О чем вспомнилось при виде танка, застрявшего в воротах ростовского цирка
Ирина КРУПИЦКАЯ
Когда я увидела снимки легендарного здания цирка в Ростове-на-Дону в "военном контексте", испытала мучительное чувство. Как бы уже давно было понятно: возврата к прежнему не было и не будет, и пора похоронить свои детские воспоминания. Но как быть со старыми снимками 1957 года?
Вот же они! И на них — моя 20-летняя мама Янна Пионерская (ее отец Гирш-Григорий Барули успел "походить" в первых пионерах и комсомольцах, переменив фамилию в духе требований эпохи). Мама -в фуфайке, в платке (справа) среди сидящих на "катушке" от провода девушек — участниц главной комсомольской стройки в городе — здания городского цирка.
Это здание, спроектированное архитекторами Г.А.Петровым и А.В.Барулиным, стало архитектурной достопримечательностью. В тот период новый ростовский цирк был крупнейшим в Европе, при его возведении применялись новаторские научные и инженерные достижения. Здание удачно вписалось в архитектурный стиль красивых старинных центральных улиц Ростова — богатого купеческого города и речного порта…
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Да что там говорить об архитектурных стилях! Просто все мое детство было связано с этим роскошно, не по-советски декорированным и очень удобным зданием цирка! Все лучшие цирковые коллективы подолгу гостили в нашем городе. Потому что здесь были созданы наилучшие условия для работы цирковых артистов. Никакое шапито никогда не сможет воссоздать ту атмосферу, которая рождается только в здании стационарного цирка с его традициями.
Когда спустя годы, уже из Израиля, мы с мужем решились навестить города нашего детства — Ростов и Одессу, то я лелеяла надежду именно в Ростове показать "настоящий цирк" нашему девятилетнему сыну (между нами говоря, одесский цирк — при всем уважении к тамошним театрам — и в подметки не годился ростовскому!).
Было это более 10 лет назад, время относительно мирное, авиарейсы между двумя странами распавшегося бывшего Союза — регулярные… Каково же было мое потрясение, когда обнаружилось, что ростовский цирк закрыт-заколочен, а рядом с ним, между изысканными старинными зданиями прежних эпох, "втиснули" какую-то уродливую металлическую конструкцию — вроде бы "культурный центр"…
Идея с цирком тогда не была реализована. Зато впервые я посетила… еврейское кладбище (о его существовании я — уроженка этого города — узнала уже в Израиле, а также о том, что в Ростове был погребен пятый Ребе Любавической династии — Рав Дов-Бер — благословенна память праведника!). Бабушки мои похоронены на Ростовском Интернациональном кладбище — самом большом в Европе…
Показать "настоящий цирк" нашему Ниру все-таки удалось уже позже, во время туристической поездки в Будапешт. Там, в замечательном, небольшом, но уютном старом здании — с фотографиями артистов в фойе — представила уникальную по всем меркам программу "интернациональная" команда из России, Украины и Венгрии.
Даже мы с мужем (выросшие на лучших образцах циркового искусства) были потрясены уровнем современного цвето-звукового шоу "с фонтанами".
Уже не говоря о нашем Нире, который счел нужным в финале поблагодарить нас вполне официально:
"Спасибо, папа и мама, за то, что я увидел настоящий цирк!"
Мы тогда, в Будапеште, познакомились с талантливым инженером, который обеспечивал все сложное техническое сопровождение программы. Он с удовольствием подробно рассказывал об их "сборной Европы", о том, что артисты из Украины, России и Венгрии понимают друг друга и объединились, чтобы дарить особую радость, которую способно нести всем цирковое искусство, не признающее границ.
А теперь я увидела здание Ростовского цирка, цирка моего детства — на фоне танка…