В гостях у "демона революции"

0

Вспоминая Льва Троцкого. Из заметок, сделанных при посещении дома-музея революционера

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Лев СИМКИН

Фото автора

…Даже не знаю, отчего меня охватило чувство сопричастности к событиям сорокового года. Но почему-то проняло — в доме-музее Троцкого в Мехико. Может, от следов пуль в стене его спальни? Или от памятника на его могиле во дворе с красным флагом? Или оттого, что руководит музеем внук Троцкого?

Эстебану (Всеволоду) Волкову – за девяносто. Мать — старшая дочь Троцкого от первой жены Александры Соколовской, в 1930 году получила разрешение эмигрировать, а в 1933-м покончила с собой в Берлине. Отец, Платон Волков, остался в СССР и в 1936 году был расстрелян. Внук в 13 лет переехал в Мехико к деду.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

В ночь на 24 мая 1940 года он проснулся от пулеметного огня и спрятался под кровать. Троцкий и его жена Наталья Седова в соседней комнате — спальне бросились на пол, и оставались там во всё время обстрела. Около четырёх утра 20 человек в форме мексиканской полиции ворвались во внутренний двор дома Троцкого и в течение 10-15 минут стреляли по спальне, а потом ушли, оставив у дверей бомбу, которая, однако, не сработала.

Охранник Роберт Шелдон Харт был убит. Почему-то он открыл нападавшим ворота – вроде бы был завербован НКВД. Тем не менее, Троцкий считал Харта жертвой нападавших, и распорядился прикрепить к дому мемориальную доску «В память Роберта Шелдона Харта, 1915—1940, убитого Сталиным».

Полиция напала на след нападавших и арестовала всех участников налёта — ими руководил Сикейрос. Их осудили. Сикейрос признался, однако заявил, что его целью было  лишь психологическое давление с целью вынудить ссыльного покинуть Мексику. Основной версией просталински настроенных мексиканских коммунистов стала версия «театрального» самопокушения.

После майского покушения стены дома были укреплены мешками с песком и дополнительной кирпичной кладкой, на окнах установлены стальные ставни, возле дома начали дежурить полицейские патрули. Не помогло. В дом зачастил некий Джексон, жених одной из сотрудниц Троцкого.

20 августа 1940 года 14-летний Сева возвращался домой из школы, когда заметил неладное. Возле дома была полиция, дверь распахнута, стояла какая-то машина. "Первым человеком, которого я встретил, был Гарольд Робинс, один из охранников. В его правой руке был револьвер "Кольт" 38-калибра, и он был очень взволнован". "Гарольд, что случилось, что произошло? — Джексон, Джексон! — ответил он».

На самом деле убийцу звали Рамон Меркадер, он вместе с матерью, испанской коммунисткой Каридад, был завербован ее любовником — советским разведчиком Эйтингоном, руководившей всей операцией.

В этот день Меркадер принес статью о троцкистском движении, и попросил Троцкого её прочитать. Несмотря на солнечный день, он был одет в плащ, в который были зашиты ледоруб и кинжал. Выбрав момент, когда Троцкий углубился в изучение статьи, Меркадер нанёс ему удар ледорубом. В кабинет ворвались охранники и принялись избивать Меркадера. Несмотря на свою рану, Троцкий всё ещё оставался в сознании, и приказал охранникам не убивать Джексона, а выяснить, кто его послал. Как будто это было ему не понятно. 21 августа 1940 года Троцкий умер.

Мексиканская полиция смогла установить личность Меркадера только в 1946 году, когда на Запад перебежал один из испанских коммунистов, знавший его лично. Он был приговорён к 20 годам заключения — на тот момент высшей мере наказания в Мексике. Отбыв свой срок, перебрался в СССР, где получил Золотую звезду Героя Советского Союза.

На фото: следы более чем скромного быта, двор, где Троцкий, представьте, разводил кур, книги на его столе, известное мне с детства собрание сочинений Ленина в шкафу и др.

Мидас наоборот

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий