Не так давно в Иорданской долине прошел Чрезвычайный съезд израильских производителей фиников, участники которого пришли к однозначному выводу: положение в отрасли является катастрофическим, и без помощи государства она просто погибнет. Правда, понять проблемы владельцев финиковых плантаций со стороны не так уж легко – для этого надо в них вникнуть
Петр ЛЮКИМСОН
История разведения фиников на Ближнем Востоке вообще и в Земле Израиля в частности уходит в глубокое прошлое. Уже из ТАНАХа видно, что финики играли огромную роль в рационе древних евреев, составляя, наряду с медом, один из основных видов сладостей.
Уже две тысячи лет назад финики из Эрец-Исраэль славились по всему миру, урожайность их в наших краях была необычайно велика, доход финиковые рощи приносили своим владельцам огромный. Они были почти полностью уничтожены римлянами во время первого иудейского восстания и затем после восстания Бар-Кохбы. С тех пор финики выращивали в Марокко, Ираке, Иране, Ливане, Египте и ряде других стран, а в подмандатной Палестине эта отрасль сельского хозяйства возродилась только в начале 1930-х годов, когда Бен-Цион Исраэли (Черноморский) сумел, вопреки запрету властей Ирана, тайно вывезти черенки финиковых пальм, завернув их в персидские ковры, торговлей которыми он якобы занимался. Черенки были доставлены в кибуцы, и так у еврейского государства появились свои собственные финики…
Но это, так сказать, история. Новый этап в выращивании фиников в Израиле начался в конце 2000-х годов, когда из-за резкого падения спроса разорились многие фермеры, специализировавшиеся на выращивании перцев на экспорт. В поисках новой культуры, которая была бы востребована как на внутреннем, так и на международном рынке, они вспомнили о финиках, вскоре ставших одним из основных плодов, выращиваемых в Иорданской долине и пустыне Арава.
Сегодня в Израиле в промышленных масштабах выращивается 9 разных сортов фиников, главным из которых, безусловно, является "маджхул". С момента посадок новых финиковых плантаций и до возможности собирать урожай (напомним, что еврейская традиция запрещает первые три года с момента, когда дерево начинает плодоносить пользоваться его плодами) прошло целых 7 лет, но зато израильские финики оказались просто превосходны по своим вкусовым качествам, а их урожайность, благодаря новым технологиям полива, сбора и контроля за ростом, превзошла все ожидания.
Как отмечалось на Чрезвычайном съезде, сегодня в Израиле выращиванием фиников занято порядка 600 фермерских хозяйств, дающих суммарно работу 6000 человек. В короткое время доля Израиля в мировом производстве фиников достигла 60%. Сегодня израильские фермеры выращивают около 32.000 тонн фиников в год, и без труда могут выйти на 50.000, но вот тут-то, оказывается, и начинаются проблемы.
С учетом того, что Израиль – маленькая страна с относительно небольшим населением, наши внутренние потребности в финиках относительно невелики. То есть значительная часть урожая должна идти на экспорт. И идет – израильские финики сегодня экспортируются в 30 стран мира.
Однако и объем зарубежных закупок все еще недостаточно велик, чтобы Израиль мог продать все выращенные на его территории финики. В результате ежегодно в нашей стране уничтожается не менее 4000 тонн превосходных плодов, а многие фермеры, будучи не в состоянии реализовать весь собранный урожай, не только не получают никакой прибыли, но и терпят убытки, и некоторые уже стали подумывать о том, чтобы свернуть этот бизнес. Пандемия коронавируса еще больше усугубила эту проблему, вызвав заметное падение спроса на финики в Европе.
Но уничтожение финиковых плантаций, отмечалось на съезде, повлечет за собой и резкое уменьшение еврейского присутствия в Араве и Иорданской долине, а это будет означать удар по стратегическим интересам государства.
После долгих дебатов фермеры сумели сформулировать свои требования или просьбы к правительству – называть это можно как угодно, но суть от этого не меняется.
Во-первых, отметили участники съезда, минфин и министерство сельского хозяйства, формируя ценовую политику на продуты питания, не должны забывать об интересах отечественного производителя. К примеру, ситуация, при которой Изралиь отменяет пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции из Турции, в то время как эта страна увеличила пошлину на импорт наших фиников с 15 до 25% (отменив пошлины на финики, ввозимые из ПА), кажется им абсурдной. Понятно, что действия турецких властей приведут к тому, что турки предпочтут дешевые палестинские финики более дорогим израильским. Было бы куда логичнее, если бы на демарш Анкары в области пошлин Израиль ответил собственным демаршем или оговорил бы, что послабления должны быть двусторонними.
Во-вторых, финиководы рассчитывают на помощь государства в расширении рынков сбыта с тем, чтобы они не только не выбрасывали невостребованный избыток своей продукции, но и, наоборот, увеличили производство. Участники съезда отмечали, что существует множество стран мира, население которых практически не знакомо с финиками и почти не употребляет их в пищу или употребляет в количестве нескольких граммов на душу населения в год – например, США, Ирландия, Япония, Южная Корея. Во всех вышеперечисленных странах достаточно высокий уровень жизни населения, они представляют собой огромные рынки и, если популяризировать там "маджхул" и другие сорта фиников, то туда можно будет экспортировать тысячи тонн в год.
Но любая массированная маркетинговая кампания обходится очень недешево. В США, например, ее стоимость оценивается в 40 млн долларов, и без помощи государства фермерам подобные кампании не потянуть.
Наконец, производители фиников рассчитывают на увеличение субсидий на покрытие убытков, которые они сегодня получают от государства, так как и убытки, увы, растут.
Из министерства сельского хозяйства сообщили, что в курсе проблем, которые возникли в данной отрасли, и в ближайшее время министр сельского хозяйства Одед Форер намерен встретиться с владельцами финиковых плантаций, чтобы определить пути их решения. Среди прочего, минсельхоз уже вроде договорился с министерством обороны о том, что ЦАХАЛ резко увеличит закупку фиников для армейских столовых.
Хотя, понятно, что это – не выход: в конце концов, солдаты и офицеры вряд согласятся перейти целиком на финики, а много их при всем желании все равно не съесть. Так что решать проблему перепроизводства фиников в Израиле придется другими методами…
[nn]