Не перевелись еще на Святой земле изобретатели вечного двигателя!
Профессор Леонид ШТИЛЬМАН
Декларирую: грешно смеяться над больными — будь они с расстройством желудка, притуплением слуха или потерей разума. Эта заметка не про клинически больных людей, а о вполне нормальных, которых для удобства буду называть психами. Сами увидите почему.
Тронуться человек может от всего на свете, но больше всего на него влияет окружающая обстановка. Понятно, что “наполеонов” во Франции больше, чем в Израиле, а Израиль опережает любую страну по мессиям на душу населения.
В Советском Союзе, в особенности в период холодной войны и гонки вооружений, был культ науки. Физики вдруг стали богами, им давали большие зарплаты, им разрешали слушать подпольных поэтов и бардов и иногда даже разрешали поехать на конференцию в Болгарию. Естественно, что каждый хотел стать математико-физико-химиком, и в помощь этим людям выпускали научно-популярные журналы, в первую очередь “Знание — сила” и “Наука и жизнь”.
Популярность и вера в журналы была велика настолько, что редакторы могли даже безнаказанно пошутить. Мой приятель, опубликовал, как он считал, остроумную первоапрельскую шутку в “Знание — сила”: статью про то, как ученые научились на грядках выращивать соленые огурцы. Поступило в редакцию много писем от читателей, желающих получить семена и инструкции по выращиванию соленых огурцов.
В журнале “Наука и жизнь” в разделе “Маленькие хитрости” опубликовали подробную инструкцию как из домкрата сделать соковыжималку.
Советский Союз развалился, и народ повалил в Израиль. В том числе прибыли и психи. Научно-популярных журналов для взрослых, тем более на русском языке, в Израиле нет, а рассказать о своем открытии хочется. Научно-исследовательских институтов нет — остается только найти в университете человека, который оценит открытие.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"
Идем на инженерный факультет Тель-Авивского университета, поднимаемся по центральной лестнице, и перед вами первый кабинет, на котором написано: профессор Леонид Штильман. Значит по-русски говорит.
И народ повалил в мой кабинет. Некоторые стучали и тут же входили, некоторые входили без стука.
ДИАЛОГИ
Изобретатель-бизнесмен: В Израиле может быть война?
Я: Конечно
Изобретатель-бизнесмен: Могут разбомбить электростанцию?
Я: Могут
Изобретатель-бизнесмен: Я один из создателей двигателя космического корабля "Буран". "Буран"-то мы сделали, но теперь он никуда не полетит, а есть на складе четыре запасных двигателя. Могу привезти и они будут подавать энергию Тель-Авиву. Продаю дешево.
Я: Интересно, подумаем.
Надо понимать, что смеяться или отрицательно отвечать очень опасно. Когда-то один из таких изобретателей пришел на прием к секретарю Академии Наук в Москве, и на приеме отрезал ему голову. Нет, нет: я обязательно подумаю про ваши двигатели.
* * *
Следующим на приеме был врач, но не просто врач, а, как он утверждал, маг, который работал с военными.
Врач: Израилю самолеты нужны?
Я. Нужны (уже боюсь, когда врач про самолеты говорит).
Врач: Мои друзья вывезли из Советского Союза восемь МиГов. Каждый МИГ стоит 8 миллионов долларов плюс десять тысяч мне наличными. Вот факс, полученный на прошлой неделе — все здесь написано. Поговорите с вашими военными — это недорого.
Когда я услышал про десять тысяч долларов наличными, успокоился. Такой, как все. Этот посетитель меня не обидит. Такой же, как, другие, предлагавшие купить красную ртуть и индивидуальные подводные лодки.
* * *
На этот раз дело было уже не в университете, а ко мне домой пожаловал гость — ученый-проситель.
Ученый-проситель: Я к вам от профессора К. (называет фамилию моего знакомого К. из института Вейцмана, который мне “сплавил” клиента). Я вывез на теле с большим риском мою научную работу по единой теории элементарных частиц, и мне нужно ее перевести на английский язык, которым вы владеете.
Я: Вы физик-теоретик?
Ученый-проситель: Я специалист по водоснабжению и канализации, но увлекаюсь физикой со школьной скамьи. Эту статью нарисовала лучшая чертежница Москвы.
Я: Причем здесь чертежница?
Ученый-проситель: Все очень просто. Каждой элементарной частице ставится в соответствие профессионально нарисованная картинка, при взаимодействии одной частицы с другой картинки накладываются и получается новая картинка, которая и есть новая частичка. Высшей математики не нужно. Не все еще в теории понятно: масса электрона получается больше массы протона. Разберемся.
Я: Обязательно переведу. Стоимость работы 50 шекелей.
Ученый-проситель: Подходит.
В тот момент, когда я услышал про чертежницу и элементарные частицы, действительно испугался за свою жизнь. Я понял, что лучше все закончить по-деловому и, главное, взять какие-то деньги, чтобы было “по-настоящему”.
* * *
Раздался звонок в кабинет.
Неизвестный: Вы профессор Штильман?
Я: Да.
Неизвестный: Понимаете, я живу в амидаровской квартире.
Я: А я здесь причем?
Неизвестный: Со мной живет солдат.
Я: А я здесь причем?
Неизвестный: Послушайте внимательно. Вокруг нас живут статисты.
Я: Какие еще статисты?
Неизвестный: Делают вид, что просто живут, а на самом деле влияют.
Я : На кого?
Неизвестный: На солдата. У него все время поллюции.
Я: Может ваш солдат ненормальный?
Неизвестный: Да что вы, он как вы и я. Вы же профессор, наверное, у вас есть средства защиты от статистов.
Я: Помочь не могу (повесил трубку).
* * *
Дверь в мой университетский кабинет неожиданно распахнулась и за стол сел лохматый, неряшливо одетый немолодой человек. Он посмотрел мне в глаза и прочел свой короткий монолог:
— Я нашел новый источник энергии. Этот источник энергии находится на Храмовой Горе в Иерусалиме. Источник энергии достаточен для всего человечества. Для освобождения энергии херувимы должны стать в святая святых под углом в тридцать градусов.
Я был потрясен идеей. Оказалось, что все, что нужно, это не атомные, солнечные или гидроэлектростанции, а просто попросить (или заставить?) херувимов принять неудобное для них положение. Идея оказалось устной, и я попросил автора подробно описать проект и принести его на рассмотрение. Это был правильный ход: автор исчез, так как не мог ничего написать.
* * *
Глядя на научных (и бизнес) ходоков, я пришел к выводу, что свихнувшиеся на научно-технических проектах все таки менее опасны, чем те, которые ждут мессию послезавтра или требуют немедленной дружбы между евреями и арабами. Ходоков я успокоил разговорами, а вот этих либерально-мессианских деятелей просто так не успокоить.
Может начать выпускать на иврите и арабском журнал "Знание — сила"?
Поделиться ссылкой на данную публикацию через блог IsraGeoMagazine в соцсети Facebook вы можете здесь
Интересная статья! Так и представляешь бедного испуганного профессора втягивающего голову в плечи, а перед ним клубящаяся очередь лженаучных ходоков и либерально-мессианских деятелей. Страшно!
Вот только о том, что на нашей планете не обитают очень умные люди — даже в нашей основополагающей Торе написано, поэтому так важно отбирать в таких очередях умных людей и оказывать им помощь в создании реальных инноваций… Вот как помогли однажды доктору Леониду Диневичу…
Вот только крайне редки такие случаи — большинство совершенно реальных олимов-изобретателей, поотиравшись какое-то время по израильским инстанциям, уезжают изобретать в Америку… и таки успешно изобретают!
Поэтому может и не стоит писать о заурядной человеческой глупости, коей вокруг нас — океан! А стоит написать о тех уникальных случаях, когда удалось по-настоящему помочь настоящему изобретателю — может появится шанс сотворить бизнес-инновационную систему типа Made in Israel.