Парижский суд приговорил к пожизненному заключению террориста, организовавшего взрыв у синагоги в 1980 году. Однако канадский премьер явно намерен защищать профессора Хасана Диаба от французской Фемиды
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Спустя более 42 года после взрыва бомбы у синагоги на улице Коперника, когда четыре человека погибли и десятки получили ранения, парижский суд признал ливанско-канадского ученого виновным в преступлении и приговорил его к пожизненному заключению, пишет журналистка JTA Элис Д’Олеон (перевод: "Лехаим").
Хасан Диаб, ныне гражданин Канады, был заочно осужден после более чем десятилетнего судебного разбирательства. Был выдан ордер на арест, но не было никаких непосредственных признаков того, что Канада согласится на экстрадицию.
Ранним вечером 3 октября 1980 года взрывчатка, заложенная в мотоцикле, взорвалась недалеко от синагоги на улице Коперника в шикарном 16-м округе Парижа, убив проезжавшего мимо студента на мотоцикле, водителя, израильского журналиста и смотрителя. В результате взрыва пострадали еще 46 человек.
Этот взрыв считается первым антисемитским нападением со смертельным исходом во Франции после Холокоста. Сотни тысяч человек присоединились к крупным акциям протеста после него. После того как власти первоначально сочли, что взрыв был совершен неонацистами, они выдали ордер на арест Диаба, который, как считается, был бывшим членом группировки под названием «Народный фронт освобождения Палестины — специальные операции» в 2008 году. Он был экстрадирован из Канады в 2014 году, обвинен в Париже и заключен в тюрьму. Но, к удивлению многих, его дело было закрыто в 2018 году, что позволило ему вернуться в Канаду.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Прокуратура подала апелляцию, что привело к еще одному неожиданному повороту событий в 2021 году, когда суд отменил предыдущее решение, предложив Диабу предстать перед судом. В течение пяти часов выступал прокурор Бенжамен Шамбр, заявивший:
«Для французских судебных и полицейских институтов большая честь проявлять настойчивость… Это четкий сигнал: Франция не сдается перед лицом терроризма».
За его выступлениями последовало столько же часов речей защиты.
«Я здесь перед вами, чтобы избежать судебной ошибки», — заявил адвокат Диаба Уильям Бурдон. Он утверждал, что не было «никаких материальных элементов» и «никаких доказательств» присутствия Диаба во Франции во время нападения.
«Даже 43 года спустя этот суд должен был состояться», — заметил во время суда Бернар Коэн, один из нескольких адвокатов, защищающих семьи жертв.
Новый судебный процесс состоялся после десятилетия других антисемитских нападений на общинные объекты и отдельных лиц, которые в целом заставили многих французских евреев опасаться как своей личной уязвимости, так и способности государства обеспечить их безопасность. Отъезд французских евреев в Израиль значительно вырос после нападения на кошерный супермаркет в Париже в 2015 году. Президент синагоги на улице Коперника Жан-Франсуа Бенсахель, заявил JTA, что взрыв 1980 года «вырезан в истории нашей общины».
* * *
Канада обдумывает свои шаги в отношении ливанско-канадского профессора социологии за организацию взрыва у синагоги в столице Франции в 1980 году, заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо.
Хасану Диабу, которому сейчас 69 лет, грозит пожизненное заключение во Франции. Но он и его сторонники хотят, чтобы Оттава отклоняла любые новые запросы о его экстрадиции.
«Мы внимательно посмотрим на следующие шаги, на то, что решит сделать французское правительство, на то, что решат сделать французские трибуналы, — заявил Трюдо на пресс-конференции. — Но мы всегда будем рядом, чтобы встать на защиту канадцев и их прав».
Диаб, разговаривая с журналистами в Оттаве, отреагировал на приговор, назвав его «кафкианским» и «несправедливым».
«Мы надеялись, что разум восторжествует», — добавил он.
Диаб также призвал Трюдо уважать его прошлые заявления по этому делу, которые, казалось, лишили его возможности отправить Диаба обратно во Францию после того, как первая экстрадиция заняла шесть лет.
«Доказательства показывают, что он невиновен, тем не менее они осудили его, — заметил канадский адвокат Диаба Дональд Бэйн. — Это политическое решение. Это неправомерное осуждение».