Хотите ли вы уехать из Израиля в другую страну насовсем?
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Ничего я не знаю о том, почему собрались уезжать врачи или инженеры, или хайтекисты. Просто я не врач и не хайтекист, и даже не инженер.
Но я хорошо знаю, как проводят опросы, как выбирают для них вопросы и аудиторию.
Вопрос был поставлен очень просто: "Хотите ли вы уехать из Израиля жить в другую страну?"
Целых 33 процента ответили, что хотят. А еще больше 20, что задумываются над этим, но не уверены.
Так вот, на мой взгляд все дело в слове "хотите ли".
Мало ли чего я хочу. Я вот каждый месяц хочу по две недели проводить в разных странах мира. А еще я хочу на 10 кг похудеть. И я уверена, что если про 10 кг, то желающих будет больше, чем 33 процента опрошенных.
Хотеть и планировать отъезд, готовиться к нему — это совсем другое дело. Это, как пересмотреть питание и ходить в день по 6 км, если уж так хочешь похудеть.
Хотеть, как говорится, не вредно. Вот только чтó с профессией, с возрастом, с наличием средств, с уровнем уже устроенной, к примеру, жизни в Израиле, или с тем, что тут родители, или с тем, что тут учатся дети, или с состоянием здоровья.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Да и монегаском не просто стать, и не только монегаском, в Канаде или Швейцарии тоже не сходу в аэропорту гражданство дадут.
Любая страна так или иначе, при всей свободе передвижения, при всей легкости собрать чемодан, при открытых дверях, все же перед нами ставит тамбур. Вот там в этом тамбуре, в который зашел, потому что хочу, стоит подумать, могу ли, зачем и почему. Что это было? Спонтанное решение? А может быть, попал под душ уговоров, иллюзий, страшилок.
Впрочем, именно так и поступают даже те, кому не просто хочется, а еще и можется. Они думают, взвешивают, сравнивают. Сравнивают не только какой-то мифический уровень жизни, средние показатели. Они оценивают свой потенциал, возможности, оценивают не только то, чего хотят добиться, но и то, что придется потерять.
Из Израиля всегда уезжали, в Израиль всегда приезжали навсегда или надолго, в Израиль возвращались или не возвращались, Израиль для кого-то дом, для кого-то причал, для кого-то отпускные дни, а для кого-то прошедший этап в жизни. Потому что у нас, слава богу, не надо добиваться разрешения в органах на отъезд. Не надо заполнять анкету на работе и брать разрешение в десятке организаций для того, чтобы уехать на работу, в отпуск или навсегда в другую страну.
А на вопрос "хочешь" можно ответить "да", можно ответить "нет". Для социологии — это не опрос, это больше для заголовка в газете или на канале телевидения. Да и то, если больше не о чем поговорить.
Автор – многолетний директор музея "Бейт Фишер" (Кирьят-Ата), лицензированный гид по Израилю