Желтый остров прокаженных

0

На могилах острова Спиналонга нет ни имен, ни дат. Чтобы никто, никогда не покинул этот остров. Чтобы никто, никогда не вздумал увезти, перезахоронить прах своих родственников

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владимир ХАНЕЛИС, Бат-Ям

Фото автора

 

…Повод к написанию этого материала свалился мне на голову, когда я дома что-то искал на книжных полках. К нему мы еще вернемся, а сейчас, как говорили в позапрошлом веке, перейдем к описанию событий.

После обеда в кафе в городе Агиос-Николаос, на Крите, я гулял по набережной. На одном из стоящих у причалов пароходиков висело объявление: "Сегодня и ежедневно! Морская прогулка на остров Спиналонга".

Я никогда не слышал о таком острове. Но это не имело никакого значения. Слово "остров" завораживает и завлекает: "Остров сокровищ", "Остров погибших кораблей", "Таинственный остров", "Острова в океане"… А название! С ума сойти! Спи-на-лон-га. Его можно выкрикивать, как девиз. Его можно петь, как арию из итальянской оперы. Итальянцы, вернее венецианцы, захватившие остров, и назвали его Спиналонга, что означает… "длинный позвоночник" – Спина-лонга.

…Плыли мы не спеша. С остановками, чтобы искупаться в море и выпить как можно больше коктейлей в баре. Плыли мимо скалы, за которой несколько веков назад прятался корабль пирата Барбароссы (Красной бороды). А на нашем судне дети, ужасно вопя, брали на абордаж родителей-туристов. Они требовали сок, мороженое, монеты для бросания в воду. Папы и мамы отмахивались. Они пытались разглядеть на следующем острове-скале уникальных горных козлов, о которых им рассказывал экскурсовод.

… Спиналонга – остров, каких тысячи в Средиземном и Эгейском морях. Желтый остров. Желтая венецианская крепость. Зеленая бухта. Причал.

— На острове Спиналонга две достопримечательности, — начала свой рассказ наш гид-англичанка, — венецианская крепость (построена в 1579 году) и последний лепрозорий в Европе.

– Нет, нет, — поспешила она успокоить туристов, — прокаженных на острове нет, колонию для больных закрыли давно, еще в августе 1957-го. Никакой опасности – и всё здесь очень интересно.

Большая часть туристов разделась и принялась купаться в зеленой бухте. Остальные пошли за экскурсоводом.

Желтые камни. Между ними – зеленая трава. Развалины на месте домов, в которых жили прокаженные. Их привозили на остров отовсюду.

По одному из бесчисленных договоров, после очередного восстания и очередной резни Турция, владевшая островом с 1715 года, обязалась передать остров грекам, но оставила за собой право держать в крепости военный гарнизон. Пожалуйста, держите, сказали хитроумные потомки Одиссея, но мы собираемся устроить тут лепрозорий…

Когда в 1903 году прибыли первые 250 прокаженных, последние турецкие солдаты бежали с острова.

… Вот еще один причал, совсем маленький. К нему приставала лодка с несчастными обычными людьми, у которых "сначала припухали мочки ушей – слегка, едва заметно, потом чуть-чуть темнела кожа над бровями. Вначале это напоминало легкий загар… если бы кожа в этом месте не поблескивала как-то странно: по ней словно пробегали отсветы. Так хотелось верить, что это просто загар…".

Их привозили с материка через узкий, метров в двести, пролив.

Танки вермахта прогрохотали по всей Европе, но остановились на том берегу. Немецкие солдаты не переправились через пролив, не ступили на этот причал, на этот желтый остров. Каждое утро несколько лет подряд подходила сюда немецкая лодка, и с нее бросали продукты. Только бы прокаженные не разбежались.

… Сойдя на причал, больные люди шли через мощные ворота, ворота Храма проказы, и по ступенькам поднимались в зал. Глухой, без окон. Там их раздевали, осматривали и объясняли, что возврата нет – никогда. Да они и сами знали. Даже если человек излечивался – такие чудеса очень редко, но случались, — ему некуда было возвращаться.

— Как вы думаете, — спросила нас экскурсовод, — почему здание больницы построено на холме, ведь туда нелегко подняться?

— Чтобы прокаженные могли видеть селения и людей на той стороне пролива, — неуверенно предположил кто-то.

