Эффект жонглера

0

Происходящее в Кнессете всё больше напоминает цирк – и по акробатическим этюдам и, чаще всего, по клоунаде

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Любой профессиональный жонглер знает, что в самом процессе жонглирования нет абсолютно ничего сложного, пока… успеваешь реагировать. Главное – не дать упасть булаве и мячику на пол, пока ловишь остальные. Многие профессиональные клоуны, кстати, прекрасно владеют этим искусством. Но у них иная задача, поэтому они часто потешают публику пародией на жонглеров, пытающихся удержать в руках как можно больше предметов. Суть клоунады заключается в том, что один из предметов вдруг падает, и пока клоун пытается его подхватить, падает другой, он хватает его – а из рук выпадает третий. Публика при этом покатывается от хохота, не подозревая, какое мастерство требуется для исполнения этого трюка.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Похоже, в аналогичной ситуации сейчас оказались лидеры коалиции, с одной лишь существенной разницей – они никого не хотят рассмешить. Мы уже говорили о том, что коалиция может рухнуть внезапно, причем совершенно не на том фланге, где этого ожидали.

Неделю назад это, казалось, произошло: депутат от МЕРЕЦа Райда Ринауи-Зуаби внезапно известила Нафтали Беннета и лидера своей фракции Ницана Горовица о выходе из коалиции. Якобы из-за возмущения тем, что правительство слишком мало делает для арабского сектора, полиция в дни Рамадана вела себя слишком жестко на Храмовой горе, да и вообще – коалиция явно косит вправо, что ее совершенно не устраивает. После этого демарша коалиция утратила большинство. Правда, Ринауи-Зуаби поспешила подчеркнуть, что ее поступок вовсе не означает, что она будет ратовать за немедленный роспуск Кнессета или голосовать на стороне "Ликуда" и других правых оппозиционных фракций. Дескать, не исключено, что она станет голосовать вместе с коалицией, но теперь только в случае, если Беннет, Шакед, Лапид и другие будут хорошими мальчиками и девочками. Ну, а если станут шалить, то извините…

Любопытно, что в оппозиции знали о планах Райды Ринауи-Зуаби за несколько дней до ее заявления: она поделилась своими задумками с депутатом Иноном Азулаем (ШАС), тот рассказал об этом Арье Дери, а Дери – "всем, кому нужно". Но сказать, что для Ницана Горовица и других членов фракции МЕРЕЦ заявление Ринауи-Зуаби стало громом с ясного неба, значит, ничего не сказать. В партии никак не могли взять в толк, зачем ей понадобилось разваливать самую дружественную израильским арабам коалицию за всю историю еврейского государства и с высокой степенью вероятности возвращать к власти правый лагерь во главе с Биньямином Нетаниягу. Наконец, кто-то из коллег мятежного депутата предположил, что истинная причина заключается в задержке обещанного ей Яиром Лапидом назначения на должность генерального консула Израиля в Шанхае. Хотя Лапид в задержке и не виноват: просто в профессиональном руководстве МИДа неспособны понять, как человек, отказывающийся встать при исполнении государственного гимна и сомневающийся в праве Израиля на существование в нынешнем виде, может представлять его интересы. Поэтому они категорически возражают против такого назначения.

Тем временем, Ринауи-Зуаби дала интервью всем телеканалам и радиостанциям, в ходе которых заявила, что ее решение окончательное и изменению не подлежит. "Вы плохо знаете арабских женщин: когда они что-то решают, то идут до конца", – заявила она. В общем, как поется в известной песне: "Я замерзла, я устала, я жалею ваш бензин. Уходите, Челентано, уводите лимузин!"

Некоторые депутаты от оппозиции стали было ликовать по данному поводу и заявлять, что до роспуска Кнессета остались считанные недели, а то и дни. Однако их более опытные коллеги посоветовали не спешить с выводами и объяснили, что в сложившейся ситуации, когда коалиция целиком зависит от голосов арабских депутатов, те просто станут повышать цену за пребывание в коалиции. Так что нас ожидает очередной торг.

Надо отдать должное Яиру Лапиду: на фоне происходящего он сохранял абсолютное спокойствие и пообещал вернуть беглянку в коалицию. Спасать ее – коалицию, а не беглянку – в еврейский город Ноф а-Галиль, где живет Ринауи-Зуаби, отправился министр регионального сотрудничества Исауи Фрейдж. И в тот же день принес радостную весть о том, что мятежница готова изменить занятую ею "принципиальную позицию". Разумеется, после обсуждения условий ее возвращения.

Как уже известно читателю, шоу под названием "Коалиционный кризис" продолжалось ровно три дня и завершилось встречей сменного премьер-министра Яира Лапида с Райдой Ринауи-Зуаби, которую сопровождали все тот же Исауйя Фрейдж, депутат Хамед Амар (НДИ) и восемь глав арабских населенных пунктов. По итогам рандеву была достигнута договоренность о том, что Ринауи-Зуаби отныне будет контактировать только с Лапидом в обход главы своей партии Горовица, а взамен она согласилась голосовать на стороне коалиции. "Я не хочу, чтобы Итамар Бен-Гвир становился министром внутренней безопасности", – заявила Ринауи-Зуаби.

Яир Лапид, в свою очередь, отметил, что принимает Зуаби обратно в коалицию. "Мы плодотворно побеседовали и обсудили многие вопросы, касающиеся, в том числе, и нужд арабского населения страны", – сказал сменный премьер.

Из окружения Ринауи-Зуаби сообщили, что она хотела поставить на обсуждение вопрос о "марше с флагами" в Иерусалиме и о ситуации на Храмовой горе, но до этого как-то не дошло. "Речь шла только о нуждах арабского населения, и все наши требования удовлетворены", – заявили ее приближенные. А в СМИ появились сообщения о том, что Ринауи-Зуаби удалось добиться дополнительных субсидий на нужды местных арабских советов. Сумма, которую получит каждый арабский населенный пункт, не называлась, однако СМИ со ссылкой на мэра Нацерета Али Салема сообщили, что речь идет о сотнях миллионов шекелей.

Отталкиваясь от этих публикаций, Биньямин Нетаниягу, к которому подтянулись другие представители оппозиции, заявил, что во имя политического выживания лидеры коалиции пошли на очередные огромные финансовые и кто знает какие еще уступки. Даже некоторые журналисты, отнюдь не замеченные в симпатиях к правому лагерю, задались вопросом, где предел цены, которую Нафтали Беннет и Яир Лапид готовы заплатить за дальнейшее пребывание у власти.

Как водится, представители коалиции обвинили Биньямина Нетаниягу и его соратников в наглой лжи. По их словам, Ринауи-Зуаби не получила ни шекеля сверх того, что и так уже зафиксировано в коалиционных соглашениях. Выходило, что она вернулась в коалицию просто так, без каких бы то ни было условий, по чистоте сердечной и широте души. И в правдивости этих слов, безусловно, сомневаться не приходится, так как Яир Лапид и Нафтали Беннет всегда говорят правду и только правду.

Когда с Ринауи-Зуаби все утряслось, коалиция отказалась от мысли выдвигать на этой неделе законопроект о роспуске Кнессета. Вот тут как раз и начался "эффект жонглера".

Не успели сторонники нынешней коалиции возрадоваться и успокоиться, как поступило сообщение о том, что глава канцелярии премьер-министра Таль Ган-Цви подал в отставку. И это – через десять дней после отставки советницы Беннета Шимрит Меир, с которой Ган-Цви находился в остром конфликте.

Можно, конечно, сказать: "Ну, подал и подал! В конце концов, у Нетаниягу тоже главы канцелярий то и дело подавали в отставку, трудно даже упомнить, сколько их за время его премьерства сменилось, и ничего – правительство удерживалось на плаву!" Но сказать так можно, только если забыть, что Таль Ган-Цви считался самым близким и верным сподвижником Беннета. Он находится рядом с нынешним премьером более десяти лет, с самого начала его политической карьеры. Он был советником Беннета в партии "Байт иегуди", в министерстве экономики, в минпросе и в минобороны. Он поддерживал Беннета в период, когда партия "а-Ямин а-хадаш" не прошла электоральный барьер. Словом, Ган-Цви пережил все взлеты и падения премьера, а в последнее время не только руководил его канцелярией, но и отвечал за координацию с партиями коалиции, в первую очередь, с самым ненадежным ее звеном – "Ямина". И, что немаловажно, он считается ближайшим другом депутата от этой партии Нира Орбаха и, по слухам, обладает колоссальным на него влиянием. Когда такая фигура уходит с игровой доски, это уже серьезно.

Причины отставки Ган-Цви не афишируются, но обозреватели утверждают, что, будучи последовательным сторонником правых взглядов, он мог быть крайне недоволен договоренностями с Ринауи-Зуаби (хотя та вроде бы ничего не получила!), понял, что теперь правительство начнет еще больше сдвигаться влево, и это его никак не устроило. Уход Ган-Цви, по их мнению, свидетельствует о том, что он пришел к выводу о скором и неизбежном крахе кабинета Беннета.

Последствия отставки Ган-Цви не заставили себя долго ждать. Вскоре Нир Орбах ("Ямина") заявил буквально следующее: "Эта коалиция все больше выглядит как капитулирующая перед арабами. Если ситуация не изменится, я окажусь вне ее гораздо быстрее, чем кажется". Так что сейчас два наших премьера – сменный и действующий – в спешном порядке умиротворяют Нира Орбаха. Который, кстати, в недавнем прошлом уже бунтовал и в обмен на сохранение верности коалиции даже добился определенных опционов для поселенческого движения. В то же время обозреватели полагают, что Орбах слишком предан Беннету, чтобы предпринимать шаги, направленные на обвал правительства, пока тот находится у его руля. Но ведь и Таль Ган-Цви считался преданным Беннету без лести. Впрочем, пока сам Нир Орбах эти слухи опровергает, более того – утверждает, что считает своим долгом оставаться в коалиции.

А теперь вспомним об "эффекте жонглера": помните, сколько бы мячиков он ни поднял, должен упасть еще один. И он упал: депутат Михаэль Битон ("Кахоль-лаван") решил претворить в жизнь озвученную неделю назад угрозу и в среду утром сообщил, что больше не будет голосовать с коалицией, за исключением вотумов недоверия. А еще он замораживает свое членство в экономической комиссии, пока не достигнет договоренностей по реформе общественного транспорта "Равный путь" с министром Мейрав Михаэли, которая, по его мнению, крадет деньги у самых слабых слоев населения – харедим и жителей периферии. Кроме того, как выяснилось, Битон не согласен с реформой сельского хозяйства. Это означает, что деятельность коалиции снова парализована.

Сам Нафтали Беннет, излучая оптимизм, недавно заявил, что если депутаты от левых партий считают это правительство слишком правым, а депутаты от правых партий – слишком левым, это означает, что оно находится на правильном месте – в центре. Так ведь это, смотря откуда отсчитывать…

Как бы то ни было, в глобальном смысле в израильской политике за минувшую неделю ничего не изменилось: коалиция по-прежнему не может провести ни единого закона без поддержки оппозиции или хотя бы ее отказа голосовать, и история Закона о стипендиях для демобилизованных солдат это еще раз показала (см. стр. 5).

Сейчас в правом крыле коалиции опасаются, что партия РААМ заблокирует продление действия Закона о чрезвычайном положении в Иудее и Самарии, устанавливающего израильскую юрисдикцию на территориях. Речь идет о документе, принятом сразу после Шестидневной войны в статусе временного и с тех пор продлеваемом каждые пять лет. Последний срок истекает в конце июня, и Кнессет должен вновь его продлить до 2027 года.

Но и в оппозиции нет единства в вопросе о том, что делать дальше. Часть ее представителей убеждены, что нужно идти на новые выборы, другие считают целесообразным вернуть в правый блок "Ямина" и "Тиква хадаша", и тогда новая коалиция складывается сама собой. Наиболее активным проводником этой идеи является Юлий Эдельштейн, настаивающий на скорейшем проведении новых праймериз в "Ликуде" и уверенный, что ему удастся их выиграть. Вот только большинство его коллег полагают, что он в данном вопросе слишком оторвался от реальности.

Трехдневный коалиционный кризис все же не прошел бесследно. Прежде всего, он ударил по партии МЕРЕЦ, избиратели которой были возмущены демаршем Ринауи-Зуаби, и часть из них решили поддерживать "Аводу". Тем более что дистанция между этими двумя партиями сократилась практически до нуля. В результате, по данным последнего опроса, проведенного институтом "Panels Politics", МЕРЕЦ не проходит электоральный барьер. "Ликуд" по этому опросу набирает 36 мандатов, "Еш атид" – 18, "Ционут а-датит" – 9, ШАС, "Авода" и "Кахоль Лаван" – по 8, "Яадут а-Тора" и Объединенный список – по 7, "Ямина" – 6, НДИ – 5, "Тиква хадаша" и РААМ – по 4 мандата. Как видим, если бы выборы состоялись сегодня, они бы снова завершились вничью: 60:60. И этот счет не устраивает никого…

[nn]

Никто не хотел выбирать

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий