Тайна Филиппа Акса

0

Был ли юный пассажир "Титаника" и в самом деле сыном Леи Акс, она же Гертруда Розен?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Меир ЛАНДАУ

 

Даже спустя более чем столетие после гибели «Титаника» потомки и родственники многих пассажиров пытаются узнать правду о том, что же произошло с их родными, находившимися на борту лайнера, ставшего легендой в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

В случае с имевшими российское происхождение пассажирами «Титаника» задача усложняется вдвойне. Две мировые войны, две революции 1917 года, Гражданская война, репрессии и Великие Стройки, казалось, навсегда сотрут память об этих людях, волею судьбы оказавшихся в Северной Атлантике на том роковом рейсе. Но даже по крупицам собирая в единое целое семейные легенды и предания, мы можем с уверенностью сказать, что память жива. И «Титаник», вопреки всем бурным событиям ХХ века на постсоветском пространстве, а также повсюду, где живут носители русского языка, не забыт. Люди помнят и чтут память о своих родственниках.

Сегодня мы расскажем про ещё одну пассажирку «Титаника», которая села на лайнер в Саутгемптоне вместе со своим маленьким сыном.

* * *

В документах она числится как Лея Акс. Однако это не то имя, которое она получила при рождении. Эти и имя, и фамилия, были приняты уже после отъезда из Российской империи. На родине, в Польше, Лею Акс знали как Гертруда Розен.

Любопытно, что в семье ее звали не Герта или Труди, а… Зина.

Гертруда Розен родилась в Варшаве 20 марта 1891 года. О её семье известно немногое. В базе данных энциклопедии «Титаника» говорится, что её отца звали Моррис, мать — Анна, поженились они в 1875 году. В семье кроме Гертруды было ещё четверо детей. До сего времени были известны имена только двух братьев Гертруды. В английской транслитерации они указаны как погодки Абе и Маркс (родились соответственно в 1887 и 1888 гг.). Таких имён, как мы знаем, ни у поляков, ни у немцев, ни у русских нет. Мы можем лишь предположить, что их могли звать Марк и Абрахам. Что очень странно для семьи, одна из ветвей которой считает ее немецкой.

Связавшиеся с нами родственники сообщили, что у Гертруды была также и родная сестра по имени Вильгельмина, которая волею судьбы оказалась на Урале. О Вильгельмине и ее потомках вы сможете прочитать ниже, а сейчас вернемся к Гертруде.

В 1910 году Гертруда Розен вышла замуж за компаньона своего отца, Семёна Аксмана. Тот к моменту свадьбы уже был состоятельным человеком и наладил собственное дело в Лондоне. На улице Сент-Джордж у семьи Аксман был собственный дом. Сейчас он имеет номер 198 и в нём по сей день живут далеко не самые бедные люди.

Семья также владела собственной швейной мастерской, а отец Гертруды с помощью своего зятя открыл в Лондоне небольшую пекарню.

В Варшаве отец нашей героини также владел пекарней и булочной. Видимо, поэтому у семьи было прозвище Пекруль , созвучное со славянскими вариантами слова «пекарь».

Очень скоро Гертруда и Семён обзавелись особняком на улице Брансуик-Сквер, дом 25. Известно, что перед отплытием в Америку этот дом был подарен родителям Гертруды.

Дела Аксмана шли хорошо — и в бизнесе, и в семье. 17 июня 1911 года у Семёна и Гертруды родился первенец, названный Филиппом. Семья поменяла фамилию на англицизированню — Акс. И Гертруда с того времени фигурирует в документах как Лея Сэм Акс. Возможно, если она всё-таки была немкой, то новое имя получила, пройдя гиюр.

Скорее всего, Семён и Гертруда решили остаться на Западе и навсегда порвать с Польшей и Российской империей.

В январе 1912 года Семён Акс отправился в США. В Норфолке (штат Вирджиния) он приобрел недвижимость и «выписал» сына и жену к себе. 10 апреля 1912 года Лея Акс села на «Титаник». Несмотря на неплохие доходы мужа, она приобрела билет номер 392091 в каюту третьего класса за 9.7 фунта стерлингов. Почему? Этот вопрос, похоже, так и останется без ответа.

Сэм, Филипп и Лея Акс в 1912 году

В ночь с 14 на 15 апреля во время царящей неразберихи случилось самое ужасное, что могла пережить мать. Лея потеряла маленького Филиппа и матросы силой усадили её в шлюпку №13. Из шлюпки №4, в которую её затолкали первый раз, Лея вырвалась в надежде отыскать Филиппа. Но вскоре «Титаник» ушёл на дно и рыдающую мать утешали несколько женщин.

Уже на «Карпатии» на руках у одной из итальянских пассажирок Лея увидела ребенка явно не итальянской внешности, похожего на ее сына. Лея бросилась к малышу, и начала убеждать итальянку, что этот мальчик – её потерявшийся сын Филипп. Другая пассажирка, её подруга, Селена Кук, также подтвердила слова Леи, что мальчик и есть пропавший на «Титанике» сын Леи. Итальянка не сдавалась и не хотела отдавать ребенка. Разбирательство тогда дошло до капитана Артура Рострона. Описанные женщинами обстоятельства сыграли в пользу Леи.

Чужого мальчика, как оказалось, итальянка действительно подобрала на тонущем судне. Но вот тайна, был ли это настоящий Филипп Акс или любой другой ребёнок с «Титаника», по сей день считающийся погибшим, умерла вместе с Леей Акс.

Впрочем, сама Лея, судя по всему, никогда не сомневалась, что это был ее малыш — в сомнениях пребывают только те, кто изучает историю "Титаника". Сложно представить, что она даже в состоянии шока не узнала своего ребенка. Да и материнское сердце едва ли обмануло бы ее.

За океаном жизнь быстро наладилась. В 1913 году у Леи и Семёна родилась дочь Сара.

До конца своих дней Лея оставалась глубоко религиозной женщиной и умерла в возрасте 76 лет. Филипп Акс скончался в 1991 году. В США живут внуки и правнуки этой спасшейся пассажирки обреченного корабля.

* * *

Правнучка Вильгельмины, сестры Леи-Зины-Гертруды, Ольга Юшкова, живущая в Перми, рассказала историю части семьи, остававшейся в России после 1912 года.

С началом Первой мировой войны та часть семьи, которая носила немецкую фамилию Розен и осталась жить в Польше, была вынуждена принять славянское прозвище в качестве официальной фамилии семьи – Пекруль. Это спасло семью от тех проблем, которые возникли с началом Первой мировой у германизированных граждан империи. Тем более, что последовавшие за Первой мировой революция и война Польши за независимость заставили польских немцев бросать всё нажитое целыми поколениями и бежать из родных мест, теряя родных и близких.

В 1910-1911 году Вильгельмина вышла замуж, в 1912-м родился первенец Николай. В Варшаве родилась и дочь Евгения. С началом Гражданской войны семья перебралась в Белоруссию, подальше от охваченной войной Польши, где у Вильгельмины родилась третья дочь, Ольга. Но в 30-е годы семью раскулачили и выслали на Урал.

В Белоруссии оставалась младшая дочь Вильгельмины — Евгения. Пережив страшные годы нацистской оккупации, бомбёжки и даже побывав в концлагере, после Второй мировой она тоже уехала на Урал.

В настоящее время родственники Леи Акс по линии её сестры Вильгельмины живут в Перми.

Автор — основатель и руководитель международной ассоциации "Эхо "Титаника", объединяющей потомков пассажиров лайнера, имевших отношение к Российской и Австро-Венгерской империям.

Русско-еврейский "Титаник"

 

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий