Оставался солдатом до последнего вздоха

0

Памяти председателя Союза ветеранов Второй мировой Абрама-Михаэля Гринзайда

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Михаил РИНСКИЙ

Почти два десятилетия мощный многотысячный коллектив Союза ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма успешно возглавлял Абрам-Михаэль Гринзайд – настоящий боевой командир, пользовавшийся подлинным, заслуженным авторитетом и уважением как в Союзе ветеранов, так и во всех властных структурах государства.

А сам Союз ветеранов Второй мировой, имевший свыше восьмидесяти отделений и филиалов в самых различных городах и посёлках страны, в числе «самых массовых общественных организаций, справедливо признанных одной из самых активных и социально значимых в нашей стране».

Энергичный в работе, прекрасный оратор в выступлениях, юбиляр, был, в то же время, излишне скромен в воспоминаниях о своём прошлом, хотя все мы знаем, что почётный орден солдатской Славы «за так» в той жестокой войне не давали. Было Абраму тогда всего 18, но молодой солдат успел пройти нелёгкие и даже жестокие жизненные испытания. А спустя восемь десятилетий, в возрасте 98 лет, его сердце остановилось…

Детские годы Абрама прошли в местечке Згурица Сорокского уезда, в то время румынской Бессарабии. Здесь он окончил начальную школу, затем три года в – в Сороках, учёба в лицее, но в 1939 году пришлось вернуться в Згурицу и продолжить учёбу в гимназии. Когда в 1940 году в Бессарабию пришла Красная Армия – ещё год учился в русской средней школе. Пришлось с «азов» осваивать русский язык – тогда юноша не знал, как это поможет ему в тяжелейших ситуациях войны.

Молдавия была оккупирована немцами и румынами в считанные дни июня 1941 года. Семья Гринзайдов с трудом успела эвакуироваться и, после нескольких месяцев мытарств, оказалась в узбекском Андижане. Здесь пятнадцатилетнему подростку пришлось пройти через тяжёлые и горькие испытания: скончались сначала отец, а через некоторое время Абрам, единственный сын, похоронил и маму.

Сироте удалось устроиться рабочим на маслозавод, и это спасло его: голод и болезни свирепствовали в Узбекистане. А в сентябре 1943-го семнадцатилетнему юноше пришла повестка из военкомата. Полгода – в Самарканде, в учебной роте, и осенью 1944-го – первые бои в Прибалтике. Затем — Польша: от Сандомирского плацдарма за Вислой до форсирования Одера. Чехия: бои за Прагу. Германия…

Абрам Гринзайд воевал в разведке. То, тяжёлая и опасная, операция в тылу врага; то, не менее опасная, отчаянная и кровопролитная, разведка боем. В одной из последних потеряли много бойцов, но захватили и доставили трёх языков. Награждён был каждый оставшийся в живых. В том числе старший сержант Абрам Гринзайд – орденом Славы 3-й степени. После окончания войны служба разведчика-фронтовика, старшины Гринзайда продолжилась в воздушно–десантных войсках. Свыше ста тренировочных и боевых прыжков – на его счету.

В 1950 году фронтовик вернулся в родную Молдавию, где у него уже не было родительского очага и где он создал свой семейный очаг с Биной, которую встретил в 1949-м. Работал и учился в вечерней школе, затем – пединститут, исторический факультет. В 1958 году семья приросла дочуркой Майечкой.

По окончании института Абрам преподавал, с годами стал директором средней школы, педагогического училища, руководителем отделения Кишинёвского торгово-экономического техникума. «Родина моя» — так называется народный музей, созданный историком–педагогом Абрамом Гринзайдом в Кишинёве.

Успешная многолетняя педагогическая работа, умелое руководство крупными школьными коллективами, личные качества — и как результат – уважение и авторитет, почётные звания, знаки и грамоты…

Достигнув пенсионного возраста, энергичный педагог и организатор продолжал работать. Но в 1980-х годах «перестройка» приблизила развал Советского Союза. Ещё раньше в бедной своими ресурсами Молдавии — развал экономики. Росли националистические прорумынские настроения и одновременно — антирусские, а наряду с этим – антисемитизм. Нараставшее противостояние Приднестровья предвещало кровопролитие…

Евреи бывшей Бессарабии хорошо помнили и погромы профашистских властей Румынии, и нацистские гетто, «дороги смерти» и концлагеря Холокоста, но и годы борьбы с «безродными космополитами» были памятны. Однако на сей раз у еврейского народа была защита – своё государство. И в 1990 году семья Гринзайдов репатриировалась в Израиль. Обосновались в Реховоте.

В Союзе ветеранов, куда после приезда обратился кавалер ордена Славы, по достоинству оценили энергичного общительного «новичка», и уже в 1992 году Абрам Гринзайд был избран председателем Реховотского городского комитета Союза ветеранов Второй мировой войны. Всего лишь через три года он уже председатель только что созданного Реховотского окружного комитета ветеранов, включающего отделения городов Ашдода и Ашкелона, Лода и Явне и других. В короткий срок округ стал самым крупным по численности членов и самым «боеспособным», а Реховотское отделение, которое «по совместительству» продолжал возглавлять Абрам Гринзайд, стало признанным центром работы округа, оказывающим всестороннюю методическую помощь другим отделениям.

Абраму Гринзайду, в отличие от многих новых репатриантов его возраста, удалось успешно освоить иврит. А это позволило полноценно общаться с властями городов округа, в необходимых случаях обращаясь к ним как по вопросам отделений Союза ветеранов, так и решения личных проблем членов организации. И наоборот: Союз ветеранов всё активнее участвовал в жизни своих городов. Оказывал помощь городским властям в благоустройстве, создании памятников и мемориалов, музеев и библиотек, различных городских мероприятий. Ныне в округе – около двух десятков памятников боевой славы Второй мировой войны. В Реховоте и Ашдоде уже много лет есть Площади Победы, получившие это название по инициативе ветеранов.

Результатом активности и авторитета реховотских окружного и городского Комитетов ветеранов и их руководителя было избрание Абрама Гринзайда дважды, в 1998 и 2003 годах, депутатом Реховотского муниципалитета. В 2007 году он был удостоен звания Почётного гражданина Реховота, в 2010 году – звания «Человек года». В те же годы, наряду с работой в Союзе ветеранов, являлся членом президиумов Сионистского форума и Объединения выходцев из СССР–СНГ.

На ХI съезде Союза ветеранов Второй мировой войны, в 2005 году, Абрам Гринзайд был избран его председателем. И по праву: недаром в том же 2010 году, когда страна отмечала свой День независимости и 65-летие Победы над нацистской Германией, именно ему была оказана высокая честь зажечь факел на горе Герцля.

Многолетнюю деятельность Абрама Гринзайда на посту председателя Союза ветеранов Второй мировой нельзя характеризовать иначе как успешной. С каждым годом по нарастающей в стране шло осознание великого вклада ветеранов-борцов против нацизма в Победу и в создание еврейского государства. Ежегодные парады, митинги, возложения венков, особенно массовые в юбилейные годы 65-летия и 70-летия Дня Победы.

В эти праздничные дни стали традиционными торжественные заседания в Кнессете, парады Победы и митинги в Яд ва-Шеме, приёмы главами правительства и государства, депутатами Кнессета глав и делегатов Союза ветеранов и других ветеранских организаций.

«Вы продолжаете быть символом еврейского мужества и возрождения и служить примером для последующих поколений» — так охарактеризовал роль ветеранов Второй мировой премьер-министр Б.Нетаниягу в одном из своих обращений к ним.

Частыми были встречи председателя Союза ветеранов с депутатами Кнессета и приглашения его для участия в заседаниях законодательных комиссий. Эти встречи не прошли даром: принятые дополнения к Закону о ветеранах, льготы, надбавки, единовременные выплаты ветеранам и пострадавшим в годы Катастрофы позволили значительно улучшить положение многих тысяч пожилых людей. И во всём этом – в том числе и личная заслуга председателя Союза ветеранов.

Одной из самых главных задач, своей и всего коллектива Союза ветеранов, Абрам Гринзайд считал увековечение памяти евреев воинов всех категорий и тружеников тыла – всех тех, кто ценой невероятных усилий, жертв, собственных жизней и здоровья внёс бесценный вклад в Победу и последующее воссоздание Государства Израиль. В последние годы создан величественный мемориал в Нетании, создаётся Музей воина-еврея в Латруне, и одновременно непосредственно Союзом ветеранов в различных городах и посёлках страны – десятки музеев и комнат боевой славы. Написаны десятки книг ветеранами. По инициативе самого председателя изданы фундаментальные сборники: «Победители» и к 70-летию Победы — том первый и серия «У каждого человека есть имя. Имя твоё — герой». Издан альбом музеев и комнат боевой славы Союза ветеранов Второй мировой.

Как не отметить и ту исключительно активную работу, которую проводил Союз ветеранов и лично его председатель по укреплению тесных связей с дипломатическими и культурными представительствами стран антигитлеровской коалиции, прежде всего — России, и с ветеранскими организациями этих стран. Взаимные визиты, личные встречи, участие в приёмах, в совместных встречах, от научных конференций до праздничных. Абрам Гринзайд, воин и председатель Союза ветеранов – воинов, — достойный представитель на этих встречах.

Свои многочисленные доклады на любых уровнях председатель готовил сам. А его речи, в том числе и экспромтом, ответы и комментарии, были всегда весомы, вески и ярки.

Фронтовые подвиги Абрама Гринзайда в своё время отмечены орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Славы 3-й степени, почётными медалями «За отвагу», «За заслуги», за участие в ВОВ и за освобождение городов. Позднее к ним добавились ордена ряда государств, юбилейные медали. По праву предметом особой гордости юбиляра было награждение его орденом «Дружба».

Нельзя не вспомнить о горькой утрате, которую пришлось пережить семье — безвременной кончине дорогой дочери Майи. Эта трагедия очень тяжело была пережита отцом и продолжала угнетать его. Только необыкновенная стойкость характера поддерживала его, помогая продолжать полноценно руководить многотысячным коллективом. Тем более – в условиях и с учётом состояния здоровья его самого близкого друга и спутницы жизни Бины, ныне также ушедшей из жизни. Утешением и поддержкой были внуки Морис и Элин, отличные состоявшиеся люди, каждый со второй степенью образования, со своими семьями.

Друзья по Союзу ветеранов будут помнить мужество своего руководителя, его несгибаемый характер в самых серьёзных ситуациях, позволявшие ему до 98 лет продолжать руководство Союзом ветеранов.

Неизбывная скорбь… Вечная память…

Он был солдат отважный

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий