3 сентября Сергею Довлатову исполнилось бы 80 лет
Марк ЭПЕЛЬЗАФТ
Этюд-воспоминание
Он родился в сентябре грозного 1941-го. О нём, о Сергее Довлатове, мне рассказал впервые институтский друг — поэт Григорий Иофис. В 1989 году. В Москве. Я тогда читал на вступительных экзаменах в театральные училища прозу любимого на тот момент Владимира Войновича.
Гриша заметил: "Есть писатель посильней — и как стилист, и как сатирик-юморист. Его зовут Сергей Довлатов". Краем уха слышал это имя, когда был школьником. Мать часто ловила радио "Свобода", и фамилия эта там звучала.
Сперва прочёл "Иностранку" в каком-то из толстых журналов — сейчас не помню, в каком именно. Потом интервью Сергея Донатовича журналу "Иностранная литература". Какие-то рассказы в "Огоньке". Прочёл — и влюбился окончательно и бесповоротно. С этих пор читал всё, что выходило .
Уже в Иерусалиме, в университетской библиотеке, в начале 90-х, проглатывал книгу за книгой и запомнил наизусть этот фейерверк стилистики, печали и юмора. Так смеяться и плакать, как над книгами Довлатова, мне не приходилось больше ни над чьими книгами.
Его лирический герой оказался мне очень близок.
Довлатовский способ жить и думать — тоже.
Это и о том, что пока не перевелись макаронные изделия — готов жить в СССР, лишь бы свобода.
И о литературных агентах, не умеющих цивильно и отглажено вести себя ни в жизни, ни за столом.
И о невыносимой лёгкости бытия, и об отношении к любимым женщинам…
Его взгляды на происходящее в России не отличались практически от моих.
Каждое предложение — аккуратно и точно выписано, буквально выгравировано.
Плотность афоризмов на кусок текста — ошеломляла. Не говоря уж о стилистических и сюжетных перлах.
Он умер — как жил, между печалью и ничем, выбрав печаль.
Сергей Довлатов по сей день остаётся моим любимым писателем в современной русской прозе. И просто человеком, которого считаю близким. Его книги помогали мне выжить, когда тяжело болел.
Писал Сергей Довлатов и об Израиле.
Его статья в редакторской колонке газеты "Новый американец", посвященная принятому 1980-м году Кнессетом закону об аннексии Голанских высот, будет актуальна всегда. Позволю себе привести её целиком
КНЕССЕТ ПРИНЯЛ ВАЖНОЕ РЕШЕНИЕ…
Кнессет принял важное решение об аннексии Голанских высот.
Решение Кнессета вызвало единодушное осуждение большинства мировых правительств. В том числе и правительства США.
Все это порождает довольно грустные мысли. Я уже говорил, поведение государства и поведение человека — сопоставимы. Самозащита и обороноспособность — понятия адекватные. Разница в масштабах, а не в качестве.
Попробуем взглянуть на это дело с житейской точки зрения.
Я учился в послевоенной школе. К тому же — в довольно бандитском районе.
Времена были жесткие. Окружающие то и дело пускали в ход кулаки.
Меня это не касалось. Я был на удивление здоровым переростком.
А теперь вообразите хилого мальчишку, наделенного чувством собственного достоинства. К тому же — еврея в очках. Да еще — по фамилии Лурье.
Лурье приходилось очень туго. Местная шпана буквально не давала ему прохода.
Раза три Лурье уходил домой с побитой физиономией. На четвертый раз взял кирпич и ударил по голове хулигана Мурашку. Лурье выбил ему шесть зубов «от клыка до клыка включительно». (Так было сказано в милицейском протоколе.)
Я знаю, что драться кирпичом — нехорошо. Что это не по-джентльменски. С точки зрения БУКВЫ Лурье достоин осуждения. Но В СУЩНОСТИ Лурье был прав.
От Израиля ждут джентльменского поведения. Израилю навязывают БУКВУ международного права…
Я вспоминаю семьдесят третий год. Мы служили тогда в журнале «Костер». Однажды Лосев (нынешний дартмутский профессор) раздобыл карту Ближнего Востока. И повесил ее в холле комсомольской редакции.
Я взглянул и ужаснулся. Микроскопическая синяя точка. Слово «Израиль» не умещается. Конец — на территории Иордании. Начало — в Египте. А кругом внушительные пятна — розовые, желтые, зеленые.
Есть такая расплывчатая юридическая формулировка — предел необходимой самообороны. Где лежит этот злополучный предел? Нужно ли дожидаться, пока тебя изувечит шайка бандитов? Или стоит заранее лягнуть одного ногой в мошонку?
Казалось бы, так просто. Тем не менее, прогрессивное человечество с дурацким единодушием осуждает Израиль. Прогрессивное человечество требует от Израиля благородного самоубийства.
( «Новый американец», № 98, 26–31 декабря 1981 г.)