Школьная дилемма

0

Именно дети дошкольного и младшего школьного возраста — основные разносчики вирусов. Любая семья, в которой есть или был ребенок такого возраста, подтвердит, что именно он чаще всего приносит из учебного заведения сезонные болезни

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Шошана БРОДСКАЯ

В последнее время в правительстве и в обществе активно обсуждается вопрос о возвращении детей в школы. Как правило, проблема представляется следующим образом: пока дети, по крайней мере, младшего школьного и дошкольного возраста не начнут посещать учебные заведения, родители не смогут выйти на работу, что лишает смысла ослабление карантина во многих отраслях промышленности и бизнеса — в отсутствие работников открыть многие предприятия невозможно. А это означает продолжение стагнации, отсутствие налоговых поступлений, финансовый кризис во множестве семей.

С другой стороны, совершенно очевидно, что именно дети дошкольного и младшего школьного возраста — основные разносчики вирусов. Любая семья, в которой есть или был ребенок такого возраста, подтвердит, что именно он чаще всего приносит из учебного заведения сезонные болезни. Дети 3-8 лет не моют самостоятельно руки, не соблюдают социальную дистанцию, а от ношения масок они вообще официально освобождены — именно потому, что требовать этого от маленького ребенка просто невозможно.

Прибавим к этому факт, что конкретно коронавирус COVID-19 маленькие дети переносят очень легко. А это значит, что, заразившись (и не заметив этого), они продолжат посещать учебное заведение и в считанные дни перезаразят весь класс. Детишки принесут вирус домой, где с большой вероятностью есть люди из группы риска – хронические больные, пожилые, беременные и так далее. Весьма вероятно, что через две недели после открытия начальных школ в стране начнется такая вспышка заболевания, в сравнении с которой все предыдущее покажется шуткой.

Тем не менее, под давлением экономических кругов правительство разрешило, начиная с текущей недели, посещение детьми начальных и выпускных классов школы с перспективой распространить разрешение в ближайшие недели на детские сады и остальные классы. При этом четких рекомендаций о том, как предохранить детей от заражения, не поступило. Точнее, рекомендации есть, но многим педагогических коллективам они представляются смехотворными. Так, руководитель службы общественного здравоохранения при минздраве профессор Сигаль Садецки на вопрос корреспондента ynet о рекомендациях ответила: "Все очень просто — держать дистанцию два метра, рассадить детей в классе соответствующим образом, носить маски, соблюдать гигиену и следить, чтобы не все дети одновременно входили в школу и выходили из нее". Когда корреспондент спросил у чиновницы, есть ли у нее самой дети дошкольного и младшего школьного возраста, доктор Садецки честно ответила, что нет.

Очевидно, что единственная возможность заставить детей 3-8 лет держать между собой дистанцию в два метра — это оставить их дома. Кроме того, львиная доля учебных заведений не обладают таким количеством футбольных полей, чтобы рассадить детей с двухметровым интервалом. Для того, чтобы завтракать в маске, нужно быть экстрасенсом, а чтобы дети входили и выходили из школы в разное время, нужно предоставить каждому ребенку отдельную школу (или, как минимум, отдельное расписание уроков). Впрочем, последнюю проблему способно решить требование измерять каждому ребенку температуру: новостные сайты публикуют снимки огромных очередей у школьных ворот, в которых на расстоянии двух метров друг от друга (то есть, растянувшись до соседнего квартала) стоят многие десятки учеников. Они пришли в школу к первому звонку, но застряли на входе в ожидании проверки температуры. В такой ситуации, конечно, инструкции минздрава соблюдаются, но звонок на урок становится нерелевантен, как, впрочем, и сам урок.

По этой причине многие муниципалитеты отказались открывать школы на этой неделе. В дополнение к этому, множество родителей боятся занести в дом заразу и индивидуально отказываются посылать детей в школу. Таким образом, широко разрекламированное открытие учебных заведений превратилось в фарс. По данным на начало недели, из примерно 800 тысяч учеников, которые должны были выйти на занятия (1-3 и 11-12 классы), 75% (около 620 тысяч) остались дома. Даже те, кто собирался отправить детей в школу, не смогли сделать это с утра, так как окончательные инструкции поступили только через два часа после начала занятий. В арабском секторе школы не открылись вообще.

На этом фоне несколько наивно звучат заявления минпроса о том, что до 1 июня (менее чем через месяц) школы вернутся к рабочему режиму в полном объеме. Примерный график возвращения в школы, опубликованный в начале мая, таков: 10 мая должны вернуться к занятиям детские сады и "маоны", 17 мая — 4-6 классы и 31 мая — все остальные (7-10 классы).

Самое обидное, что во всех обсуждениях и решениях органов власти, касающихся детей, независимо от того, выступает ли конкретный деятель "за" или "против" политики правительства, интересы детей вообще не рассматриваются. Говорят о том, что каждая неделя закрытия школ обходится экономике в два с половиной миллиарда шекелей из-за того, что один из родителей вынужден не работать (ума не приложу, как это подсчитали — неужели в "нормальные" времена экономика останавливалась на летние каникулы?), или о том, что в случае открытия школ страну ждет обвал системы здравоохранения и нехватка аппаратов ИВЛ. Но никто не говорит о том, что дети пропускают учебный материал, что дистанционное обучение отправило учителей в "свободное плавание" без методики и необходимых инструментов. Что уроки по телефону, прослушиваемые одновременно тысячами учащихся, обрушивают связь во всем районе. Что далеко не у каждого израильского ребенка есть личный компьютер (а бывает, что в семье вообще нет компьютера). Что далеко не каждый родитель в состоянии, параллельно с удаленной работой по специальности, работать еще и учителем по всем предметам и в разных возрастных категориях, и так далее…

Моим детям на днях сообщили, что в этом году отменяются некоторые государственные экзамены. Это означает, что само министерство просвещения не относится серьезно к дистанционному обучению. Чиновникам очевидно, что только самые дисциплинированные ученики при отсутствии необходимости приходить вовремя в школу и при наличии дома множества отвлекающих факторов (игр, телевизора, малышей, собаки… холодильника, наконец) способны продвигаться в минимально приемлемом темпе по школьной программе при таком формате обучения. А это означает, что и головная боль родителей, и жертвы учителей, и незапланированные крупные траты многих семей в экономически тяжелое время (покупка дополнительных компьютеров, телефонных линий и разной офисной аппаратуры, организация постоянного учебного места для каждого ребенка и так далее) могут оказаться попросту напрасными. Дети выйдут в школу, и тут окажется, что более половины класса не усвоило темы, изученные в видео- или аудиоформате. И учителям придется начинать все с начала.

Точно так же несерьезно и частичное возвращение в школу "по желанию". Оно означает, в частности, что учитель будет вынужден делать двойную работу — проводить урок в классе и записывать тот же урок для дистанционного обучения (что не одно и то же), ведь иначе часть класса останется вообще не у дел. Есть ли программа финансирования этой двойной работы? Спросил ли кто-то у учителей, согласны ли они взвалить на себя дополнительную нагрузку, даже за плату? Как будут чувствовать себя дети, сверстники которых посещают школу, общаются с друзьями, а они сидят дома? Что делать семье, в которой есть человек из "группы риска", и при этом необходимо выйти на работу, то есть послать ребенка в школу?

И еще вопрос — дети среднего и старшего возраста (4-10 классы). Их выход в школу планируется только через 3-4 недели. Но что будет, когда детей младших классов отправят в школы, родителей — на работу, а подростки одни останутся дома? Да еще с неограниченным доступом к компьютеру и интернету. Неужели кто-то всерьез полагает, что они целыми днями будут делать уроки?..

В свете улучшения ситуации с коронавирусом в стране оптимальным представляется полное возвращение учащихся за парты на базе исследования "чистоты района проживания" учеников. Скажем, районная школа, в ареале действия которой не выявлено ни одного заражения в последнюю неделю, полностью возобновляет работу в обычном обязательном режиме для всех возрастных категорий, при условии, что семьи учеников строго соблюдают меры предосторожности в местах работы, шопинга и так далее (родители должны подписать соответствующую декларацию). А в районах, где продолжают фиксировать случаи заболевания, лучше пока оставить школы полностью на дистанционном обучении. При таком раскладе возвращение в школы гарантированно не создаст опасности для общества, наиболее дисциплинированные и "чистые" районы получат заслуженное преимущество, дети не будут страдать от социального неравенства, а учителя не окажутся в очередной раз "козлами отпущения".

P.S.

Уже после написания статьи стало известно, что минфин запросил у минздрава подробную информацию о заболеваемости по населенным пунктам (эта информация не находится в свободном доступе). Возможно, высказанная выше идея пришла в голову и чиновникам финансового ведомства. Ответ Минздрава пока не известен.

[nn]

Игры экрана

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий