Он по лезвию шел, на пределе физическом жил…

2

В публикации "Рауль Валленберг на исторической родине" мы рассказали о том, как шведский дипломат побывал на родине его далеких предков. Сегодня попытаемся к общеизвестным фактам добавить и нечто из недавно открывшихся архивов

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Семен КИПЕРМАН, Хайфа

Он по лезвию шел, на пределе физическом жил

И ночами не спал, от чужого несчастья устав.

Он не думал о жизни и смерти — он просто спешил,

Потому что в Освенцим летел за составом состав

Андрей Моисеев

 

Автор книги "Рауль Валленберг. Ангел спасения" Харви Розенфельд отмечает следующий факт. Один из знакомых Рауля — д-р Филипи, еврей, женатый на шведке, был схвачен гестапо в Германии. Рауль готов был сразу поехать туда, чтобы вмешаться в это дело. Поездка не состоялась лишь потому, что вмешательство шведского посольства привело к освобождению Филипи.

Осенью 1936 года заболел Густав Валленберг. Это положило конец его планам привлечь внука к финансовой деятельности. После смерти Г. Валленберга в начале 1937 года Рауль, оставшись без опеки деда, без его "любящей тирании", раздумывал, чем дальше заняться. Архитектура, его первая любовь, оказалась для него недоступной. Отказавшись от нескольких предложений, Рауль поступил на службу в Центрально-европейскую торговую компанию, владельцем которой был венгерский еврей Калман Лауэр. В лице Рауля Лауэр нашел надежного компаньона, готового ездить в разные страны, включая и оккупированные Германией. Вскоре он стал и одним из главных акционеров, и международным управляющим компании. Знание нескольких языков, энергия и инициативность, умение вести переговоры и привлекательная внешность делали Рауля идеальным для этой работы. Поездки во Францию, Данию и другие страны позволили Раулю обрести опыт общения с германскими властями, что сослужило ему в дальнейшем хорошую службу. Валленберг производил сильное впечатление на нацистов, и они, почти всегда, уступали его требованиям. К тому же статус шведского дипломата немцы не решались нарушать.

Особое значение Лауэр придавал поездкам Рауля в Венгрию, где в Будапеште жили его родственники. Несмотря на антиеврейские законы, действовавшие в союзном Германии хортистском государстве, какое-то время Венгрия оставалась сравнительно безопасной для евреев. Но такое положение сохранялось недолго. Это вызывало серьезное беспокойство Рауля. Редактор ежедневной газеты "Свенска дагбладет" Густав фон Платен вспоминает, что придерживающийся либеральных взглядов гуманист Валленберг во время поездок по оккупированным странам очень переживал. Его угнетала невозможность чего-то большего, чем помощь беженцам из Дании, Норвегии, Финляндии, которые нашли прибежище в Швеции.

Один из его друзей — экономист Бертил Клеркер также отмечал: "У меня было такое чувство, что он хотел сделать что-то более стоящее в своей жизни". В 1944 году в США был создан Комитет по делам беженцев войны (КБВ), задачей которого было спасение евреев от нацистских преследований. Узнав о серьезных усилиях Швеции в этих целях в Венгрии, КБВ предпринял поиск там человека, способного организовать в Будапеште широкомасштабную операцию спасения. Таким человеком оказался Рауль Валленберг, и он согласился поехать в качестве секретаря шведской миссии в Венгрию. Это было в июне 1944 года.

Еще до его прибытия представительство Швеции занималось подобными вопросами при содействии Вальдемара Ланге, представителя шведского Красного Креста. Ими арендовались здания, которые под вывесками "Шведская библиотека" или "Шведский научно-исследовательский институт" служили укрытиями для евреев.

Прибыв в Венгрию, Валленберг сразу ввел охранные шведские паспорта особого образца. Он распорядился напечатать яркие сине-желтые паспорта со шведским гербом (цвета шведского флага) посредине, снабдив их множеством подписей и печатей, что должно было оказывать впечатление на немецких и венгерских чиновников.

Валленбергу удалось убедить венгерское Министерство иностранных дел разрешить ему выдать 4500 охранных паспортов. В действительности эта квота была превышена втрое. Позже в связи с ухудшившимся положением Валленберг стал выдавать охранные паспорта в упрощенном варианте только за своей подписью. В тогдашней обстановке воцарившегося хаоса даже это помогало.

Ради достижения цели Валленберг не пренебрегал любой возможностью, которая могла принести успех: от взяток до угроз и шантажа. Его сотрудники по дипломатической миссии, убедившись в том, что использовавшиеся методы приносят плоды, стали оказывать ему серьезную поддержку. Число сотрудников заметно расширилось и достигло несколько сот человек. Выдавая евреям охранные паспорта и организуя для них убежища под эгидой Швеции, Валленберг спасал в Будапеште десятки тысяч евреев. В ноябре 1944 года, когда начался первый из организованных Адольфом Эйхманом "маршей смерти", и евреев тысячами гнали из Венгрии пешими колоннами для отправки в концентрационные лагеря, Валленберг вновь пришел на помощь, раздавая паспорта, еду, лекарства.

В Интернете можно найти рассказ о том, что однажды Валленберг пригласил на обед Эйхмана и пытался убедить его прекратить депортацию, грозя Международным трибуналом. Обед закончился скандалом. Уходя, Эйхман сказал, что дипломатический паспорт не от всего может защитить и что даже дипломат из нейтральной страны может попасть в аварию. Это была явная угроза. Вскоре в автомобиль Валленберга врезался немецкий грузовик, но, к счастью, его самого в машине не было.

Мемориал Рауля Валленберга в Лондоне | Википедия

Когда 10 января 1945 года Пер Ангер, глава Шведской дипломатической миссии в Будапеште, пытался уговорить шведского дипломата позаботиться о своей безопасности, Валленберг ответил: "У меня нет выбора. Я принял это назначение и ни за что не мог бы вернуться в Стокгольм с сознанием того, что не сделал все, что было в человеческих силах, чтобы спасти как можно больше людей". По некоторым оценкам число спасенных Раулем Валленбергом от отправки в Освенцим составляло 100 тысяч человек.

13 января 1945 года Р. Валленберг был задержан советским патрулем в здании Международного Красного Креста. После разбирательства он был отправлен под охраной в Дебрецен на встречу с командующим 2-м Украинским фронтом Р. Я. Малиновским, которому намеревался сделать какое-то предложение или что-то сообщить.

П. Судоплатов пишет, что когда Рауля задержали, предложив поехать в штаб Группы советских войск, он сказал одному из своих друзей: "Не знаю, кем я буду — гостем или пленником" (см. "Разведка и Кремль". 2001, стр. 320). По дороге он был вновь задержан и вместе с водителем В. Лансфельдером (одним из спасенных Валленбергом евреев) арестован военной контрразведкой СМЕРШ и вывезен в Москву. Приказ об аресте Валленберга был подписан Булганиным, заместителем Сталина по Наркомату обороны, и немедленно был выполнен.

Поначалу исчезновение Валленберга не вызвало у шведов большой тревоги. Когда шведская миссия отправлялась из Будапешта в Стокгольм, сотрудница Маргарет Бауэр поинтересовалась у провожающего их маршала Родиона Малиновского: "А где Валленберг?" Тот ответил очень учтиво: "Он у нас, мадам. Скоро он отправится в Стокгольм и будет там раньше вас, можете быть уверены".

Тогда же, в 1945 году, в ответ на обращение матери Рауля, Мэй фон Дардел, посол СССР в Стокгольме Александра Коллонтай посоветовала "ей не устраивать суеты вокруг Валленберга — это может ему только навредить". И добавила: "спите спокойнее — ваш сын в надежных руках в Советском Союзе". Уже тогда чувствовалось, что русские темнят. То в марте 1945 года по контролируемому ими будапештскому радио прозвучала дезинформация о том, что Валленберг был убит агентами гестапо 13 января, направляясь в ставку Малиновского, то вновь выдвигалась версия о том, что он у них " в надежных руках". В Москве, отмечает П. Судоплатов, Валленберг был помещен в специальный блок внутренней тюрьмы на Лубянке, где содержались под стражей особо важные лица, которых склоняли к сотрудничеству, а если они отказывались, то их ликвидировали (П. Судоплатов. Указ. соч., стр. 320).

Следует отметить, что еще в 1981 году британский журналист Джон Бирман издал книгу" Праведник", когда подробности о "деле Валленберга" мало кто знал. Дело фактически сошло на нет после того, как советский МИД в специальном меморандуме "подвел итог" этой истории. Спустя четырнадцать лет, Бирман переиздал свое исследование, дополнив его рядом новых материалов из восточно-европейских архивов. В это издание включены отчеты шведско-российской рабочей группы, созданной в 1991 году для выяснения обстоятельств ареста, заключения и смерти Рауля Валленберга. На русском языке книга Дж. Бирмана впервые была издана в 2001 году и имеется в национальной библиотеке Израиля в Иерусалиме.

Вернемся к событиям, описанным П. Судоплатовым и Дж. Бирманом, связанным с обстоятельствами ареста, заключения и смерти Рауля Валленберга. В ходе допросов "с пристрастием" на Лубянке и в Лефортово следователи требовали признания им того, что, обладая дипломатическим иммунитетом нейтральной страны, Валленберг осуществлял шпионаж в пользу иностранных разведок (американской и английской). Не исключено, что через него советское руководство рассчитывало достичь более тесного сотрудничества семейства Валленберг с представителями СССР в скандинавских странах. Советская разведка не исключала того, что дядя и брат Валленберги, Якоб и Маркус, поддерживали деловые связи и личные отношения со многими представителями мировой и финансовой элиты, к которой они сами принадлежали. В этом случае они могли каким-то образом содействовать сепаратным переговорам западных союзников с Германией, а этот вопрос находился под личным постоянным контролем Сталина.

Между тем, пишут А. Калганов и Б. Хавкин, известно, что Рауль и его родные дядя и брат Якоб и Маркус Валлеберги были активными участниками германского (точнее было бы сказать интернационального) антигитлеровского сопротивления. Все они были прогрессивно настроенными людьми демократической Швеции. Поэтому Гитлер с его режимом был для них просто неприемлем. Валленберги пошли дальше, вступив в контакт с руководством оппозиции гитлеровскому режиму. Они стали одними из самых активных его участников, неся основную нагрузку по связи руководства оппозиции с руководящими кругами Англии, США, некоторых других стран (см. "Новая и новейшая история", 2003, номер 3).

Выжившие узники Лефортово, которые поддерживали связь с Раулем путем перестукивания через стенку камеры, рассказывали, что летом 1946 года он направил письмо Сталину с просьбой помочь ему установить контакт с миссией Швеции в Москве или же с Красным Крестом. Однако ему обычно отвечали, что его судьбой не интересуются ни шведская миссия, ни правительство Швеции.

Проведенные детальные расследования деятельности Рауля Валленберга в Венгрии абсолютно исключают, что он был шпионом, агентом, информатором спецслужб западных держав. С просьбой разыскать Валленберга шведская сторона направила восемь нот и пять устных запросов в советские инстанции. В 1946 году посол Швеции был даже принят Сталиным и обратился с личной просьбой выяснить судьбу Валленберга. Сталин разыграл перед ним один из любимых своих спектаклей, сказав, что никогда имя Валленберга не слышал и заверил: "Я лично за этим прослежу". В свою очередь МИД также запрашивал о Валленберге СМЕРШ и МГБ. Лишь в феврале 1947 года МИД был проинформирован о том, что Валленберг находится в распоряжении МГБ.

Судоплатов обращает внимание на содержание служебной записки Вышинского: "Поскольку дело Валленберга до настоящего времени продолжает оставаться без движения, я прошу Вас обязать тов. Абакумова представить справку по существу дела и предложения о его ликвидации" (указ. соч., стр. 324). Зловещий смысл последних слов, по сути, требует, чтобы Абакумов представил предложения о ликвидации Валленберга как нежелательного для советского руководства лица.

Поражает и резолюция Молотова на записке Вышинского: "Тов. Абакумову. Прошу доложить мне. 18.5.47 г."

Из официальных документов следует, что Валленберг умер 17 июля 1947 года вечером в своей камере. Причина смерти — инфаркт.

Рапорт об этом был направлен начальником медицинской части этой тюрьмы Смольцевым бывшему министру КГБ Абакумову, которым была сделана приписка, содержавшая приказ тело кремировать без вскрытия. Данное указание имело один смысл: никто больше, за исключением Сталина, не должен был знать о смерти Рауля Валленберга!

Далее следуют события, которые продолжительное время мало или совсем не были известны широким кругам.

Спустя месяц после смерти Рауля Валленберга, 18 августа, рождается письмо Вышинского, направленное шведскому послу в Москве: "В результате тщательной проверки установлено, что Р. Валленберга в СССР нет и он нам неизвестен. Все принятые дополнительные после 30 января с. г. меры к расследованию сообщения о Р. Валленберге и его розыску не увенчались успехом…" Фраза "Рауля в СССР нет и он нам неизвестен" принадлежит лично Сталину, ибо никто в СССР не мог не только написать подобное, но даже подумать подобным образом! Явно язык диктатора.

А вот еще совсем малоизвестный факт. Судьба Рауля Валленберга волновала видных деятелей, ученых, общественность многих стран. 17 ноября 1947 г. письмо Сталину направил Альберт Эйнштейн. В нем говорилось:

"Уважаемый господин Сталин!

Я обращаюсь к Вам как уже старый еврей с просьбой сделать все возможное для того, чтобы найти шведа Рауля Валленберга и отправить его обратно на его родину. Валленберг был в числе немногих, которые, в тяжкие дни нацистских преследований добровольно и рискуя своей жизнью, боролись за то, чтобы спасти моих несчастных еврейских соплеменников.

С глубоким уважением Альберт Эйнштейн".

Нельзя не обратить внимание на необычность формы, в которой Эйнштейн счел необходимым представить себя Сталину, указав на деятельность Р. Валленберга по спасению венгерских евреев от грозившей им неминуемой гибели. Однако цинизм, пренебрежение нормами общественной морали, наглость, бесстыдство, которые были присущи всему окружению "вождя народов", нашли отражение в ответе Эйнштейну, составленном по поручению Сталина представителем СССР в США С. Царапкиным. В нем говорилось, что обращение его передано адресату и Сталин поручил сообщить Эйнштейну, что все предпринятые меры для розыска Рауля Валленберга не дали" позитивных" результатов.

Приведенное письмо хранится в материалах А. Эйнштейна в Архиве при Бостонском университете. Оно было приведено в биографической книге о нем, написанной известным физиком А. Пайсом, сотрудником Эйнштейна в первые послевоенные годы. На русский язык книга Пайса была переведена и вышла в 1989 году (М., "Наука"). Но письмо Эйнштейна к Сталину, по непонятным причинам, было из нее изъято.

В 1989 году членов семьи Валленберг пригласили в Москву и передали им паспорт Рауля, записную книжку и некоторые другие вещи, якобы случайно обнаруженные при ремонте архивных помещений КГБ.

Джон Бирман включил в свою книгу "Праведник. История о Рауле Валленберге, пропавшем герое Холокоста" отчет шведско-российской рабочей группы, которая была создана в 1991 году. Из приведенного содержания следует: один отражает мнение российской стороны, другой — позицию шведской стороны. После чего каждая сторона осталась при своем мнении, и работа была прекращена. Российская сторона вернулась на позиции 1957 года: Валленберг умер, документы уничтожены, кем и почему, — неизвестно. Однако было достоверно установлено лишь, что ответственность за гибель Валленберга лежит на тогдашнем высшем советском руководстве, поскольку никакая другая инстанция в то время не могла распорядиться судьбой шведского дипломата. В декабре 2000 года Генеральная прокуратура России приняла решение о реабилитации Рауля Валленберга, признав, что он был репрессирован советскими властями по политическим мотивам.

Рауль Валленберг — один из величайших героев еврейской истории, его жизнь служит убедительным напоминанием о том, что, несмотря на долгую историю антисемитизма, у евреев были необыкновенные друзья в нееврейском мире. Ему принадлежит заслуга в спасении до 100 тысяч евреев. Многие из них уехали в США, Англию, Эрец-Исраэль, где участвовали в Войне за независимость и создании еврейского государства.

На основании принятого в 1953 году закона при мемориальном музее "Яд ва-Шем" в Иерусалиме действует общественная комиссия по признанию и увековечению заслуг Праведников мира — неевреев, которые во время Катастрофы, рискуя собственной жизнью, спасали евреев от геноцида. Рядом с музеем — особая роща, известная Аллея праведников, где посажены деревья в их память. Одно из них — в память Рауля Валленберга.

Его именем названы улицы в Иерусалиме и других городах Израиля. Членами Кнессета было внесено предложение во всех школах один из уроков посвящать дню рождения Рауля Валенберга и урок памяти Праведников народов мира.

В 1963 году Р. Валленберг был объявлен Праведником народов мира, а также почетным гражданином Израиля.

Когда в Палату представителей США от одного из калифорнийских городов был избран Том Лантош, один из спасенных Валленбергом людей, он добился принятия билля, которым Раулю Валленбергу — единственному после Уинстона Черчилля человеку — было предоставлено почетное гражданство США.

В 1985 году решением канадского парламента Раулю Валленбергу присвоен титул почетного гражданина Канады.

Памятники Раулю Валленбергу воздвигнуты в Будапеште и на его родине — в Швеции, во многих странах. Есть памятник ему и в Тель-Авиве.

В январе 2001 года в Москве во дворе Библиотеки иностранной литературы был открыт бюст Р. Валленберга. Вместо даты смерти на постаменте стоит вопросительный знак. А 5 сентября 2007 года в Общественном центре имени А. Сахарова была проведена выставка "Рауль Валленберг: и один в поле воин".

17 января 2012 года по случаю юбилея Рауля Валленберга в Стокгольме открылся год его памяти — церемония состоялась в парламенте Швеции. В тот же день в Будапеште министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт принял участие в открытии передвижной выставки памяти Рауля Валленберга. В течение этого года выставка побывает в Нью-Йорке, Берлине, Тель-Авиве и Торонто.  100-летие со дня рождения Рауля Валленберга  отмечается на государственном уровне  и в еврейском государстве, где его помнят и чтут, при этом самая важная часть его наследия заключается в его уроках для будущих поколений.

Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)

Рауль Валленберг на исторической родине

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Имя Рауля Валенберга с момента появления информации о нем вызывало глубокую печаль,горечь
    от преступного замалчивания сути и подвига этого потрясающего человека в самое страшное время,
    когда большие государства опускали свои знамёна перед дьволами во плоти.Эта статья приблизила
    к нашим лицам то,дышащее ужасом,время и тем выше на фоне страшных военных декораций поднялась фигура настоящего человека со всеми моральными ценностями,которые он не предал.
    Пока существует память об этой личности,есть надежда,что еще не всё потеряно в этом больном,корчащемся от пороков мире.

Добавить комментарий