Они стали знаменитыми не под той фамилией, которая досталась им от отца
Якуб ЗАИР-БЕК
24 сентября 1896 г. в Москве в еврейской семье известного адвоката Урии (Юрия) Кагана и его жены пианистки Елены Берман, у которых уже росла дочь Лиля, родилась младшая дочь Элла. Эльзой она стала называть себя позже, в эмиграции, а Триоле – фамилия её первого мужа. Мать девочек знала несколько иностранных языков и французскому с детства стала учить дочерей Элю и Лилю.
Эля была очень способной и, в отличие от старшей сестры, прилежной и послушной. А ещё она была очень красива. Рыжеволосая и кареглазая Лиля и белокурая и голубоглазая Эля всегда обращали на себя внимание. Однажды, когда девочки вместе с матерью прогуливались по Тверской, господин в роскошной шубе остановил извозчика с возгласом: «Боже! Какие прелестные создания!» И пригласил всех в Большой театр на свой спектакль. Это был Шаляпин. Эля всегда любила поэзию, а, повзрослев, окунулась в мир декадентов, символистов и, наконец, футуристов. На одной из молодёжных вечеринок она — красивая, талантливая и умная — познакомилась с малоизвестным в то время молодым поэтом Владимиром Маяковским. Мечтательная большеглазая девушка была поражена огромной атлетической фигурой, необычной манерой одеваться, рокочущим голосом поэта.
Окончание:
Всё в нём вызывало удивление, постепенно перерастающее в восхищение и в первую, то ли ещё подростковую, то ли уже в юношескую влюблённость. Она привела Владимира в свой дом интеллектуалов, дом, в котором говорили на нескольких языках, любили искусство, поклонялись Гёте. И была разочарована отношением родителей к Владимиру. Его, большого, нахального, они восприняли в штыки. Старшая остепенилась, вышла наконец замуж за достойного человека, юриста, а младшая нашла себе нищего горлопана! Но Элла продолжала видеться с ним. Их связывала дружба… если, конечно, это возможно между очаровательной девушкой и молодым человеком. Он читал ей свои первые стихи, и удивительно, как эта девочка, воспитанная на русской классической литературе XIX в., поняла и оценила неординарную поэзию Маяковского. «Его гениальность была для меня очевидна», — напишет Эльза Триоле в своих воспоминаниях. В июле 1915-го Элла предложила Маяковскому поехать с ней в Петербург с одной целью: чтобы сестра, которая жила с мужем в столице, одобрила ее выбор и, возможно, убедила родителей не препятствовать их с Володей браку. А Элле казалось — никого другого она не полюбит. (Через много лет Эльза Триоле написала о Маяковском: «Только он дал мне познать всю полноту любви. Физической — тоже»). Может быть, Элле еще хотелось похвастаться Володей.
Рядом со смешным Бриком, с его усиками и круглыми очочками, Маяковский выглядел сказочным красавцем! Думала ли Элла, что, едва Володя переступит порог Бриков, жизнь круто изменится у всех четверых? Ее роман с Маяковским разрушится, он влюбится в Лилю. Сложилась необычная ситуация со сложными и непонятными для большинства отношениями. „Почему Володя предпочел ей Лилю? — задавала она вопрос сама себе. — Ведь я ни в чем её не хуже!“ И родители считали, что младшей дочери отпущено больше талантов, и учителя в гимназии находили ее не в пример способнее! Лиля училась архитектуре, математике — все бросила на полпути. А она, Элла, прошла весь курс, получила диплом архитектора. И это она, Элла, любила поэзию, чувствовала все её тонкости, знала наизусть Пушкина и Лермонтова. Итак, не Элла, а Лиля стала Музой и возлюбленной будущего пролетарского поэта. А у Эллы появляется нередкое в такой ситуации чувство соперничества с любимой сестрой и комплекс "меня никто не любит". Её романтическая влюбленность в Маяковского, не успевшая стать любовью, затем превратится в настоящую дружбу, прерванную в день его трагической смерти. Отъезд из России будущей мадам Триоле состоялся тремя годами позже.
Возможно, столько времени понадобилось ей, чтобы понять: тем, кем стала Лиля для Маяковского, Элле не быть ни для кого и никогда. Во всяком случае, здесь, в России. За ней ухаживали достойные люди, но разве поставишь кого-нибудь из них рядом с Володей?! Вот и захотелось все начать заново и где-нибудь далеко-далеко. И Элла «выскочила» замуж за французского офицера Андрэ Триоле, богача и красавца, служившего при представительстве Франции в России. С ним, тогда еще женихом, она и уехала из России. Захотелось избавиться от навязчивого и «безответного» соперничества с сестрой, похожего на родовое проклятие, — и вместо Эллы явилась миру Эльза Триоле. Как ни стремилась она объяснить Андрэ, что искусство — главный смысл и радость жизни, муж остался верен лошадям и яхтам, изменял жене направо и налево. Прекрасная природа острова Таити, на котором они жили, не компенсировала разочарования. Пришлось оставить Андрэ и вернуться в Европу. Отправиться сначала в Берлин, потом в Лондон. В Англии она даже поработала в архитектурной конторе, несмотря на то, что муж ежемесячно присылал деньги на содержание. Все бы ничего, но тоска и неудовлетворенность и здесь таскались за ней повсюду. А после встречи в Лондоне с Лилей и Маяковским стало совсем невмоготу. И вот итог: в очередной раз она все бросила, развелась с мужем, впрочем фамилию оставила, но о деньгах пришлось забыть, приехала в Париж, где ее никто не ждал. Эльза зарабатывала на жизнь тем, что мастерила ожерелья, «нафантазированные» из ракушек, пуговиц и наконечников от клизм, которые охотно раскупали парижанки. И она уже ни на что хорошее не надеялась…
К счастью, Эльза ошиблась. Ее час пробил, когда 6 ноября 1928 г. в каком-то монпарнасском кафе ей встретился молодой поэт Луи Арагон. Её общее с Лилей качество — фантастическая интуиция — подсказало ей: это — он! В вечер знакомства, после ужина, галантный Арагон проводил Эльзу в отель «Истрия»… А наутро влюбленные Эльза и Луи, спускаясь к завтраку, столкнулись лицом к лицу с Маяковским. Он только приехал в Париж и остановился, как обычно, в знакомой гостинице. Так произошла первая встреча двух великих поэтов России и Франции. Эльза сделала все, чтобы стать для Луи тем, кем была для Володи ее сестра — Музой, женщиной всей жизни. Для начала потребовалось отбить Арагона у Нанси Кюнар, звезды парижской богемы, наследницы богатого состояния. Эльза была немного старше избранника, впрочем, как и Лиля — Маяковского, бедна, как церковная мышь, и все-таки ей удалось задуманное. А Арагон через Маяковского проникся «российским духом», полюбил культуру России… и ту женщину, что отныне для него эту культуру олицетворяла.
Любовь Эльзы и Луи была взаимна, и эта любовь вдохновляла не только поэта, но и его возлюбленную. Эльза получила тот эмоциональный толчок, которого она ждала уже многие годы, любовь разбудила её желание писать. Сначала она занимается переводами с русского, а затем пришел день, когда она, вспомнив слова Горького, оценившего её письма к Шкловскому, решила «окунуться» во французский, который она знала в совершенстве, но… все-таки это был не родной язык. Первые пробы были сродни "пыткам", ей не легко далась „миграция“ в иной язык. Самые крупные произведения Э.Триоле — романы «Добрый вечер, Тереза», «Конь белый», «Великое никогда», «Конь красный», сборник рассказов «За порчу сукна — штраф 200 франков», «Вооружённые призраки», «Никто меня не любит», «Инспектор развалин», «Незваные гости» («Свидание чужеземцев»). Наиболее популярна трилогия Эльзы Триоле «Нейлоновый век», состоящая из романов «Розы в кредит», «Луна-парк» и «Душа». Широкую известность Эльзе принесла повесть «Авиньонские любовники», напечатанная в 1943 г. в одной из тайных типографий на юге Франции. Она вышла под псевдонимом Лорент Даниэль: Эльза вместе с Арагоном скрывалась от оккупантов в подполье. В 1944 г. за книгу «За порчу сукна — штраф 200 франков» Триоле получила Гонкуровскую премию – высшую литературную награду Франции. Впервые за 40 лет эта премия была присуждена женщине.
За роман «Незваные гости» («Свидание чужеземцев») Эльзе Триоле в 1957 г., присудили «Премию Братства», утвержденную организацией против расизма, антисемитизма и в защиту мира. Эльза переводила на французский Чехова, Маяковского и других русских писателей, написала книгу о Чехове, была соавтором сценария известного кинофильма „Нормандия-Неман“. После войны она совместно с Арагоном многократно посещала СССР, где издавалась большими тиражами её книги. Писательский «тандем» Эльза Триоле и Луи Арагон, как супружеская пара, были, конечно, уникальным явлением. Они прошли рука об руку всю свою жизнь. Они были товарищами, друзьями, единомышленниками, литературными соратниками, просто любовниками, мужем и женой. Подобное сочетание встречается крайне редко. Супруги прожили вместе больше 40 лет, до смерти Эльзы. В 1969 г., после публикации в советской печати статей, дискредитирующих Лилю Брик, отношения Арагона и Триоле с советской властью обострились. В январе 1970 г. был опубликован последний роман Эльзы Триоле «Соловей умолкает на заре», а в июне того же года она умерла от сердечной недостаточности. Луи Арагон пережил жену на несколько лет. Они вместе покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арну-ан-Ивелин (департамент Сена и Уаза). На могильной плите цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».
* * *
Всей своей жизнью Эльза подтвердила, что обладала удивительным чутьем угадывать и ценить таланты, качество, притягивавшее к ней одаренных, неординарных мужчин. Владимир Маяковский был первым, Луи Арагон — последним, а между ними — огромный промежуток жизни женщины, наполненный событиями и именами — ее благосклонности добивались поэт Василий Каменский, лингвист Роман Якобсон, писатель Виктор Шкловский.