Эра немилосердия

0

Итак, шестое по счету правительство Биньямина Нетаниягу приступило к исполнению своих обязанностей, и уже в первые дни стало ясно, в какой непростой ситуации ему предстоит работать. В еще относительно недавнем прошлом в Израиле существовала добрая традиция, согласно которой новоизбранному премьеру и кабинету предоставлялось "100 дней милосердия", в течение которых даже самые яростные оппоненты должны были воздерживаться от критики

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Но, похоже, нам с вами выпало жить в эпоху крушения всех добрых традиций: нападки на новое правительство начались еще до того, как оно было сформировано, а его решения повергались уничтожающей критике еще прежде, чем они были приняты, да и непонятно, будут ли приняты вовсе.

За прошедшую неделю электронные и бумажные СМИ заполнили результаты опросов, согласно которым около 80% избирателей левого лагеря свыше 30% сторонников правого испытывают тревогу за будущее Израиля как демократического государства. Правый лагерь якобы уже утратил поддержку большинства народа, и если бы выборы состоялись сегодня, их результат был бы совсем иным. К примеру, почти все сайты опубликовали результаты опроса, проведенного компанией "Решет", из которого следует, что сегодня правый блок суммарно получил бы только 58 мандатов.

Но дело в том, что и за два дня, и за неделю до выборов опросы, сделанные по заказу "Решет", сулили "блоку Нетаниягу" те же 58 мандатов. Однако итоги выборов, как известно, этот прогноз не подтвердили. И, похоже, то же самое произошло бы, объяви парламент назавтра новые выборы, поскольку ни общественное мнение, ни, как видим, результаты опросов так быстро все же не меняются.

Чрезвычайно показательно и то, как по трем ведущим каналам ИТВ транслировалась церемония приведения правительства к присяге. В это же время в Тель-Авиве — сначала на площади Ицхака Рабина, а затем и на трассе возле ТЦ "Азриэли" — несколько сотен активистов ЛГБТ-общины проводили демонстрацию протеста против нового правительства. В какой-то момент демонстранты при полном попустительстве полиции перекрыли шоссе Аялон, создав на ней и на проспекте Менахема Бегина двухчасовую пробку. Так вот, редакторы телеканалов, а назавтра и редакторы газет не придумали ничего лучшего, как разделить экраны надвое с одновременной трансляцией обоих событий. Таким образом, они приравняли по значению начало работы правительства, за которое проголосовали миллионы израильтян, к акции протеста горстки его противников. Последние от такого внимания прессы вошли в раж и стали публично жечь портреты недавно ушедшего из жизни раввина Хаима Друкмана. Хотя именно рав Друкман был одним из немногих религиозных деятелей, призывавших относиться к членам ЛГБТ-общины так же, как ко всем остальным согражданам.

В крайне нервозной обстановке прошли и церемонии передачи полномочий в ряде министерств. Ушедший в отставку (а заодно, видимо, и в политическое небытие) министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев отказался подхватить примирительный тон, который взял было его преемник Итамар Бен-Гвир, и предпочел сделать в своей речи акцент на борьбе с насилием в среде поселенцев и правых экстремистов, прозрачно намекая, что к таковым относится и Бен-Гвир. Лидер партии "Авода" Мейрав Михаэли вообще демонстративно отказалась от церемонии, всем своим видом демонстрируя враждебность заступающей на ее пост Мири Регев. И так же враждебно приняли вернувшуюся в кресло министра транспорта Мири чиновники и чиновницы ведомства.

Яир Лапид не нашел ничего лучшего, как почти дословно повторить речь Нетаниягу, произнесенную им после того, как он с поста премьера переместился в кресло лидера оппозиции. Лапид также оставил на столе в кабинете премьера конверт, на котором размашисто подписался, добавив цифру "2024" – намек на то, что он собирается в следующем году вернуться к власти.

Справедливости ради заметим, что атмосфера церемонии во многом зависела не от политической ориентации, а от личной культуры и интеллигентности политиков. К примеру, передача полномочий в минфине прошла в очень доброжелательной обстановке. Авигдор Либерман и Бецалель Смотрич, будучи в последние годы непримиримыми политическими оппонентами, с улыбками пожали друг другу руки, и новый министр счел нужным отметить немалые успехи своего предшественника на посту главы финансового ведомства. Правда, уже через две минуты он объявил, что собирается немедленно отменить введенные Либерманом налоги на одноразовую посуду и сладкие напитки, но это, как говорится, детали.

Спокойной и даже благодушной была обстановка в минфине, где Йоав Киш принял пост у Ифат Шаша-Битон, пообещав вернуть на прежний уровень изучение еврейской истории и ТАНАХа в светских школах и уделять больше внимания укреплению еврейского самосознания подрастающей молодежи. Ну, а самая благодушная атмосфера на церемонии сменны министра была, безусловно, в МВД, где уходящий (Айелет Шакед) и приходящий (Арье Дери) министры не скрывали того, что, по сути, являются единомышленниками.

Оставленный Лапидом на столе конверт, безусловно, не был случайностью. В оппозиции искренне полагают, что нынешняя коалиция не продержится дольше полутора лет – как из-за разногласий между составляющими ее фракциями, так и в силу дрязг, которые продолжаются внутри них. В "Ликуде" к примеру, есть не менее четырех депутатов, недовольных тем, что не получили никакого престижного поста, и одна из них — Май Голан уже неделю бойкотирует заседания и другие парламентские мероприятия.

Безусловно, судьбу нынешнего правительства решит то, насколько ему удастся выполнить свои обещания – погасить вспышку террора, включить антиинфляционные рычаги, снизить налоги и заморозить тарифы на арнону, газ и электричество, добиться прорыва в нормализации отношений с Саудовской Аравией, и, по меньшей мере, снизить уровень иранской угрозы. Во всяком случае, именно эти цели были озвучены Биньямином Нетаниягу на первом рабочем заседании правительства. Добавим к этому судебную реформу, провести которую будет невероятно сложно, поскольку политики левого лагеря и сами судьи сделают все, чтобы поднять вокруг нее общественную бурю. Причем Ури Маклев ("Яадут а-Тора"), безусловно, прав, когда говорит, что одним законом о преодолении вето БАГАЦа ограничиваться ни в коем случае нельзя: реформа должна быть комплексной, включающей в себя и изменение системы выбора судей, и разделение полномочий юридического советника правительства.

В целом коалиционные соглашения действительно вселяют надежду. Из них ясно следует, что коалиции предстоит совсем непростая работенка, особенно, с учетом наступившей "эры немилосердия". И весь вопрос в том, как она с ней справится.

[nn]

Фемида из гуана и палок

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий