Недавно девятнадцать профессоров и преподавателей юридических факультетов израильских вузов опубликовали открытое письмо против глубоко ошибочного и непрофессионального, по их мнению, решения БАГАЦа, и – особенно – частного постановления судьи Давида Минца, который, видимо, и убедил коллег Ицхака Амита и Офера Гропскофа принять именно такое решение
Петр ЛЮКИМСОН
Речь идет о поистине уникальном случае в истории страны: никогда прежде академическая элита не позволяла себе ставить под сомнение справедливость решений БАГАЦа, да еще таким образом – в виде открытого письма в газете "Аарец". И какого письма! Его авторы обвиняют судью Минца в вопиющем попрании международного права, очевидном даже для ребенка, создании опасного прецедента, угрожающего израильской демократии, и других смертных грехах. Чтобы понять, что именно так возмутило нашу профессуру, готовящую новые поколения израильских юристов, следует обратиться к относительно недавней истории.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
В 1980 году на пустынном земельном участке южной части Хевронского нагорья ЦАХАЛ создал закрытую военную зону, или, проще говоря, стрельбище под названием "Шетах 918". В конце 1990-х жители расположенной неподалеку деревни Ята, из которой вышло немало террористов, неожиданно стали вести на стрельбище сельскохозяйственные работы, затем воздвигли там временные постройки, далее несколько постоянных домов – разумеется, что без всякого на то разрешения. ЦАХАЛ в ответ обратился в БАГАЦ за разрешением снести эти строения. Ряд правозащитных организаций выступили в суде с заявлением, что именно ЦАХАЛ не имел никакого права вести строительство на "оккупированной территории", поскольку это противоречит международному праву и Женевской конвенции. К тому же речь идет о частном участке, принадлежащем местным арабским семьям, которые жили там испокон веков, и следует просто вернуть их хозяевам.
Судя по всему, с юридической точки зрения позиция правозащитников была не очень сильна, поскольку БАГАЦ тогда по своему обыкновению решил ничего не решать и предложил сторонам уладить конфликт между собой. Начались переговоры, в ходе которых, по словам представителей БАГАЦа, ответчикам по иску были сделаны более чем щедрые предложения: узаконить за ними право на другой ничейный участок земли и выдать разрешение на ведение на нем сельскохозяйственных работ и строительства. Переговоры шли целых 12 лет. По словам армейских юристов, правозащитники искусно их затягивали, а жители Яты тем временем продолжали активно осваивать "Шетах 918". Наконец, в 2013 году дело снова оказалось в БАГАЦе, и судья Ицхак Амит решил принять компромиссное решение, которое, по сути, было в пользу жителей ПА: незаконные постройки должны быть снесены, но ЦАХАЛ разрешит жителям Яты собираться в закрытой военной зоне в два последних дня каждой недели, а два месяца в году эта земля будет и вовсе полностью переходить в их распоряжение для проведения сельскохозяйственных работ.
Однако и это решение не устроило ни палестинцев, ни активистов левых организаций, ни политиков, и они подали сразу две апелляции. Снова началось затягивание времени всевозможными способами, пока, наконец, на прошлой неделе бригада из трех судей постановила, что либо все незаконные строения на спорном участке должны быть снесены, либо их хозяева все же договорятся с ЦАХАЛом, но уже без вмешательства суда. К решению было приложено объясняющее его особое постановление судьи Минца, которое и вызвало термоядерный взрыв гнева у сторонников левого политического лагеря. Что ж, их можно понять: постановление в каком-то смысле является историческим.
В самом его начале судья Минц отмечает, что, поскольку Израиль не подписал Женевскую конвенцию, таковая его ровным счетом ни к чему не обязывает. Он соглашается с тем, что создание стрельбища на контролируемой Израилем территории выглядит проблематичным с точки зрения международного права, но указывает, что в случае возникновения противоречия между этим правом и израильским законодательством суды страны должны руководствоваться именно последним, как это происходит во всех правовых государствах мира. И закон этот должен быть единым для всех жителей контролируемых территорий — еврейских поселенцев и арабов.
Далее в постановлении отмечается, что ответчики не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что данный участок действительно когда-либо принадлежал частным лицам. Аэрофотосъемка, проведенная перед тем, как ЦАХАЛ объявила данную территорию закрытой военной зоной, а также десятилетиями ранее, однозначно свидетельствует, что данный участок никем не был заселен и на нем никогда не проводились сельскохозяйственные работы. Более того, в течение почти двух десятилетий те, кто называет себя хозяевами этой земли, на нее почему-то никак не претендовали. Так с чего вдруг им это взбрело в голову?!
Необычайно язвительной критике подверг судья Минц и представленное суду "научное заключение" антропологов Беэр-шевского университета, согласно которому арабы жили на этом участке с незапамятных времен. Как выяснилось в суде, "заключение" было сделано… на основе бесед с арабскими жителями данного района, что, по мнению судьи, просто несерьезно и к науке никакого отношения не имеет.
Наконец, Давид Минц отметил, что ответчики все эти годы цинично использовали БАГАЦ и юридическую систему Израиля в политических целях. Никто из судей Верховного суда ранее не позволял себе подобного замечания по отношению к левым активистам!
Разумеется, "Открытое письмо" 19 профессоров и доцентов юрфака попало и в поле зрения обозревателей правых СМИ – прежде всего, газеты "Макор ришон" и "Бэ-Шева". По их мнению, непосредственные авторы письма постановления судьи Минца не читали, ограничившись посвященной ему статьей в "Аарец", поскольку не приводят каких-либо контраргументов на предельно четкие и логичные аргументы Давида Минца. А остальные просто поставили подписи под письмом, даже не вникнув толком в его содержание.
Борьба вокруг "Шетах 918", безусловно, не завершена. Более того, руководители ряда поселков Негева говорят, что еще более серьезная проблема существует с расположенным рядом участком "Шетах 917", на котором палестинцы тоже ведут интенсивное строительство.
"Этот участок расположен на самой "зеленой черте" и частично за нею. Это наша "линия Мажино". Ни в коем случае нельзя отдавать его арабам! Но БАГАЦ на прошлой неделе нас действительно порадовал", — прокомментировал ситуацию мэр поселка Омер Пини Бадаш.
[nn]
P.S.
Насчет мнения беэр-шевских "учоных", что apaбы здесь жили "испокон веков". Деревня Ята, знаменитая как рассадник террора, расположена на территории библейского города Юта. Ну а уж пустыри возле этого городища вообще никогда не заселялись представителями "самой мирной религии". Но наши "сводные братцы", поддержанные левомыслящей израильской профессурой, придерживаются принципа "и моё — моё, и твоё — моё, да и вообще – всё здесь моё".