В 1942 году евреи подмандатной Палестины оказались на грани уничтожения — но катастрофу от них отвела битва при Эль-Аламейне, в ходе которой британские войска под командованием генерала Бернарда Монтгомери разгромили североафриканскую итало-немецкую группировку фельдмаршала Эрвина Роммеля
Дважды в период до создания государства Израиль британский фельдмаршал Бернард Монтгомери сыграл главную роль в защите еврейского населения Палестины. Об этом пишет корреспондент газеты "Jerusalem post" Мартин Зиф (перевод Давида Михаэли, "Новости недели").
Фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери был выдающимся британским военачальником времен Второй мировой войны и лучшим генералом после герцога Веллингтона. Его победа в битве за Нормандию в 1944 году превзошла триумф Веллингтона при Ватерлоо в 1815-м.
Однако у новых поколений как американских, так и британских историков Монтгомери не в моде. Первые не могут простить ему то, что он, не будучи американцем, имеет гораздо больше боевых заслуг, чем Эйзенхауэр и Брэдли. Вторые — его презрения к британским коллегам-генералам как к тупицам, дилетантам и бесполезным неудачникам, хотя в этом он был почти полностью прав.
Однако в трехтомной биографии выдающегося полководца, написанной историком Найджелом Гамильтоном, ему все же воздается должное. Эта работа остается наиболее полной из посвященных Монтгомери и одной из самых подробных и авторитетных биографий военачальников, когда-либо издававшихся на английском языке.
Основательным, ценным и хорошо написанным трудом, напоминающим о достижениях Монтгомери, является и новая книга профессора Уолверхэмптонского университета (Великобритания) военного историка Джона Бакли "Люди Монти".
На самом деле успех британской армии в 1944-45 гг. в Европе, которым авторы (особенно английские) пренебрегают, был наиболее выдающимся. После "дня Д" (день высадки союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года) они не дали возможности грозным, численностью до армейской группы силам вермахта разгромить значительно меньшие передовые части союзников, удержаться и организовать серьезное наступление, размолотили их пехотные и танковые подразделения, обеспечив тем самым знаменитый рывок американского генерала Джорджа Паттона через Северную Францию.
В конце войны в Западной Европе части Монтгомери вместе с американскими (к тому времени гораздо более многочисленными) полностью уничтожили сильнейшую со времен монголов Чингисхана военную силу, что обошлось Великобритании в 30 тыс. погибших и 100 тыс. раненых. Это относительно немного по сравнению с двумя миллионами убитых, раненых и пропавших без вести, в которых исчисляются потери легионов маршала сэра Дугласа Хейга в Первой мировой войне на том же театре военных действий.
Британские войска под командованием Монтгомери значительно превосходили нацистов в концентрации артиллерии и всесокрушающей авиационной поддержке наземных войск — ключевых областях сухопутной войны, игнорировавшихся и ныне игнорируемых английскими и американскими романтичными поклонниками танковых "прорывов" и блицкригов. Монтгомери никогда не застигали врасплох, как Эйзенхауэра и Брэдли в Арденнах, и даже цена его единственной неудачи в ходе продвижения к Арнему в сентябре 1944 г. составила лишь незначительную часть потерь Брэдли, Ходжа и Паттона в ходе безрезультатной кампании того же года.
Израильтяне никогда не осознавали того важнейшего обстоятельства, что, кроме всех этих потрясающих побед, Монтгомери в годы, предшествовавшие созданию еврейского государства, дважды сыграл центральную, критически важную роль в защите ишува и еврейского населения Палестины. Во-первых, он спас их от резни, подавив арабское восстание 1936-39 гг. — первую настоящую интифаду. Потом — от полного, в масштабах геноцида — уничтожения, остановив в ноябре 1942 г. в сражении у Эль-Аламейна продвижение нацистов, стремившихся захватить Ближний Восток.
Конечно, о его втором достижении знают больше. Победа над легендарным "Лисом пустыни" — фельдмаршалом Эрвином Роммелем — при Эль-Аламейне сделала Монтгомери самым известным и популярным генералом союзников. В 1942 г., когда его Африканский корпус еще успешно наступал, Роммель не возражал против размещения айнзацгрупп — специальных команд для массового уничтожения людей — в тылу его армии для истребления еврейского населения Палестины после вторжения туда нацистов.
Предыдущее решительное вмешательство Монтгомери в еврейскую историю не так известно (Бакли о нем не упоминает), но почти столь же важно. В 1938-39 гг., во время британского мандата, в звании генерал-майора он был представителем военного командования в северной части Палестины и сыграл решающую роль, умело и беспощадно применив подкрепления, предоставленные ему для подавления арабского восстания.
Эту честь приписывают романтичному капитану (впоследствии — генерал-майору) Орду Вингейту. Его легендарные "специальные ночные подразделения" стали местом, где получили свой первый боевой опыт некоторые самые выдающиеся генералы Израиля, из которых наиболее заметными стали Моше Даян и Игаль Алон. Как известно, впоследствии Даян говорил, что "даже сегодня каждый командующий израильской армии — ученик Вингейта".
Однако если специальные ночные подразделения и повлияли на ход восстания, то минимально. А Монтгомери, который их разрешил, в 1966 г. сказал Даяну, что считал Вингейта "психически неуравновешенным" и что "самым лучшим его поступком была гибель в авиакатастрофе". (Это мнение оспаривал Билл Слим — командующий 14-й армией, воевавшей в Бирме, где погиб Вингейт).
Общеизвестно, что после Второй мировой войны Монтгомери на посту начальника Имперского генштаба безуспешно пытался подавить партизанские действия ЭЦЕЛа и ЛЕХИ. Он ошибочно ожидал и пророчил, что ишув потерпит катастрофическое поражение в Войне за независимость; в преддверии войн 1956 и 1967 гг. он делал столь же мрачные и также не оправдавшиеся предсказания.
И все же Монти не был антисемитом. В последние годы жизни одним из его ближайших друзей был известный английский журналист, еврей Бернард Левин. Активно заботился он и о сотнях тысяч узников нацистских концлагерей, освобожденных его войсками.
Книга Бакли содержит не так много нового, но напоминает о незаслуженно забытых успехах Монти и объясняет, как они были достигнуты. В этом — ее наиболее ценная роль в историографии Второй мировой войны и в сохранении памяти о выдающемся и достойном восхищения человеке.
Перепечатка материалов из газеты "Jerusalem post", выходящих или цитируемых в онлайн-журнале "ИсраГео", категорически запрещена.
"В 1942 г., когда его Африканский корпус еще успешно наступал, Роммель не возражал против размещения айнзатцгрупп — специальных команд для массового уничтожения людей — в тылу его армии для истребления еврейского населения Палестины после вторжения туда нацистов."…Известно, что самого Роммеля как такового, евреи не интересовали, он был вояка, но в случае вторжения его частей на территорию Ишува, из Афин должна была прибыть айнзатцгруппа СС Вальтера Роуффа, которая с помощью арабов под предводительством Аль-Хуссейни и должна была провести "зачистку" от евреев. Разгром Роммеля войсками Монтгомери заставил Лиса Пустыни отступить в Тунис, и там наци успели навести страх на местных евреев, многие из которых угодили в Бизерту. Однако до тотального истребления тунисских евреев, к счастью, не дошло. В мае 1943 года немцы остатки корпуса капитулировали, а Роммель сумел избежать плена, был переведен на Запад. Жить ему оставалось недолго. Участие, пусть и косвенное, в заговоре против Гитлера вынудило его покончить с собой после провала "Заговора 20 июля"…