстренной посадке в Дубровнике. На борту находились 98 пассажиров. После оказания медицинской помощи пилот был доставлен в Израиль. Позже выяснилось, что он был вызван на рейс в последний момент и, вероятно, страдал от переутомления.
25 ноября 2019 года второй пилот рейса Air Europa из Тель-Авива в Мадрид потерял сознание во время руления перед взлётом. Самолёт, находившийся на взлётной полосе, был немедленно остановлен, и рейс был отменён. Пассажиры были отправлены другим рейсом на следующее утро.
Во время рейса «Эль-Аль» из Киева в Тель-Авив капитан по ошибке принял снотворное вместо лекарства от давления. В результате он почувствовал себя плохо и был вынужден покинуть кабину. Управление самолётом было передано второму пилоту, который благополучно завершил полёт. После краткого отдыха капитан вернулся в кабину.
В ноябре 2008 года самолёт «Эль-Аль», возвращавшийся из Европы, начал снижение на слишком низкой высоте в районе Модиина. Автопилот заметил, что самолёт приближается к холму, и немедленно скорректировал курс, предотвратив возможную катастрофу. Капитан был временно отстранён от полётов и понижен в должности.
В 2018 году в Израиле обсуждалась необходимость оценки ментального состояния пилотов после серьёзных инцидентов. Было отмечено, что ни процедуры «Эль-Аль», ни государственные авиационные нормы не учитывают психологическую готовность пилотов продолжать полёты после пережитых стрессовых ситуаций.