В тени Юрия Гагарина

0

В Космос первым полетел один человек. И его образ затмил тех, кто находился рядом с ним

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владислав КАЦ, Нетания

 

Более полувека прошло с того времени, когда на прилавках книжных магазинов впервые появилась книга Юрия Гагарина "Дорога в Космос". Вслед за первым изданием книга стотысячными тиражами неоднократно выходила в издательствах "Правда", "Молодая гвардия", "Детгиз". Рекордсменом по количеству изданий книги на русском языке и общему тиражу стали военные товарищи. "Дорогу в Космос" издательство Министерства Обороны СССР поначалу выдавало на-гора каждый год, затем возвращалось к её изданию, всего, как минимум, семь раз.

Кроме того, по сообщению ТАСС, книга Ю.Гагарина "Дорога в космос" вышла на 22 языках народов СССР и стала самой читаемой книгой в Советском Союзе.

Некоторое время спустя центральные и региональные газеты начали активно печатать свидетельства очевидцев, воспоминания близких, друзей, сослуживцев первого космонавта, дополнявшие, уточнявшие, а подчас и опровергавшие некоторые факты, о которых рассказал в своей книге Гагарин.

К апрелю 2011 года средства массовой информации, включая интернет, обнародовали тысячи разнообразных очерков, а также воспоминаний лиц, знавших Ю.А.Гагарина и имевших отношение к его полёту в Космос. Появились несколько сот новых книг о нём, написанных разными авторами. Внимание отдельных журналистов привлекли фамилии персонажей из окружения Гагарина. В своих сочинениях они с восторгом восклицали: "Как это все-таки удивительно: многие люди, имевшие отношение к Гагарину или к первому полету в космос, носили фамилии старинных дворянских родов!".

В связи с этим мне бы хотелось обратить внимание читателей на другие фамилии, оставленные большинством авторов без внимания.

В 2007 году журнал "Приокские зори" опубликовал в сокращении документальную повесть Льва Толкалина "Юрий Гагарин — наш одноклассник ". Её автор академик Международной академии информатизации, доктор наук, профессор Тульского госуниверситета Лев Николаевич Толкалин хорошо знал Гагарина ещё по Гжатску. Оба они учились в одном классе базовой школы номер 1. Наряду с массой других интересных фактов Толкалин написал, что классным руководителем школьника Юры Гагарина был преподаватель математики Натан Вульфович Марьяхин.

Здесь необходим небольшой комментарий. На страницах книги "Дорога в Космос", а также в жизнеописаниях Гагарина, подготовленных другими авторами, достойное место уделено учителям, преподавателям, инструкторам и другим наставникам будущего космонавта. Имя Марьяхина ни в одном сочинении не упоминается. Почему так случилось — сейчас уже никто не скажет. Возможно по недоразумению. Спасибо Льву Николаевичу за восстановление исторического факта.

Отсутствие в жизнеописаниях Ю.А.Гагарина персонажей с именами, подобными имени Н.В.Марьяхина, ни в коем случае не должно навести читателей на мысль, будто близкое окружение Гагарина состояло исключительно из русских и украинцев. Могу заверить, что это не так. И в числе наставников, и среди друзей Юрия Алексеевича евреи присутствовали на разных этапах его жизни.

Немалое влияние на формирование характера юноши Гагарина оказал физрук Саратовского индустриального техникума Г.Г.Соколов.

Индустриальный техникум был весьма своеобразным учебным заведением. От всех остальных техникумов города Саратова Индустриальный отличался ещё и тем, что на учёбу туда, без вступительных экзаменов, "в виде исключения" принимали даже малограмотных парней, при условии наличия у оных звания "мастер спорта СССР", а в отдельных случаях и первого разряда по престижному виду спорта (бокс, борьба, лёгкая атлетика, лыжи, футбол и проч.).

Все спортсмены, зачисленные в техникум, находились под надёжной опекой физрука Геннадия Григорьевича Соколова. Работать в техникуме одессит Соколов начал почти одновременно с поступлением туда Юрия Гагарина. Оба, как говорится, попали в струю. Бурная натура Соколова требовала деятельности, а в здесь его поддерживали директор техникума и областное начальство. За короткий срок Соколов добился, чтобы в общежитии на улице Радищева у индустриков появился свой спортзал. Наиболее деятельных учащихся он привлёк в состав спортивного актива. По его рекомендации Гагарина утвердили в техникуме секретарём совета ДСО "Трудовые резервы".

По воспоминаниям Н.В.Ильина однажды Гагарин предложил товарищам купить вскладчину фотоаппарат. Геннадий Григорьевич Соколов, узнав об инициативе своего юного помощника, вручил ему фотокамеру "ФЭД". Когда Гагарин попытался отдать ему уже собранные деньги, Соколов отмахнулся, сказав: "Денег не надо. Лучше купите себе конфет".

Физрук Соколов и химик Дзякович пользовались у учащихся непререкаемым авторитетом. А.Н.Дзякович кроме преподавания руководил обучением будущих литейщиков.

Соколов, в отличие от Дзяковича, высшего образования не имел. Отсутствие диплома не помешало ему стать профессионалом высокого уровня. Кубки, завоёванные спортсменами СИТ на соревнованиях и спартакиадах являлись предметом гордости всего администрации техникума.

Когда Гагарин полетел в Космос, журналисты первым делом ринулись в аэроклуб и в Индустриальный техникум, надеясь получить как много больше информации о космонавте.

Ни в первом, ни во втором случае им никто толком ничего нового не рассказал. Инструктор Д.Мартьянов, учивший Гагарина летать, в ДОСААФ давно не работал, став лётчиком-испытателем.

Геннадий Соколов временно отсутствовал в Саратове. По распоряжению директора он срочно выехал в Москву. Накануне в Саратов звонил помощник председателя Государственного комитета при Совете Министров СССР по профессионально-техническому образованию Г.И.Зеленко. Он дал команду как можно быстрее направить в Москву все сведения о Гагарине, а главное — его документы, имевшиеся в архиве.

Личное дело Ю.А.Гагарина нашли без труда. Далее возникла проблема: кому доверить бумаги, вдруг ставшие ценными документами, государственного значения.

Директор принял решение командировать в Москву преподавателя физвоспитания Соколова. Кто-то из ближайшего окружения директора начал было возмущаться, мол что это такое? Получается, что кроме физрука, к тому же еврея, других достойных людей в коллективе не нашли!

Директор, в свою очередь, моментально осадил недовольных, сказав: "Прекрасно вас понимаю. Я бы и сам не прочь выполнить такую почётную миссию. Но если вдруг сам Генрих Иосифович пригласит к себе, начнёт расспрашивать о Гагарине — мне что, краснеть перед ним?".

Сохранился рассказ Соколова о его поездке в Москву.

"Меня директор техникума срочно командировал в Москву, чтобы вручить "Личное дело Гагарина" Главному управлению трудовых резервов. 14 апреля приезжаю в Москву. Народу кругом полно. Люди с флагами, с транспарантами идут куда-то. Спрашиваю: "Что за праздник?" Говорят: "Гагарин прилетает. Идем встречать его на Красной площади". Я — туда! Милиция из оцепления меня не пускает. Показываю: "Личное дело Гагарина Юрия Алексеевича" их полковнику. Он с интересом посмотрел и дал команду пропустить меня. Иду. Натыкаюсь на второе оцепление. Тоже не пускают. Показываю "Личное дело" майору. Он тоже посмотрел документы Гагарина, подумал… но пропустил "учителя Гагарина". Иду дальше. До Красной площади осталось немного. Тут новое оцепление. Вновь показываю документы Гагарина старшине. Он посмотрел и… не пропустил. Говорю ему: "Я — учитель Гагарина!" Он: "Мы все учителя Гагарина". Ну, что делать?! Пошел в ресторан, заказал себе и ребятам за моим столиком по сто грамм водки. Говорю им: "Выпьем за моего ученика Юру Гагарина!" Тут все всполошились, стали подходить к нашему столу со своей водкой и закуской…" (В.И.Россошанский "Феномен Гагарина").

К Соколову Гагарин всегда относился с симпатией и почтением. Соколов, безусловно, гордился своей близостью к первому космонавту, но в отличие от многих других, общался с ним запросто, как и прежде называл Юркой.

В январе 1965 года Гагарину наконец удалось съездить в Саратов. На перроне железнодорожного вокзала его встречали все партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и прочие руководители из числа местной номенклатуры. Естественно, что физрука Соколова, с его характерной внешностью, представители элиты старались оттеснить как можно дальше.

Соколов отошёл в сторону и ждал. Едва вагон состав остановился и встречавшие ринулись к двери вагона, в проёме которой появился Гагарин с женой, Соколов что было сил крикнул: "Юрка-а!" и начал призывно махать рукой.

Встречавшие опешили. Милиция было рванулась утихомирить крикуна, но Гагарин, узнав своего наставника, поспешил ему навстречу, раскрыв объятья.

Они старались держаться вместе при поездках Гагарина по городу. Покидая Саратов, Юрий Гагарин предложил Соколову скоротать с ним дорогу. Приехав наутро в столицу, космонавт не отпустил Соколова, а потащил его к себе домой.

В Саратов Соколов вернулся через несколько суток. Гагарин подарил ему какие-то сувениры. Самым ценным из них Соколов считал фото космонавта с надписью: "Геннадию Григорьевичу Соколову — преподавателю, воспитателю и хорошему другу с самыми добрыми пожеланиями во всем хорошем, Гагарин. 9.1.65 г.".

ДОКТОР ВИТАЛИЙ ВОЛОВИЧ

Фотоснимок, а точнее, кинокадр, отснятый 12 апреля на борту самолёта в процессе эвакуации Гагарина из района приземления, обошёл страницы большинства газет. Первого космонавта на нём узнать нетрудно, тем более подпись под снимком подтверждала его личность. Остальные трое попутчиков Гагарина поначалу мало кого интересовали. Из всей троицы лишь один человек хорошо знал космонавта. На снимке он слева, с парашютным значком на кителе. Спустя некоторое время и его имя станет широко известно. На протяжении 50 лет интервью с полковником медицинской службы Виталием Воловичем и очерки о нём будут часто появляться на страницах российской и зарубежной прессы.

Человек он действительно незаурядный. Причастность к событию 12 апреля 1961 года всего лишь один из многочисленных эпизодов из его воистину героической жизни, которую Виталий Георгиевич делал сам. Иногда, правда, элементы случайности вносили заметные коррективы в его послужной список.

После завершения учёбы в Военно-медицинской академии капитан Волович стал десантником. Его медицинская служба началась с должности батальонного врача в гвардейском парашютно-десантном полку под городом Тулой. Там молодой доктор всерьёз увлёкся парашютным спортом.

Через пару лет на счету Воловича имелось более 70 выполненных прыжков с парашютом, что и сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе.

В 1949 году капитан Волович был временно откомандирован в распоряжение Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП), и в качестве флагманского врача, участвовал в Высокоширотных воздушных экспедициях "Север-4" и "Север-5". Что кроется за приведённой выше фразой, столь солидно звучащей? Некоторое представление можно получить из другой фразы, принадлежащей самому Воловичу: "Дрейфовали на льдине в Северном Ледовитом океане, на 76-й широте. Не хватало газа и бензина, палатки прохудились, ночью внутри температура падала до минус 25. Все засекречено, никто из родственников не знал, где мы".

