Голда и идиш

0

Сказала или не сказала? Еще один миф израильской политики

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Борис БРЕСТОВИЦКИЙ

 

В 1968 году произошло объединение израильских партий «Мапай» (Партия рабочих Земли Израильской), «РАФИ» (Израильский Рабочий Список) и «Единства рабочих». Претендентов на пост главы новой, объединённой партии под названием «Авода» было несколько — два «наследника» Леви Эшколя — Моше Даян и Игаль Алон, и один «наследник» Давида Бен-Гуриона – Исраэль Галили.

Все члены новой, объединенной партии опасались, что борьба за кресло «самого главного» может привести к расколу или к тому, что одна из небольших фракций одержит верх. Именно в этот момент как нельзя вовремя проявился талант Голды Меир. Бдительная опытная женщина с политическим, дипломатическим и социальным опытом, настоящая еврейская мама, немного эмоциональная, немного циничная, не особо харизматичная, и не очень популярная, Голда быстро завоевала общественную поддержку после того, как в марте 1969 года неожиданно стала преемником Эшколя, который скоропостижно скончался в феврале 1969-го.

Это было временным назначением — до тех пор, пока не было решено, кто будет преемником на выборах в октябре 1969 года. Но, как и во многих других случаях, «временное» становится постоянным!

«Голда стала премьер-министром благодаря мудрости Галили и харизме Игаля Алона и Моше Даяна. Именно ее правительство правило в годы «великой слепоты» между Шестидневной войной и Войной Судного дня», — Йоси Бейлин об избрании Голды Меир на пост премьер-министра (2008 г.).

«Голда Меир — ум, который не предотвратил ошибок» («Израилю — 60». Нисим Мешаль, издательство «Едиот Ахронот»).

И Голда Меир, «простая еврейская мама», стала мамой всего народа Израиля. Ее обожали и ненавидели одновременно. За ней следили, ожидая каждого неверного шага, каждого неверного слова. И если этих шагов и этих слов не было – их придумывали.

В январе 1971 года Голда Меир выступила на церемонии вручения почетного гражданства города Хайфы. В своей речи репатриацию из Советского Союза она определила как подъем национального возрождения среди евреев СССР. Далее в том же выступлении она упомянула Холокост, постигший еврейские общины в Европе и уничтоживший их, и поэтому сказала, что богатое и разнообразное культурное наследие, особенно письменное и устное на языке идиш, выросшее в этих общинах, не должно исчезнуть и его надо сохранить со всей бдительностью. В подтверждение своего утверждения она сказала, что будет настаивать на том, чтобы ее дети учили язык идиш, поскольку это и ее родной язык, а «представители следующего поколения не могут не знать языка своих родителей».

«Я думаю, что каждый, кто ассимилируется, присоединяется к списку шести миллионов (убитых во время Холокоста)», — заявила Голда Меир.

Голда, обращаясь к евреям, пережившим Холокост, сказала еще:

«А те, кто не говорит на идише, и не хочет говорить на этом языке, вероятно, намерены ассимилироваться».

И тут начался «гевалт». Ее слова были извращены, и утверждалось, что она сказала:

«Тот, кто не знает идиш, не еврей».

Заявление, приписываемое ей, вызвало поток писем от многих граждан, даже не слышавших ее речь и лишь поверивших слухам, которые активно распространяла пресса. Эти нападки заставили Голду занять оборонительную позицию, и тогда все стало еще хуже. Люди говорили:

«Раз она оправдывается, значит виновата!»

«Черные пантеры», которые и так уже были злы на Голду Меир вышли на улицы с плакатами:

«Голда – научи нас идишу и дай нам «Вольво».

Именно в эти дни появляются два новых мема, как сейчас принято говорить – «вилла-вольво» и «дизенгова-арлозова». Второй явно высмеивал «русское» произношение названий улиц на иврите. (и об этом я еще обязательно расскажу).

Летом 2015 года была издана книга писем и фотографий, посвященная памяти премьер-министра Голды. В этой книге представлено ответное письмо Голды Меир от 26 июля 1971 года на письмо Рут Шабтай, которая спросила ее, действительно ли она сказала эти слова. Голда опровергла сказанное и пояснила, что все ее намерение состояло в том, чтобы указать на славное наследие еврейских общин Европы, сохранившееся на языке идиш, и предложить молодым членам этих общин продолжать учить этот язык, чтобы они знали традицию своих родителей. Голда Меир также добавила:

«…Потому что правильно и желательно, чтобы репатрианты из восточных стран и репатрианты из европейских стран одинаково заботились о сохранении культурных ценностей и духа своего сообщества…»

Итак, еще один миф (или, если хотите, фейк) развенчан.

Голда Меир никогда не говорила, что тот, кто не знает идиш, не может быть евреем!

Автор – популярный экскурсовод, журналист, историк, один из лучших знатоков Тель-Авива, член редколлегии журнала "ИсраГео", известный блогер, ведущий журнал "Записки на салфетках" — tomcat61.livejournal.com и сайтов brest.co.il и telaviv-tours.com

Железная Голда под колпаком Лубянки

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий