Правила для попадающих в миюн (приемное отделение больницы)
Ивритский оригинал найден благодаря врачу Натану Тимкину. Перевод — мой. Некоторые технические детали я изменил в соответствии со своим опытом: сопровождая своих престарелых родственников, я за 29 лет побывал в миюнах пяти больниц Центра страны раз эдак 40. Хотя намеренно буду излагать от лица пациента, а не сопровождающего.
ИТАК:
1. В миюн езжайте только если очень уж припекло, крайне желательно — с направлением своего врача. Всегда прикидывайте: а может, можно обойтись мокедом, то есть пунктом оперативной помощи, который есть в почти каждом отделении каждой больничной кассы…
2. …потому что когда вы явитесь в миюн, то одно из двух. Либо существует реальная опасность для вашей жизни (и тогда вами займутся немедленно), либо вы проведете в миюне в ожидании триажа (первоначальной проверки и сортировки), а потом врачей, а потом анализов-рентгенов, а потом неизвестно чего, от 8 до 14 часов, до последнего момента не зная, когда вас определят в отделение и определят ли. И это многочасовое ожидание усугубляется нервозностью и вашей, и всех окружающих, непременными периодически возникающими скандалами и криками-стонами-воплями со всех сторон.
3. Когда вы попадаете на прием к дежурящему в миюне врачу, учтите, что он, возможно, уже 18 часов дежурит, и у него уже ум за разум заходит от усталости, круговорота больных, суматохи и шума.
4. Особенно тяжело будет ждать анализов. Сначала очередь на рентген/ультрасаунд/??? в холоднющем коридоре (почему-то в этих коридорах особенно сильно работает кондиционер), потом быстро сама процедура, потом долгое ожидание результатов. И на каждом этапе — неизвестность и еще раз неизвестность. Неизвестно, будут ли результаты через полчаса, час или пять часов.
5. В миюне чаще, чем обычно, случаются сбои при сдаче анализов крови. Не надо психовать по этому поводу. И приготовьтесь к тому, что когда вам покажется, что вот-вот вас заберут в отделение, потому что других, на соседних койках, почти всех уже пристроили — начнется пересменка у врачей, а потом пересменка у медсестер, оба процесса занимают по часу, и надо смириться и ждать, никакой шум не поможет. Более того…
6. …если будете скандалить — медперсонал сделает вывод, что вам не так уж и плохо, раз есть силы скандалить. А громкие стоны и рыдания не помогут, поскольку заведомо принимаются за притворство: в миюнах работают те, кто до вас наслушался воплей и притворных, и настоящих, их воплями не проймешь.
7. Рентгены-сити-MRI делают не врачи, а техники. Это в телесериях врачи назначают, они же и делают, и они же прямо с ходу анализируют картинки. На самом деле техник делает ровно то, что положено, а потом, уже без вас, специально обученный врач смотрит снимки и делает из снимков выводы. Причем, возможно, вам сделать снимок — дело одной минуты, а до вас три старушки-маразматички в лежачем состоянии, и каждую снимают по полчаса. Да еще в последний момент перед вашим носом берут тяжелого только что поступившего больного с "опасностью для жизни". Виноватых нет, ускорить процесс невозможно, поэтому наберитесь терпения.
8. Собираясь в миюн, НЕ ЗАБУДЬТЕ ТЕПЛУЮ ОДЕЖДУ И ОСОБЕННО ЛЫЖНУЮ ШАПОЧКУ! Это касается и сопровождающего. Особенно в разгар израильского лета, когда кондиционеры лютуют. Сопровождающие! Попадая в миюн, первым делом позаботьтесь о стульях для себя и о втором одеяле для больного (первое ему дадут). Просто следите, откуда их приносят, эти одеяла, и сразу бегом туда, хвать одеяло и назад. Перед поездкой в миюн не забудьте прихватить с собой еду и питье. Хотя в миюне будут автоматы по продаже, а в дневное время и буфеты, но лучше иметь свое.
9. Запомните, никто не задерживает процесс вашей обработки нарочно. Хотя изредка случается, что кто-то конкретный может сделать что-то конкретное нарочно и назло. Я был свидетелем трех случаев:
— один раз медбрат поставил зачем-то ректальный термометр, причем явно нарочно так поставил, что больному потом пришлось дополнительно лечиться у проктолога;
— другой раз медбрат перед весьма болезненной процедурой ввел больному инъекцию морфия, но на самом деле ввел явное плацебо, потому что больной орал так, что у меня потом полчаса в ушах звенело;
— третий раз очень мрачная медсестра с очевидной злостью так поставила катетер в мочеполовой член пациента, что потом медикам в отделении пришлось переделывать и лечить пострадавший орган — к счастью для органа и его хозяина, в отделении быстро справились с проблемой…
…и что характерно, во всех трех случаях ни больные, ни их родственники не стали затевать скандалов и разбирательств по той простой причине, что главная проблема больного, заставившая их прибыть в миюн, занимала все их мысли.
10. Приготовьтесь к тому, что вас будут "обслуживать" не в порядке очереди. В миюне действует иная система: работают сначала с более тяжелыми случаями, потом с более легкими. А в самый пиковый момент наступает ОНА — пересменка, передача дел от одной смены к другой, и вам в эти полчаса-час лучше всего изобразить медведя в берлоге, пережидающего зиму… потому что пересменка, как и смена времен года, неизбежна и неустранима.
11. Важная деталь. Если вам пытаются вколоть "кав" (то есть поставить иглу для внутривенных инъекций), и с первого-второго раза не получилось – значит, вы попали в руки к практиканту, и вы имеете право сказать: "я прошу, чтобы меня колол опытный медбрат или медсестра". Они обязаны будут позвать того, кто сделает это быстро и четко. Но, конечно, придется подождать.
12. Если у вас, несмотря на вашу болезнь, останутся силы на то, чтобы искать виновных в миюновских неурядицах, помните: дело не в премьер-министре и даже не в нынешнем министре здравоохранения. Дело прежде всего в руководстве больницы и в законах и "положениях", принятых до Нетаниягу и Лицмана — законах, изменить которые крайне сложно… но можно, если приложить основательные усилия. И еще дело в конкретном руководстве конкретной больницы, потому что, по моим впечатлениям, миюны разных больниц существенно отличаются друг от друга, и даже есть неплохо организованные, и вообще видны попытки улучшить положение и оптимизировать процесс.