Гиюр, БАГАЦ и все-все-все

0

В конце марта Верховный суд принял историческое решение, согласно которому МВД будет признавать человека, прошедшего ортодоксальный гиюр в частных раввинатских судах, евреем и в его личном деле в Управлении народонаселения должна появиться соответствующая запись об этом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!


Петр ЛЮКИМСОН

Иллюстрация: Эля Ильина

Решение было принято расширенным составом БАГАЦа — девятью судьями во главе с председателем Мирьям Наор — и обжалованию не подлежит. Во всех СМИ страны, включая ряд русскоязычных, вердикт БАГАЦа был встречен с ликованием. Однако вскоре стало ясно, что большинство тех, кто приветствует это решение, либо не понимают его смысла, либо приветствуют не само решение, а его возможные последствия. А значит, стоит разобраться в том, что произошло.

— БАГАЦ нанес сокрушительный удар по монополии ультраортодоксов, защитив право десятков тысяч репатриантов из СССР-СНГ на облегченный гиюр. Нельзя допустить, чтобы люди, не признающие государство Израиль, диктовали ему, кого считать евреем, а кого нет! Теперь с этим покончено! — заявила в эфире радиостанции РЭКА известная русскоязычная журналистка.

Для того, кто более-менее разбирается в данном вопросе, это поначалу прозвучало по меньшей мере странно. Ведь если МВД в соответствии с решением БАГАЦа должно признавать только ортодоксальные гиюры, то монополия ортодоксов вроде бы сохраняется. Ни о каком облегченном гиюре речи не идет. Более того, те частные раввинатские суды, гиюры которых до сих пор не признавало МВД (прежде всего, самый известный из них — суд рава Карлица в Бней-Браке), как раз нередко и создаются именно теми ультраортодоксальными кругами, которые не признают ни государство, ни его суды. БАГАЦ на этот раз оказался на их стороне, по сути заставив МВД признать их легитимность. Было бы логично, чтобы наши СМИ, которые терпеть не могут ультраортодоксов, на этот раз встали на сторону Главного раввината, в данном случае олицетворяющего государство. Неужели неприятие ими Главного раввината оказалось сильнее неприятия "самых отъявленных мракобесов"?!

Напомним, что в прошлом на страницах "НН" уже не раз поднималась эта проблема. Мы рассказывали о том, как люди, приехавшие в Израиль в рамках Закона о возвращении или в качестве туристов, вдруг загорались желанием стать евреями. Они проходили гиюр в ортодоксальных частных судах Бней-Брака или Иерусалима и начинали вести ультраортодоксальный образ жизни, но при этом МВД отказывало им в праве записаться евреями, а туристам — и в праве получить израильское гражданство. Ситуация получалась в самом деле абсурдная: ортодоксальные раввины признают их евреями, а МВД — нет!

Израильский сектор Интернета и сегодня полон такими историями, причем их героями чаще всего являются отнюдь не выходцы из СНГ. Например, история немецкого инженера Германа, приехавшего в Израиль специально чтобы пройти настоящий гиюр и прошедшего его в суде рава Карлица, но после отказа в гражданстве и праве на работу покинувшего страну. Сейчас Герман является членом еврейской ультраортодоксальной общины Кейптауна. Или история 20-летнего голландца, в 16 лет решившего, что он хочет быть евреем, и повторившего судьбу Германа. Или 40-летней англичанки, 25-летней француженки… Список таких людей огромен.

Есть среди тех, кто прошел гиюр в таких судах, и русскоязычные люди. Многим нашим читателям наверняка памятна история семьи, приехавшей в Израиль из России в связи с тяжелой болезнью маленького сына. Так как мальчик постоянно нуждался в медицинских процедурах, семья задержалась здесь на двадцать с лишним лет. За это время мать и сын прошли ортодоксальный гиюр в суде рава Карлица, а глава семьи — в ортодоксальной общине Москвы, но МВД наотрез отказалось признавать их евреями. Вдобавок их заподозрили в корыстных целях и потребовали покинуть страну. Вот с этим абсурдом вроде бы наконец и покончил БАГАЦ. Правда, опять-таки проблем этой семьи его вердикт не решает, он касается лишь тех геров, которые имеют право на израильское гражданство в рамках Закона о возвращении.

Тогда чему так радуются правозащитники, журналисты, а вместе с ними сторонники реформистского и консервативного иудаизма?!

Журналистка газеты "Маарив" Тамар Деслер объясняет это тем, что Государственное управление по делам гиюров нередко творило самый настоящий произвол — процедура утверждения перехода в иудаизм нередко затягивалась им на годы, но, имея нужные связи в Главном раввинате, ее можно было пройти за 8-10 месяцев. В качестве подтверждения она приводит историю некой израильтянки Мирав, вышедшей замуж за гражданина Ганы, решившего пройти гиюр. Почти два года они оба ходили на курсы гиюра, причем Мирав возмущалась тем, что ее присутствие там необходимо и ее хотят заставить соблюдать заповеди. Однажды она услышала, как один раввин сказал другому: "Черные не должны проходить гиюр!". После этого Мирав задействовала обширные связи своего отца, и уже через два месяца ее мужа признали евреем.

Тамар Деслер обращает внимание читателей на то, что решение БАГАЦа делает законными гиюры, проводимые в частном суде — в частности, и для детей, — организацией "Гиюр ке-галаха", возглавляемой выдающимся раввином, одним из духовных лидеров религиозного сионизма, главой иешивы в Маале-Адумим равом Нахумом Рабиновичем.

— Вы спрашиваете, почему религиозные партии единым фронтом выступили против решения БАГАЦа? — говорит сотрудник раввината Южного округа рав Моше Бурштейн. — Да потому что оно означает начало войны на двух фронтах. С одной стороны, это война внутри ортодоксальной общины — между теми ее представителями, которые де факто признают Государство Израиль и считают себя его частью, и теми, кто не признает это государство. Частные раввинатские суды созданы именно теми, кто не признает его (я не имею в виду бейт-дин рава Рабиновича). Такие суды существовали в еврейских общинах всегда, пока у евреев не было своего государства. Сегодня, когда такое государство есть и у нас, слава Б-гу, имеются бейт-дины при государственном главном раввинате, их существование — открытый вызов израильскому обществу. Кстати, по закону они не имеют права заниматься судом, их полномочия ограничиваются только арбитражем, но они этот закон постоянно нарушают. Вам не кажется алогичным, что БАГАЦ, вместо того чтобы защитить прерогативу государства, вдруг решил значительно расширить полномочия таких судов?! Но главное, на наш взгляд, заключается в том, что судьи БАГАЦа создали крайне опасный прецедент. Во-первых, теперь может возникнуть множество новых частных судов, которые будут созданы разного рода аферистами из числа ультраортодоксов. Они превратят прохождение гиюра в бизнес, поставят его на поток, сделают средством для обретения нужной записи в МВД ради последующего получения гражданства. Эти псевдогиюры никого не будут интересовать. Во-вторых, понятно, что после того как МВД начнет признавать таких геров полноправными евреями, реформисты и консерваторы подадут в БАГАЦ иск с условным названием "А чем мы хуже?!", и он, разумеется, заявит, что ничем. Таким образом, решение БАГАЦа о частных судах — первый шаг к признанию реформистских и консервативных гиюров. Это прекрасно понимают лидеры этих течений и представители леволиберальных кругов, именно потому они и радуются данному вердикту. Но это и есть второй фронт, на котором нам уже сейчас приходится вести войну. Признание реформистского и консервативного иудаизма однозначно приведет к расколу еврейского народа. Сохранить единство можно только одним путем: государство признает лишь гиюр, пройденный под его эгидой, в государственных раввинатских судах. Без единой системы признанного гиюра в вопросе о том, кого считать евреем, начнется хаос.

Рав Бурштейн, будучи частью системы, разумеется, категорически отрицает претензии к раввинату по поводу того, что он якобы злоупотребляет своей властью и чинит препятствия тем, кто хочет пройти "государственный гиюр".

— Согласно статистике, — говорит он, — свыше 70% тех, кто поступает на курсы при Управлении по гиюрам, через год-полтора успешно проходят раввинатский суд и получают соответствующее удостоверение. Это очень высокий показатель. 30% составляют те, кто либо сам признался, что ошибся в своем желании стать евреем и автоматически отсеялся, либо те, кто был заподозрен в прохождении гиюра из корыстных соображений. Поверьте, такие подозрения никогда не возникают на пустом месте. Другое дело, что были вопиющие случаи, когда некая чиновница МВД отказывалась признать евреями тех, кто прошел гиюр в раввинатских государственных судах. Вот с такими прецедентами действительно надо было бороться.

— Но ведь известны случаи, когда главный раввинат отказывал людям в прохождении гиюра, а затем они проходили его в частных судах…

— Да, потому что главный раввинат соблюдает законы государства, а частные суды — нет. Закон однозначно говорит: человек, находящийся в стране нелегально, на правах туриста или гастарбайтера, не может пройти гиюр в Израиле, а если даже и прошел, это не дает ему права на получение гражданства. То есть снова получается, что мы стоим на страже закона, а БАГАЦ создал в нем брешь, которая, расширяясь, приведет к его нарушению!

В организации "Гиюр ке-галаха" решение БАГАЦа было, разумеется, воспринято как победа, но и там не спешат бить в фанфары, явно сознавая всю его проблематичность.

— Решение БАГАЦа, безусловно, не идеально, в нем много подводных камней, — считает рав Пинхас Полонский. — Если говорить коротко, Главный раввинат расплатился за то, что любой ценой хотел сохранить свою власть, свою монополию и в результате начал терять и то, и другое. Более верным решением, на мой взгляд, было бы не доводить дело до БАГАЦа. Главный раввинат должен выдавать различным ортодоксальным религиозным организациям лицензию на подготовку и проведение гиюров, подобно тому, как комиссия по высшему образованию выдает университетам лицензию на присвоение ученых степеней, министерство транспорта — лицензию на тестирование машин и т.д. Четкие критерии выдачи лицензии позволили бы избежать злоупотреблений и одновременно сохранить то самое единство нации, которым все так озабочены.

А вот рав Давид Амсалем, один из видных сторонников организации "Гиюр ке-галаха", придерживается иного мнения.

— Стоит вспомнить, что сегодня в стране проживают 300 тысяч неевреев, приехавших с последней волной алии из бывшего СССР, — говорит он. — Значительную часть из них составляют молодые люди, имеющие еврейские гены, но не являющиеся евреями по Галахе. Они вступают в браки между собой либо находят нееврейских супругов за рубежом, и это значит, что если все оставить как есть, доля нееврейского населения в еврейской среде будет только расти. Вот она, подлинная угроза будущему нашей нации! Неужели мы этого хотим, вместо того чтобы помочь им стать полноправными евреями и тем самым нацию усилить?! Вы говорите о злоупотреблениях, о том, что новым положением смогут воспользоваться мошенники. Но мошенники были, есть и будут всегда, и они умеют пользоваться любыми положениями. Если их опасаться, то вообще не надо ничего делать!

Так что, как видим, все не так просто, как представлялось тем, кто приветствовал решение БАГАЦа, зачастую не понимая сути проблемы. Возможно, правы те, кто считает, что верховные судьи опять вмешались в вопросы, лежащие вне их компетенции. Но если бы наши раввины умели договариваться между собой, то его вмешательство вряд ли понадобилось бы. Тем не менее, в доводах как противников, так и сторонников решения БАГАЦа есть своя логика. Ну а чем все это закончится, покажет время.

"Новости недели"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Зам. главного редактора сайта Isrageo.com.Профессиональный журналист, выпускница УРГУ. Работаю в печатной прессе с 1989 года, несколько лет возглавляла пресс-службу одного из банков. В Израиле с 1999-го года, через год начала работать в русскоязычных изданиях. Публиковалась в центральных газетах "Новости недели" и "Вести", журналах "Силуэт", "Мир путешествий" и "Мама-инфо" и многих других СМИ в Израиле и за границей. Редактор проекта Tourneto.com

Добавить комментарий