Глубоко засекречена была вся последующая служба Воловича. Соседи по дому даже не догадывались, что добродушный офицер Виталий Георгиевич причастен к таким делам, которые в 60-е годы могли восприниматься как фантастика.

Задолго до полёта первого космонавта подполковник Волович разработал специальную программу. Она предусматривала оказание космонавту первой медицинской помощи в любой точке планеты, где бы ни завершился космический полёт.

12 апреля Волович должен был первым встретить Гагарина и провести его медицинский осмотр. На этот раз непредвиденные обстоятельства помешали ему своевременно оказаться рядом с первым космонавтом. Лишь через несколько часов после приземления Волович осмотрел Гагарина на борту самолёта.

Жизнь Воловича вместила такое множество удивительных событий, что рассказ о них требует отдельного повествования, что я постараюсь со временем сделать.

Последний раз мне довелось встречаться с В.Г.Воловичем в 2005 году. С той поры немало воды утекло, а он по-прежнему полон энергии и увлечён творческой работой.

МАРК ГАЛЛАЙ

Марк Лазаревич Галлай был и остаётся кумиром для многих авиаторов и влюблённых в авиацию людей. Он и сам с юношеских лет болел авиацией, да так сильно, что в 23 года (!) получил право участвовать в лётных испытаниях самолётов, став лётчиком-испытателем.

Рассказать о Галлае на нескольких страницах просто невозможно. Он сам написал немало интереснейших книг. Кинорежиссёр Эльдар Рязанов считал Галлая идеальным человеком: "При героической биографии у него была совершенно негероическая внешность. Он был похож на учителя ботаники из средней школы, — рассказал в интервью РИА Новости Рязанов. — При этом он обладал совершенно поразительным чувством юмора и иронии, в первую очередь, к самому себе. Если он встречал несправедливость, то шел ее исправлять, невзирая ни на что".

Из биографии М.Л.Галлая.

В июле-сентябре 1941 года Галлай — летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО Москвы), — совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолет противника в самом первом бою над Москвой 22 июля 1941 года.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, 1 мая 1957 года Марку Галлаю было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году он был уволен в запас в звании полковника, а через год в числе первых ему было присвоено звание Заслуженный летчик-испытатель СССР. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов, включая вертолёты. Занимался научно-исследовательской работой в области динамики полета, стал доктором наук, получил звание профессора. В 1960-1961 годах работал инструктором-методистом первого отряда космонавтов.

Он обучал их ручному пилотированию космического корабля "Восток".

Космонавтам доводилось общаться с многими выдающимися лётчиками. Марк Лазаревич занимал среди них особое место. Правда, не все это поняли своевременно.

Он был рядом с Гагариным и 12 апреля 1961 года, вселяя в него уверенность в благополучном исходе эксперимента. За 15 минут до старта площадку последними покинули и спустились в бункер управления пуском Королёв, Келдыш, Ивановский и Галлай. Само написание этих фамилий в одном ряду говорит о многом. Позже Ярослав Голованов отметит, что, строго говоря, Галлаю, как инструктору-методисту по пилотированию, делать во время старта в бункере было нечего, но Королев включил его в число тех немногих, кто мог видеть и запомнить эти воистину исторические минуты.

Полковник Галлай был едва ли не единственным офицером, которому было доверено провожать Гагарина в космический полёт и вместе с членами Государственной комиссии беседовать с ним на следующий день после возвращения из Космоса. Добрые отношения между ними продолжались до гибели Ю.А.Гагарина.

ЮРИЙ ЛЕВИТАН

Популярность диктора Всесоюзного Радио Юрия Левитана в своё время просто не имела границ. Всем жителям Советского Союза был знаком его голос, все знали кому он принадлежит. О каждом значительном событии люди узнавали из уст Левитана, слушая радио, слушая Левитана.

В роковые сороковые после того, когда 22 июня министр иностранных дел В.Молотов сообщил о нападении на СССР гитлеровских войск, все последующие сообщения Совинформбюро о положении на фронтах, как и приказы Верховного Главнокомандующего, озвучивал Левитан.

При столь высокой популярности и авторитете Левитана в разных слоях общества, его биографию мало кто знал, за исключением близких людей и официальных структур. В отличие от столь же популярного тёзки Левитана, космонавта Юрия Гагарина, ряд лет внешность выдающегося диктора приходилось тщательно скрывать. Соответствующими службами через газеты запускалась деза относительно особых примет Левитана. Он постоянно находился под защитой телохранителей из органов НКВД.

Почти полвека Юрий Левитан оглашал важнейшие политические документы, вёл репортажи с Красной площади и из Кремлёвского дворца съездов. Тем не менее высокими званиями и наградами советское Правительство (читай партия) Левитана не баловало.

За год до смерти Левитана впервые в истории Всесоюзного комитета по радиовещанию и телевидению один из его сотрудников стал Героем Социалистического Труда. Безусловно, это был не Левитан, а председатель Комитета Сергей Лапин, чьё правление вошло в историю организации как период антисемитизма.

Несмотря на отсутствие у Левитана высоких званий и наград, Юрий Гагарин дорожил дружескими отношениями с ним. Именно Юрий Левитан 12 апреля 1961 года огласил сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство:

"…Через несколько минут за мной приходит машина и на дикой скорости доставляет в студию.

Там вручают мне текст "Сообщения ТАСС о полете человека в космос", я бегу по длинному коридору, быстро схватывая смысл написанного. Меня останавливают товарищи и спрашивают: "Что произошло? О чем сообщение?" Я кричу:

— Человек в космосе!

— Кто?!

— Гагарин!

Захлопнулась дверь в студии. Машинально взглянул на часы: 10 часов 02 минуты. Включил микрофон:

— Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..".

Оба Юрия, старший и младший (Левитан был на 20 лет старше Гагарина), не один раз встречались на разного рода мероприятиях. Кроме того, Левитан бывал у Гагариных дома, в гостях. Как часто им удавалось общаться, трудно сказать. Во всяком случае, точно известно, что отведать у Гагариных пельмени домашнего приготовления Левитану однажды удалось. Об этом подробно рассказано в книге Эллы Тарановой "Левитан. Голос Сталина".

Продолжая разговор об учителях, наставниках и товарищах Ю.А.Гагарина было бы несправедливо обойти молчанием людей, чьи знания, труд и талант сделали возможным полёт Гагарина в Космос. Отдавая дань уважения и памяти всем творцам ракетно-космической техники, назову лишь несколько имён.

17 июня 1961 года в соответствии с закрытыми Указами Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Социалистического Труда получили Косберг Семён Ариевич, Черток Борис Евсеевич и Цециор Зиновий Моисеевич.

Из текстов Указов следует, что все трое награждены за обеспечение успешного полёта Юрия Гагарина.

Ю.Гагарин при посещении Саратовского техникума. Слева Г.Соколов

ПРИМЕЧАНИЕ

В 2011 году в рамках празднования 50-летия первого полёта человека в Космос получила воплощение уникальная идея. Ряд европейских стран, а также США, Уругвай, Индия и даже Кипр получили подарки из России в виде бюстов Юрия Гагарина. Германия стала обладателем сразу двух таких бюстов.

Их установка и открытие повсеместно проходили в торжественной обстановке. В Лондоне, например, подчёркивалось, что памятник, подаренный Британскому Совету символизирует культурные и научные связи между двумя странами.

Стало быть, и число друзей Гагарина в разных странах увеличилось. Лишь в Израиле их с каждым годом остаётся всё меньше.

Автор в прошлом — член президиума Федерации Космонавтики СССР

https://www.isrageo.com/2018/01/19/gagar239/

Лев СИМКИН: Русские юдофобы делали ставку на Гагарина?

https://www.isrageo.com/2016/06/02/gagarinloza/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий