Кризис, вызванный эпидемией, невольно напомнил человечеству, что каковы бы ни были его достижения в различных областях медицины, науки и техники, есть природные катастрофы, которые оно не в состоянии не предотвратить, ни предвидеть. Для Израиля такой катастрофой может стать землетрясение, вероятность которого с каждым днем увеличивается
Петр ЛЮКИМСОН
Земля время от времени напоминает нам об этом: в минувшем апреле в стране произошли два землетрясения, которые почувствовали многие жители юга и Негева. Первое из них силой 3,6 балла по шкале Рихтера было ощутимо на всей территории между Эйлатом и Мицпе-Рамоном. Эпицентр второго силой в 4,3 балла находился в море примерно в 70 километрах от Эйлата и ощущалось в городе. Спустя две недели жители Эйлата вновь почувствовали подземные толчки — на этот раз эпицентр землетрясения находился в море в районе Шарм а-Шейха на Синайском полуострове.
Еще два землетрясения на территории страны были зафиксированы 11 мая. Эпицентр первого силой 3,2 балла находился в 14 км к северо-востоку от Бейт-Шеана, и его толчки явственно ощущались в городе и в близлежащих районах. Эпицентр второго землетрясения силой 2,7 балла находился в Средиземном море, в 50 км к западу от Нагарии. Иордания в тот день тоже сообщила о землетрясении силой 3,5 балла, которое произошло в 24 км западнее города Ирбида на севере страны.
Израильские сейсмологи подчеркивают, что не в состоянии предсказать точную дату землетрясения, но строят свои прогнозы, исходя из того, что мощные землетрясения на территории, которую занимает Израиль, происходят примерно раз в столетие. Последний раз такое землетрясение, сопровождавшееся разрушениями и человеческими жертвами, произошло в 1927 году, то есть по мере приближения к 2027 году угроза будет возрастать. А вместе с ней возрастает и актуальность вопроса о том, насколько Израиль готов к бедствию.
Необходимость подобной подготовки стала ясна в 1999 году, когда на северо-западе Турции произошло землетрясение силой в 7,4 балла, унесшее жизни свыше 17 тысяч человек и более 600 тысяч оставившее без крыши над головой. Многие до сих пор помнят, как героически работали тогда в Турции израильские спасатели, как извлекли они из-под руин турецкую девочку Ширан, считавшуюся погибшей.
Тогда в Израиле появилось ясное осознание того, что если землетрясение невозможно предотвратить, то к нему можно подготовиться, сделать его последствия минимальными. С этой целью было решено создать специальную, постоянно действующую межминистерскую комиссию, которая наладит межведомственную координацию по подготовке к землетрясению и обеспечит их четкую работу в случае катаклизма. Главой комиссии стал министр связи (он же и.о. министра строительства) Биньямин Бен-Элиэзер, а затем в разные годы ее возглавляли Авигдор Либерман, Натан Щаранский, Эфи Эйтам, Бени Бегин. Комиссия формально продолжает существовать, но в 2014 году она была передана в ведение РАХАЛ ("Решут херум леумит") — Управлению по чрезвычайным ситуациям общенационального масштаба и с тех пор на министерском уровне ни разу не собиралась: в ее заседаниях участвовали лишь чиновники министерств обороны, здравоохранения, строительства и ряда других ведомств.
В 2018 году экс-госконтролер Йосеф Шапира опубликовал специальный отчет, посвященный готовности страны к землетрясению, в котором констатировал, что за последние годы в области подготовки к бедствию действительно кое-что сделано, но этого явно недостаточно. По мнению специалистов, отчет сохраняет свою актуальность. В частности, в нем отмечается, что почти все (но не все!) правительственные здания были укреплены и подготовлены на случай землетрясения, то же проделано с больницами и тысячами жилых домов (в рамках сворачиваемого сейчас проекта ТАМА-38). Вместе с тем никто не удосужился проверить готовность к такому повороту событий хостелей и домов престарелых, а ведь именно их обитатели в случае разрушения зданий наиболее уязвимы и беспомощны.
Кстати говоря, не готовы к землетрясению и здания многих полицейских участков, а в условиях паники и хаоса — непременных спутников подобных бедствий — очень хотелось бы видеть нашу полицию собранной и боеспособной.
Неясным остается вопрос и готовности к землетрясению инфраструктуры страны — ЛЭП, водо-, нефте- и газопроводов. Наконец, остаются сотни тысяч домов, которые так и не были укреплены и реконструированы по причине… отказа их жителей сотрудничать в этой области с властями. А сотни тысяч домов — это тысячи и тысячи потенциальных жертв в случае землетрясения.
Так или иначе, согласно последним прогнозам, в случае сильно землетрясения в Израиле погибнет "всего" около 5000 человек (в 1999 году называлась цифра свыше 12 тысяч), 11 тысяч человек получат тяжелые травмы (по прогнозу 1999-го — свыше 27 тысяч) и будет разрушено всего 3500-6000 домов (а не 28 тысяч, как считали прежде). Прогресс, как говорится, налицо.
— К сожалению, говорить о том, что мы сегодня полностью готовы к землетрясению, не приходится, — сказал нашему корреспонденту глава межминистерской комиссии Амир Яхав. — Но сильное землетрясение в Израиле рано или поздно произойдет. И нет никакого сомнения втом, что оно будет угрожать жизням тысяч граждан и кардинальным образом изменит все области жизни подобно тому, как изменила все нынешняя эпидемия.
К хорошим новостям, по словам Яхава, можно отнести то, что спасательные службы и другие структуры, включая Управление тылом и медицинские учреждения, к землетрясению готовы. Некоторые наработки этой готовности были использованы в борьбе с эпидемией коронавируса, в процессе которой в системе мобилизации всех сил и координации их действий выявились бреши. И это очень полезный опыт.
Зав. кафедрой истории и почетный президент академического центра "Лев" Ноах Дана-Пиккард говорит, что ТАНАХ и исторические памятники других народов хранят память о многих мощных землетрясениях, происходивших в нашем регионе в древности: например, 1212 г. до н.э. (это период исхода евреев из Египта и завоевания ими Эрец-Исраэль), в 1003 и 746 (по другим данным в 750) гг. до н.э. Во время последнего землетрясения, эпицентр которого находился в районе Мертвого моря, согласно Иосифу Флавию, были разрушены многие дома в Иерусалиме, а по стене Храма прошла трещина. ТАНАХ объясняет это несчастье грехами царя Иосии — в целом праведного и талантливого государственного деятеля, непомерно возгордившегося в конце жизни.
Очень мощное землетрясение, напоминает Дана-Пиккард произошло в Иерусалиме в 31 г. до н.э., в дни царя Ирода — его эпицентр находился возле Иерихона.
Необычайно судьбоносным для еврейского народа стало землетрясение 363 года, от которого также в значительной степени пострадал Иерусалим. Было это как раз в правление византийского императора Юлия Отступника, который разочаровался в христианстве, вернулся к язычеству и среди прочего разрешил евреям отстроить Иерусалимский храм. Наши предки по всему миру уже начали собирать деньги на это предприятие, но землетрясение и смерть Юлия помешала этим планам. А ответственность за землетрясение была, разумеется, возложена на нечестивого императора и евреев, осмеливавшихся помыслить о восстановлении Храма.
20 тысяч человек погибли и во время землетрясения 749 года, в результате которого пострадали Тверия, Хамат-Гадер, Бейт-Шеан и Иерихон, мечеть Аль-Акса. 8 марта 756 года грянуло новое землетрясение, и снова пострадала Аль-Акса, и снова обвинили евреев в том, что бедствие — результат их молитв с просьбами о восстановлении Храма. Кстати, в 1016 году в результате землетрясения была разрушена мечеть "Купол Скалы".
В результате печально известного землетрясения 1837 года, сила которого превысила 6 баллов, пострадали Цфат, Тверия, Нацерет, Акко, Хайфа и близлежащие деревни, а число жертв перевалило за 5000 человек. В упоминавшемся уже землетрясении 1927 года пострадали Шхем, Рамле, Лод, Хеврон, течение реки Иордан было перекрыто на 20 часов.
За последние десятилетия самым сильным было землетрясения в районе Эйлата 22 ноября 1995 года (считается, что оно привело к гибели одного человека, умершего от сердечного приступа). В XXI веке самым сильным в Израиле было землетрясение 15 февраля 2008 года — магнитудой до 5,3 балла. К серьезным разрушениям и жертвам оно, к счастью, не привело.
— Подобные природные катаклизмы никогда не проходят бесследно для общества, они почти всегда сопровождаются теми или иными демографическими сдвигами, экономическими, а порой и политическими потрясениями, — говорит Ноах Дана-Пиккард. — Поэтому самое интересное для историка начинается как раз после катаклизма.
Что ж, для историка — возможно. Но у очевидцев катастрофы по этому поводу наверняка несколько другое мнение.
* * *
В 2019 году органы планирования строительства утвердили около 600 проектов по укреплению зданий на случай землетрясений (ТАМА-38), затрагивающих 14 тысяч квартир. Для сравнения, в 2018 году проекты ТАМА-38 включали 11 тысяч квартир. В результате реализации этих проектов жилищный фонд увеличится на 7300 квартир. В общей сложности за 15 лет существования программы было утверждено укрепление на случай землетрясения 3453 зданий суммарно на 70 тысяч квартир, притом, что заявленной целью ТАМА-38 было укрепление 800 тысяч единиц жилья.
Напомним, что в конце 2019 года программу ТАМА-38 было решено свернуть к 2022 году, активировав проекты обновления городских кварталов, известные как "Пинуй-бинуй" (расселение и застройка). В 2019 году было одобрено строительство в рамках таких проектов 3100 единиц жилья — на 140 квартир больше, чем в 2018 году.
[nn]