— Нет, чтобы ветер уносил страшный запах гниющих тел… А почему на окнах решетки?

— Чтобы охранять больных, — так же неуверенно произнес тот же голос.

— Нет. От кого их охранять? Решетки для того, чтобы они не мог выброситься из окон…

«…Когда-то они были людьми, но теперь это были чудовища, изувеченные и обезображенные, словно их веками пытали в аду, — страшная карикатура на человека. Пальцы – у кого они еще сохранились – напоминали когти гарпий; лица были как неудавшиеся, забракованные слепки, который какой-то сумасшедший бог, играя, разбил и расплющил в машине жизни. Кое у кого этот сумасшедший бог попросту стер половину лица, а у одной женщины жгучие слезы текли из черных впадин, в которых когда-то были глаза».

Спиналонга была для несчастных концом света, кладбищем для живых, без лекарств, помощи, надежды. Но они – невероятно (!) – создали своеобразную общину. Со своим укладом, со своими ценностями и нормами. Они женились, выходили замуж, хотя это категорически запрещалось, заводили детей… Если прокаженная женщина рожала здорового ребенка, то его отнимали у нее и помещали в сиротский приют на Крите. Кто-то, пока хватало сил, ловил рыбу, выращивал овощи, сажал фруктовые и оливковые деревья.

В 1948 году ученые и врачи в США разработали лекарство от проказы. Больных стали интенсивно лечить. Люди стали выздоравливать и возвращаться домой. Последних несколько десятков тяжелобольных отправили в Афины, в инфекционный госпиталь… Остров стал необитаем… Здания разрушились. Документы, исторические данные развеялись.

… Потом туристов повели по желтой дороге на желтое кладбище. Я шел и думал о странном желтом цвете. В средние века никто в Западной Европе добровольно не надел бы ничего желтого, это был цвет позора и ужаса, ибо именно в желтых одеждах шли на костер жертвы инквизиции. Я думал о народе, который помечали желтым цветом: звездой, колпаком, халатом, заставляли красить свои дома в желтый цвет как прокаженных.

На могилах кладбища острова Спиналонга нет ни имен, ни дат. Чтобы никто, никогда не покинул этот остров. Чтобы никто, никогда не вздумал увезти, перезахоронить прах своих родственников.

Экскурсовод дала нам час свободного времени. Я еще раз прошел по улице, на которой жили прокаженные. Дома сложены из небольших, плоских, необработанных камней. Кто-то заранее клал их так. Как на могилы.

Потом мы плыли назад, в Агиос-Николаос. Ни один турист не взял на острове ни одного камешка-сувенира. Кстати, в году Спиналонгу посещают 300 тыс. туристов.

… Ах, да, чуть не забыл – повод к написанию материала. Когда я рылся в своих книгах, с полки упал том Джека Лондона и случайно открылся на рассказе о прокаженных (цитаты из которого я привел выше). А потом на эти страницы, тоже случайно, посыпались фотографии Спиналонги. На них, хотите – верьте, хотите – нет, упал ТАНАХ и раскрылся на странице, где было сказано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разорвана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!».

…Вечером по телевизору показывали фильм "Бен Гур". Фильм и сцены встречи главного героя с прокаженными матерью и сестрой, многие помнят. И я стал писать о желтом острове страданий.

РЕКОМЕНДУЕМ КНИГИ В.ХАНЕЛИСА 

"РОДИЛИСЬ И УЧИЛИСЬ В ОДЕССЕ". Материалы к энциклопедическому словарю), 570 стр. большого формата, около 5.000 персоналий. Стоимость книги: в Израиле – 99 шек.; в Европе, США и странах СНГ – $34.99.

"В НАШЕМ СТРАННОМ ГОРОДЕ". Сборник мистических и фантастических рассказов. Стоимость книги: в Израиле – 55 шек.; в Европе, США и странах СНГ — $19.99.

 "НУ, АЛЬЦГЕЙМЕР, ПОГОДИ!". Замечания из жизни — смешные истории, байки, шутки". Стоимость книги в Израиле 49 шек.; в Европе, США и странах СНГ — $14.99.

 В цены входит пересылка.

 Для заказа обращаться: V. Hanelis, 11 Livorno str., apt. 31, Bat-Yam, Israel-59644, tel.\fax +972-3-551-39-65, e-mail – [email protected]

https://www.isrageo.com/2015/05/16/hotelchik/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий