Израильские помидоры в африканских джунглях

0

Накормить Африку — задача непосильная для любого государства. Но помочь африканцам развивать свое сельское хозяйство вполне возможно

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владимир ХАНЕЛИС, Бат-Ям

Фото из архива Бориса Бордмана

 

Борис Бордман родился в 1949 году в Кишиневе, окончил институт сельского хозяйства. В 1989 году вместе с семьей репатриировался в Израиль. 25 лет проработал в министерстве сельского хозяйства в должности государственного референта. Специалист мирового уровня, автор более 50 научных статей, публикаций в израильской и зарубежной прессе. В 2014 году – "Лучший работник министерства". В качестве референта и консультанта Международного банка развития, министерств иностранных дел и сельского хозяйства Израиля работал во многих странах.

После выхода на пенсию основал и возглавил фирму "Агромеханизация и технологии", занимающаяся консультациями, разработками и внедрением передовых технологий в Израиле, странах Восточной Европы и СНГ.

Незадолго до нашей беседы Борис Бордман вернулся из рабочей поездки в далекую африканскую страну – Камерун.

— Готовясь к интервью, я с удивлением узнал, что в 2016 году Камерун стал главным поставщиком фруктов в Россию. Значит, сельское хозяйство этой страны на подъеме?

— Уточню – речь идет только о субтропических фруктах: ананасы (самые вкусные, которые мне приходилось есть), манго (выращивать его камерунцам помогают израильские специалисты), папайя, бананы, цитрусовые. Кстати, доля Камеруна в экспорте этих продуктов в Россию может уменьшиться, так как Россия ужесточила контроль за качеством экспорта всей сельхозпродукции из всех стран. Сельское хозяйство Камеруна, как и некоторых других стран Африки, например, Сенегала, Кении, действительно на подъеме.

— Об этом мы еще поговорим…

— Хорошо… Но в Камеруне этот подъем, если можно так выразиться, несколько однобокий. Отстают овощеводство и некоторые другие отрасли. Приведу пример. Если фрукты доступны всему населению Камеруна, а оно составляет более 20 млн. человек, то килограмм средних по качеству томатов стоит, в переводе на израильские деньги, 25-30 шекелей, а килограмм хороших помидоров – больше 40. При том, что средняя камерунская семья живет на 6-7 шекелей в день. Огурцы тоже очень дорогие. Сладкого перца я не видел. Помочь камерунцам построить и оборудовать первый в стране современный питомник для выращивания рассады томатов и огурцов – для этого Рони Амир, руководитель отдела механизации и технологии министерства сельского хозяйства и я (независимый консультант), приехали в Камерун.

— Кто вас туда направил и что представляет из себя этот питомник?

— Нас направил МОШАВ, отдел израильского министерства иностранных дел. Он занимается помощью развивающимся странам в сельском хозяйстве и медицине. Питомник должен состоять из двух простых, относительно дешевых теплиц, так называемых "тоннелей", каждая площадью 300 кв. м. (За время пребывания в стране я не видел ни одной теплицы). Если рассада хорошо подготовлена и затем высаживается в открытый грунт, урожай будет гораздо выше, чем высадить семена прямо в землю. Такой питомник может дать толчок к развитию овощеводства в этой стране. Он подготовлен нами по всем международным стандартам.

— В чем заключалась ваша работа в Камеруне?

— Когда мы из Брюсселя прилетели в столицу Камеруна, двухмиллионный город Яунде, то туда уже прибыли контейнеры с оборудованием для питомника. Оно израильского производства – это подарок Израиля государству Камерун. Мы должны были принять оборудование, проверить его комплектацию, провести необходимые работы по выбору и подготовке площадки, на которой будут установлены "тоннели". К нашему приезду в 20-30 км от столицы, в джунглях, рядом с единственным в стране сельскохозяйственным техникумом, вырубили и выровняли участок земли. На нем и будет построен питомник.

— Почему, по вашему мнению, камерунцы выбрали именно израильских специалистов?

— По нескольким причинам. Первая – у Израиля давние, еще с 1950-х годов, очень хорошие промышленные, сельскохозяйственные, дипломатические, военные связи со странами Африки. Приведу пример. В Яунде мы жили в гостинице "Хилтон". Ее много лет назад построила израильская строительная компания "Солель-боне". Построила так качественно, что до сих пор гостиница отлично выглядит, в ней не нужно проводить серьезный ремонт. В этом "Хилтоне" останавливаются главы государств, правительств, проводятся конгрессы и международные конференции.

Вторая – после восстановления разорванных во время Войны Судного дня дипломатических связей отношения стран Африки к Израилю изменились к лучшему. Снова приведу пример. Не так давно Биньямин Нетаниягу выступал в Либерии на саммите стран Западной Африки (Экономическое сотрудничество 15 стран с совокупным населением более 320 млн. человек, треть из которых – мусульмане). Наш премьер – первый и единственный лидер страны, не входящей в эту организацию, которого пригласили выступить. Поскольку он не смог выступить в субботу, то торжественное открытие саммита перенесли на воскресенье. Это говорит о многом…

Быстро развивающимся странам Западной Африки, в их числе и Камеруну, нужны израильские технологии, инновации в различных областях – в сельском хозяйстве, здравоохранении. Как мне рассказывали в Камеруне, израильские врачи помогали местным медикам бороться с вирусом Эбола и другими заболеваниями. Израильские специалисты обучают камерунских птицеводов. Перед самым нашим отъездом в кибуце Шфаим группа камерунцев, работников сельского хозяйства, прослушала курс лекций… Ну а нашей стране нужны новые рынки, дипломатические связи… Камерун и Эритрея – две африканские страны, не признавшие государство Палестина. Камерун – единственное государство Африки, голосовавшее против резолюции ООН "Помощь палестинским беженцам". Вообще, насколько я успел заметить, камерунцы – спокойный народ. Они очень доброжелательно относятся к Израилю. И главная причина, по которой наших специалистов приглашают в африканские страны, – их высокий профессиональный уровень, коммуникабельность в работе с местными коллегами, известные во всем мире достижения израильского сельскохозяйственного производства. Камерун – очень важная для Израиля страна, я бы даже сказал – центральная страна региона. Об этом можно судить и потому, что находящийся в Яунде посол Ран Гидор представляет нашу страну в нескольких соседних странах Западной Африки.

— В каких еще африканских странах работают наши специалисты в области сельского хозяйства?

— Кроме Камеруна, израильские специалисты много работают в Кении, Сенегале… Почти в каждой африканской стране есть представители израильских компаний, продвигающих на рынке наши сельскохозяйственные технологии. Например, поливочные системы.

— А зачем в тропических странах нужны поливочные системы? Дождей и рек у них в избытке…

— Характерная ошибка непрофессионала! Вода не просто должна поливать растение. Целенаправленное попадание воды вместе с удобрениями в его корневую систему дает резкий скачок урожайности. В Африке начинают это понимать.

— Визит в Камерун – ваше первое посещение Африки. До этого вы много работали в бывших республиках Советского Союза. В каких странах, и чем вы там занимались?

— Первая моя командировка в Азербайджан в качестве эксперта Международного банка развития по вопросам сельского хозяйства длилась полгода. Затем еще несколько раз побывал в этой стране. Во время своих многочисленных командировок в Узбекистан я проводил курсы по инновационным технологиям и защите растений почти во всех регионах этой страны. В Таджикистане оценивал работу их тепличных хозяйств. Несколько раз меня приглашали в Россию: читал лекции в Москве, Петербурге, Курганской сельхозакадемии. Много раз ездил в различные области Украины. Основная тема, проблема, которой я там занимался, – "Защита растений". В последнее время участвую в международном сельскохозяйственном проекте: "Украина-Канада-Израиль" – территория, хозяйства – украинские; деньги – канадские; оборудование и специалисты – израильские.

— Почему (кроме обычного обмена опытом и международного сотрудничества) в эти страны приглашают израильских специалистов? Вроде бы раньше в этих странах и своих спецов хватало?

— В Советском Союзе существовала система подготовки специалистов сельского хозяйства для колхозов и совхозов. В первую очередь – агрономов. Сейчас там острая нехватка таких специалистов. Старая система разрушена, а новая не создана. Нет, как в Израиле, консультационной службы при министерстве сельского хозяйства. Каждый фермер варится в собственном соку или "перенимает" ошибки соседей. Например, в одном из районов Украины посевы страдали, как решили местные фермеры, от клещей. Никакие ядохимикаты не помогали. Израильский специалист, приехавший вместе со мной, сразу определил, что вредитель не клещ, а тля, которая была уничтожена нами за один день.

— Вернемся в Африку. Как вам работалось с камерунскими специалистами? Были трудности? На каком языке вы общались?

— Камерунцы, с которыми мы работали, очень доброжелательные, старательные люди. Они вполне профессионально подготовлены, быстро схватывали новое. Но им хотелось все побыстрее построить и запустить…

— Кушать им очень хочется… Извините, не смог удержаться…

— Например, камерунцы не понимали, почему они должны ждать специалиста по капельному и дождевому орошению? Ведь пока он приедет, все можно поливать из шланга. Они очень удивились, узнав, что человек вообще не должен вмешиваться в работу автоматики. Удивлялись, зачем в комплекте оборудования есть спецодежда для работы в теплицах? Ведь можно работать и в обычной одежде. Но это все мелочи. У нашей работы в Камеруне большие перспективы. Общались мы по-английски, но самый распространенный язык в Камеруне – французский. Местных языков, как нам сказали, существует 250.

— На иврите в Камеруне еще не говорят?

— Еще не говорят, но к нему внимательно, с интересом прислушиваются.

— Что вам удалось посмотреть в Камеруне, кроме площадки для подготовки под питомник?

— Немного, времени было мало, а работы много. Но Африка, экзотика… Камерунцы – самые темнокожие люди на континенте, Я таких людей раньше вообще не видел. Садимся в такси (в посольстве всего одна машина), в двухмиллионном городе три светофора, но на них никто не обращает внимания – ездят "по обстановке". Начинается тропический ливень. Стекла в машине не поднимаются. Водитель любезно предлагает зонтики. По улице идет женщина. Одной рукой тащит ребенка, второй висит за спиной, в свободной руке мобильный телефон, по которому она разговаривает, а на голове – огромный тюк.

Посетили мы построенный израильтянами громадный реабилитационный психологический комплекс для… обезьян. Их привозят туда со всей страны и даже из соседних государств.

— Эти животные пострадали от жестокого обращения?

— Да.

— Помогая развивающимся странам в области сельского хозяйства, помогая им выращивать богатые урожаи, не выращивает ли Израиль конкурентов собственному сельскому хозяйству?

— Возможно, за несколько поколений в каких-то областях сельского хозяйства нас и догонят. Но за это время и мы не будем стоять на месте. Хотя, например, в цветоводстве, некоторые латиноамериканские и африканские страны уже наступают нам на пятки. Себестоимость выращивания цветов в этих странах всегда была ниже, чем в Израиле. Но мы брали высоким качеством продукции. Но сейчас, не без нашей помощи, и там научились выращивать цветы хорошего качества.

Однако мы не должны забывать, что, развивая сельское хозяйство в странах Третьего мира, помимо других задач Израиль помогает им решить проблему нехватки продуктов питания, проблему голода. А она для миллионов людей – вопрос жизни и смерти.

— Спасибо за беседу.

Сезон летающей клубники

ВЫШЛА В СВЕТ

Новая книга Владимира Ханелиса

"150 ИНТЕРВЬЮ И ОДИН РЕПОРТАЖ"

Двухтомник. В каждом томе 400 стр.

Стоимость – 199 шек.

В цену входит пересылка.

Для заказов обращаться: V. Hanelis, 11 Livorno str., apt. 31 Bat-Yam 5964433, tel. 03-551-39-65, 052-4-814-618, e-mail – [email protected]

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий