А цены растут…

0

Жить станет лучше, жить станет веселей

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Яков ЗУБАРЕВ

 

Завтрак я обычно начинаю с творога. Коттедж мне не нравится — я предпочитаю самостоятельно определять концентрацию любимого продукта, сочетая с ним такое количество сметаны, какое мне по душе. Покупаю обычно творог в магазине сети "Мания" — когда-то он стоил здесь 18 шекелей за килограмм, потом вырос до 20, а на днях я зашел и обомлел: 25 шекелей, то есть наценка сразу на четверть!..

Да, отдельные молочные продукты, цены на которые регулирует государство, недавно подорожали, но совсем незначительно — менее чем на один процент, так почему стоимость творога взлетела аж на 25 процентов? Даже с учетом того, что этот продукт не подконтролен ценовой комиссии министерства сельского хозяйства, понять такой скачок трудно. В другом развитом государстве — например, в Австрии, где существует специальный надзорный орган за соблюдением разумных правил рынка, — подобный случай немедленно привлек бы внимание организаций по защите прав потребителей, но у нас откровенно издевательская ценовая политика производителей и их посредников-продавцов вызывает возмущение только у рядовых покупателей.

Реформа импорта продовольственных товаров утверждена экономической комиссией кнессета в конце октября, но быстрых результатов ожидать от нее не приходится. Вместо этого мы слышим заявления руководителей крупных пищевых предприятий и фирм-импортеров о том, что они намерены поднять цены на свои товары. Аргументация звучит вполне убедительно: рост мировых цен на сырье, на корма для животных, на транспортные перевозки. Однако все эти расходы не занимают в себестоимости продукта то место, которое им пытаются придать производители, и председатель финансовой комиссии кнессета Алекс Кушнир четко заявил, что нет никаких серьезных причин для повышения цен на продовольствие. Но если подобные заявления не подкреплены законодательной базой и жестким контролем со стороны Антимонопольного комитета, они, по сути, мало чего стоят.

Между тем, повышение цен уже наяву. Упомянутый творог — далеко не единичный пример. Твердые сыры, которые недавно можно было купить по 50-60 шекелей за килограмм, теперь стоят 70-80 шекелей. Бутылку подсолнечного масла я покупаю уже не по 11, а по 13 шекелей, но переплата на самом деле больше, поскольку пластиковая упаковка вмещает в себя уже не литр, а только 900 миллилитров. И такие фокусы проделывают в последние время многие производители: если "стесняются" поднять цены на свой товар открыто, то проводят скрытое удорожание, продавая упаковки меньшего веса.

Объявленная министерством финансов реформа импорта продовольственных товаров вступает в действие с начала нового года и коснется она, в первую очередь, молочных продуктов — йогурта, мягких сыров жирностью до 5% и прочего. На импорт этих товаров, которые в Израиле стоят вдвое дороже, чем в Европе, полностью отменяются таможенные пошлины. Однако с твердыми сырами, которые у нас продаются по заоблачным ценам, положение иное: пока только поднимается квота на их ввоз — с 6 тысяч до 9 тысяч тонн в 2022 году и еще плюс 3 тысячи тонн — в 2023-м. Годовой спрос на твердые сыры в нашей стране достигает 50 тысяч тонн, значит, через два года лишь около 30 процентов этой продукции будут конкурировать с местными производителями. Насколько это скажется на ценах, предсказать нетрудно.

Почти такое же положение с овощами и фруктами. Под давлением фермеров министерство финансов создало комиссию, которая проверит разницу между ценами, что получают за свою продукцию фермеры, и теми, которые платим мы, потребители. Честно говоря, меня как покупателя не вдохновляет создание очередной комиссии, поскольку я по собственному опыту знаю, сколько стоят фрукты в зимний период в Европе, и сколько у нас — даже в сезон сбора урожая. Одно утешение — сам премьер-министр пообещал санкционировать снижение таможенных пошлин на импорт овощей и фруктов с начала нового года.

Одновременно минфин планирует поднять цены на молочные продукты, которые находятся под контролем государства. Поначалу на повестку дня встал вопрос о полной отмене контроля над ними и открытии данного рынка для свободной конкуренции, но в результате было решено — в обмен на реформу таможенных пошлин по другим молочным продуктам — удовлетворить просьбу производителей о повышении подконтрольных цен. Естественно, это приведет к росту стоимости не только молока, сметаны и сливочного масла, но и на ряд других продуктов, основой которых является молоко.

* * *

Пока что на фоне ползучего удорожания продуктов остается надеяться только на обещанное утолщение нашего кошелька. Как известно, с начала 2022 года повышаются размеры пособий Ведомства национального страхования малоимущим гражданам пенсионного возраста, а также минимальной заработной платы. Наша газета публиковала конкретные цифры, но повторить не мешает: пособие по старости для пенсионера-одиночки до 80 лет увеличится с учетом социальной надбавки ("автахат-ахнаса") до 3710 шекелей в месяц, а для пары — до 5862 шекелей. Для пенсионеров старше 80 лет суммы будут немного больше. То есть повышение составит примерно от 500 до 700 шекелей и достигнет, как обещал лидер партии НДИ Авигдор Либерман, 70 процентов от минимальной заработной платы.

Несомненно, на сегодня это солидная добавка к скромному бюджету пожилого человека, не имеющего никаких дополнительных доходов в виде заработанной пенсии и финансовых накоплений. Насколько она окажется эффективной спустя определенное время? Из опыта предыдущего увеличения пособий мы знаем, что рынок овощей и фруктов ответил на это очередным взвинчиванием цен, которое, по сути, быстро проглотило дополнительные деньги стариков. Чтобы эта ситуация не повторялась, важно было бы запустить механизм, предотвращающий подобные действия. Однако, как я уже отметил, реформа импорта продуктов питания пока не дала результатов, а они — одна из основных статей расходов пожилого человека.

Еще один важный момент реформы материального обеспечения пожилых — размер пособий будет индексироваться в соответствии с увеличением минимальной зарплаты, которая, как обещают, постепенно вырастет до 6000 шекелей в месяц к декабрю 2025 года — в соответствии с пакетной сделкой, заключенной министерством финансов, Госбанком, Гистадрутом и Объединением промышленников. Таким образом, почасовая оплата труда вырастет с нынешних 29 до 32,2 шекеля. Много это или мало? Достаточно ли 6000 шекелей для достойного существования? Давайте, сравним с другими странами.

Минимальная почасовая заработная плата в Германии, самая высокая в Европе, возрастает в наступающем 2022 году с 9,6 до 12 евро, причем сразу, а не за несколько лет. Правда, инфляция в германии достигла рекордного за три последних десятилетия значения — свыше 5 процентов, что, несомненно, подтолкнуло новое правительство ФРГ на существенное повышение "минималки".

В США также намечается увеличение минимальной заработной платы. Здесь каждый штат самостоятельно определяет ее размер, и 26 из них уже объявили о повышении с начала января. В Калифорнии, к примеру, минимальная оплата труда составит 15 долларов в час, в Массачусетсе -14,2 доллара и в Нью-Йорке — 13,2 доллара. Конгресс США два года назад одобрил предложение о повсеместном повышении к 2025 году минимальной заработной платы до 15 долларов в час, но сенат "похоронил" эту идею, и теперь администрация Джо Байдена намерена вернуться к ней, поскольку инфляция в Америке тоже зашкалила — 6,2 процента.

Казалось бы, в Израиле положение лучше: индекс потребительских цен с начала 2021 года вырос "всего" на 2,6 процента, но это рекордный показатель для последних двенадцати лет, а прогноз сулит 3-хпроцентный рост за год. Если темпы инфляции сохранятся в ближайшие годы, то намеченный ежегодный рост минимальной заработной платы на 100 шекелей, или менее чем на 2 процента, не окажет существенного влияния на доходы малооплачиваемой части населения и к 2026 году будет полностью "съеден".

В то время, как во многих странах Европы реальный рост минимальной заработной платы составил за последние годы около 10 процентов, и ее величина по отношению к средней заработной плате достигла 50-60 процентов, у нас происходит обратное явление. Экономический обозреватель газеты "Маарив" Шломо Маоз отмечает, что в Израиле минимальная зарплата по отношению к средней снизилась с 42 процентов в 2015 году до 40 в нынешнем. И пока она будет черепашьими шагами добираться до обещанных 6000 шекелей, средняя зарплата, понятное дело, стоять на месте не будет. Так что неизвестно, сможем ли мы и через пять лет привести в норму соотношение между минимальной и средней заработными платами, от чего также зависит благосостояние малоимущих слоев населения.

Повышение зарплаты-минимум предполагает несколько эффектов. Во-первых, оно увеличивает мотивацию работников и их производительность труда, во-вторых, стимулирует безработных к возвращению на рынок труда, в-третьих, ведет к росту потребления и, следовательно, к развитию экономической активности. Правда, рост потребления способствует ускорению инфляции, но для того и существуют экономические рычаги, чтобы сгладить ее негативные последствия.

Нельзя не учитывать и другой немаловажный момент. Мы помним, как на фоне осуществленного несколько лет назад повышения минимальной зарплаты многие предприниматели вынуждены были увольнять работников из-за риска нерентабельности производства. И сейчас, если расходы на возросшую минимальную зарплату окажутся выше, чем производительность труда в той или иной отрасли, работодателю снова придется сокращать штат. Следовательно, важно заранее предусмотреть курсы переквалификации для уволенных сотрудников, или меры для поддержки малорентабельных по объективным причинам предприятий — с тем, чтобы предотвратить массовые увольнения. Ну, и не стоит забывать о том, что уже сейчас действует определенная поддержка низкооплачиваемых работников — так называемый отрицательный налог, при котором человек, чей доход не превышает 6000 шекелей в месяц, может раз в год получить компенсацию от налоговой службы.

[nn]

ОТ РЕДАКЦИИ

Начиная с января 2022 года могут повыситься цены на некоторые виды продукции компании "Сугат". На 8% могут подорожать рис, манная крупа, чечевица и зерна хумуса. Также ожидается подорожание подсолнечного масла. Сайт Девятого канала израильского ТВ отмечает, что в течение года "канола" (рапсовое масло) уже подорожала примерно на 35%.

Есть информация и о росте цен на макаронные изделия.

Подорожание объясняют изменением ситуации на мировых рынках продовольствия.

Сами себе хозяева, или что такое GIG-экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий