Размышления по поводу израильской дороговизны
Итак, Израиль в очередной раз в очередных рейтингах стал самой дорогой страной в мире.
Я уж не говорю, что это прямо влияет на развитие дорогого моему сердцу туризма, из-за чего в Израиль в разы и на порядки меньше приезжает гостей, чем в другие туристические страны. Бог с ним, с туризмом.
Дороговизна жизни прямо сказывается на уровне жизни большей части населения страны. Цены на всё давно оторвались от здравого смысла.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
С моей точки зрения, нет сейчас у Израиля большей проблемы, чем эта.
Много ли мы слышим о ней? Израильский политический класс и общественность обеспокоена чем угодно, только не экономикой.
На выборах партии, которые экономические проблемы ставят во главу угла, не пользуются популярностью.
"Тнува", производитель молока, занимает половину рынка. Таких примеров множество. Молочная монополия ничуть не лучше монополии на власть.
Даёшь молочную реформу!
Страница автора в сети Facebook
* * *
На своей странице в сети Facebook публицист Остап Кармоди дает свою оценку происходящему:
Пытался вчера разобраться, каким образом Израиль стал самой дорогой страной OECD, опередив по последним данным Швейцарию и Исландию по ценам.
И при этом даже не приближаясь к ним по зарплатам. Израиль занимает довольно уникальную позицию среди развитых стран: по ВВП в реальных ценах на душу населения, то есть по уровню развития экономики, он занимает 13 место в мире, опережая Германию и Швецию. А по ВВП в паритетных ценах, то есть по уровню жизни — только 30-е, болтаясь на одном уровне с Италией. Ни у одной другой развитой страны нет такой большой разницы между этими двумя показателями. Та же Швейцария, например, занимает 4 и 6 места соответственно.
Так вот. Пытаясь в этом разобраться, я наткнулся на цифры, которые объясняют тут если не всё, то по крайней мере большую часть: оказывается, 80% земли в Израиле принадлежит государству и ещё 13% — окологосударственному земельному фонду. Частным лицам принадлежит всего 7%.
То есть теоретически частная собственность на землю в Израиле есть. Но практически её нет.
Из всех развитых стран такое есть ещё только в одной стране: Сингапуре. Но в Сингапуре это компенсируется тем, что он является очень экономически свободной страной по всем остальным показателям: в рейтингах экономической свободы от Heritage Foundation и Cato Institute он занимает 1-е и 2-е места соответственно.
Поэтому, даже несмотря на госсобственность на землю, разницы между уровнем развития экономики и уровнем жизни в Сингапуре нет, цены там не отрываются от зарплат: по ВВП на душу в реальных ценах Сингапур 5-й, а по ВВП в паритетных 3-й.
Про Израиль ничего подобного сказать нельзя: он в рейтингах экономической свободы стоит на 34-м и 49-м месте.
Земля является главным материальным активом, она требуется для любой экономической деятельности, любая ферма, завод или офис стоит на земле, и даже у тех, кто работает из дома, этот дом тоже стоит на земле. При государственной собственности и отсутствии свободного рынка этот актив используется крайне неэффективно: землю использует не тот, кто извлечёт из неё максимальную возможную пользу, а тот, кому её решили отдать бюрократы. Эта неэффективность в использовании земли снижает эффективность любой другой экономической деятельности и, как следствие, уровень жизни. В Сингапуре эта неэффективность в фундаменте экономической цепочки компенсируется максимальной эффективностью во всех остальных её звеньях. В Израиле нет.
Понятно, чем государственную собственность на землю обосновывали изначально: на идеологическом уровне тем, что земля принадлежит всему еврейскому народу, а не отдельным лицам, а на практическом — тем, что иначе арабы всё скупят.
Мало того, в 2003 году Верховный суд Израиля подтвердил то, что земля Израиля является общим достоянием, и теперь активистские группы, ссылаясь на это решение блокируют все попытки приватизации государственных земель, включая аналог реформы Столыпина: выкуп земли в кибуцах их членами.
Ровно тем же обосновывали отсутствие рынка земли во всех социалистических экономиках: земля принадлежит всем / иностранцы всё скупят. После создания рынка земли ничего подобного не случилось.
Скорее всего не случится и в Израиле — автор одной из статей на эту тему даже утверждает, что если ввести в стране нормальную частную собственность на землю и нормальную защиту этой собственности, то это позволит решить многие проблемы между евреями и арабами. Приводимые автором аргументы кажутся мне вполне убедительными, но тут я не буду делать выводов, поскольку я плохо разбираюсь в еврейско-арабских конфликтах.
В экономике я разбираюсь значительно лучше, и могу сказать, что пока в Израиле либо не создадут нормального рынка земли, либо пока его экономика не будет радикально либерализована и он не станет вторым Сингапуром, решить проблему высоких цен и не соответствующих им зарплат Израилю не удастся.
Что из этого проще сделать: либерализовать рынок земли или всё остальное, я не знаю. Но что-то одно нужно делать точно.