Несмиренное кладбище

0

Главный военный раввин бригадный генерал Эяль Карим постановил, что православный крест, выбитый на надгробном памятнике Давида Богдановского, наносит ущерб семьям других военнослужащих, похороненных на данном участке кладбища, и осложняет будущие захоронения евреев на этом участке. После этого министерство обороны обратилось к семье Богдановского с просьбой убрать крест с надгробия Давида до 1 ноября или взвесить возможность его перезахоронения на другом кладбище…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

Как считается, начало скандалу, оказавшемуся на прошлой неделе в центре внимания русскоязычной общины, было положено публикацией матерью Давида Богдановского Юлией в Фейсбуке поста с рассказом о том, как она была потрясена, увидев на траурной церемонии 7 октября, что кто-то прикрыл памятник над могилой ее сына черной тряпкой. "У меня нет слов, чтобы описать унижение, которое я испытала. Я думала, что мой Давид, отдавший жизнь стране, которую полюбил за девять лет от всего сердца, который действительно шел в армию защищать меня, свою семью и всех нас, ничем не отличается от других ребят и не является второсортным человеком. Я стояла там и плакала от обиды, досады, непонимания. Я не подошла и не сняла эту черную тряпку, потому что уважаю чувства других родителей. И знаю, какая боль живет в сердце каждой матери, отца, сестры и брата. Я не хотела делать из церемонии поле битвы. Я не трогаю памятники других детей. Но кто дал право ВАМ прикасаться к святому?" – говорилось в посте Юлии Богдановской.

На самом деле скандал начался чуть раньше, когда семья другого погибшего воина обнаружила рядом с его могилой надгробие с крестом, и сделала из этого вывод (возможно, неверный, с этим можно поспорить), что теперь по еврейским законам не может читать над могилой сына кадиш (поминальную молитву). Мать солдата разрыдалась и сказала, что теперь им, видимо, придется подумать о перезахоронении сына. Однако решение было найдено: надгробье с крестом завесили траурным покрывалом, а отнюдь не "черной тряпкой", как пишет Юлия Богдановская, и кадиш был прочитан.

Пост Юлии Богдановской вызвал шквал сочувствующих откликов в социальных сетях. Многие авторы комментариев увидели в происшедшем "оскорбление памяти героя, павшего за евреев", "плевок в лицо не только его семье, но и всей русскоязычной общине", проявление "иудейского религиозного фанатизма и нетерпимости" и т.д. Однако были и другие посты и комментарии, авторы которых утверждали, что по закону надгробия на военных кладбищах являются унифицированными и, разумеется, не предусматривают изображения на них креста.

В ответ общественная активистка Татьяна Берлина напомнила, что неподалеку от могилы Богдановского, на другом участке кладбища, есть могила араба-христианина с изображением креста, но она почему-то никому не мешает.

"Никаких опознавательных знаков о том, что вторая могила находится на некой христианской части кладбища, нет. Более того, я нигде не нашла подтверждения тому, что на этом военном кладбище есть разделения по религиям. То есть, следуя букве закона, семья, потерявшая своего ребенка-солдата, может установить другое надгробие, только если солдат похоронен не на военном кладбище. Так откуда же тогда другое надгробие у второго мальчика и у других ребят, похороненных на том же кладбище? Может, пора пересмотреть закон, чтобы больше ни одна семья в Израиле не столкнулась с той болью, что испытали родные Давида?" – написала Берлина.

ЦАХАЛ в официальном ответе признал, что семья военнослужащего, могила которого расположена рядом с могилой Давида Богдановского, несколько раз обращалась в министерство обороны с просьбой удалить крест или перенести могилу сына на другой участок. Из министерства обороны сообщили, что ведомство разделяет боль и скорбь семьи Давида Богдановского и продолжит оказывать семье помощь и поддержку. Вместе с тем, говорится далее в официальном письме, согласно закону, на воинской могиле нельзя размещать крест или другой религиозный символ. Это правило действует и на военном кладбище в Хайфе, где тоже похоронены погибшие солдаты-неевреи. Министерство обороны работает со всеми задействованными сторонами с максимальной чуткостью и пониманием и надеется найти устраивающее всех решение как можно скорее.

Раввинат ЦАХАЛа, как уже было сказано выше, заявил, что кресты на могилах на военном кладбище Хайфы были установлены семьями погибших по собственной инициативе, без всякого с ним согласования, и он будет добиваться того, чтобы надгробия были приведены в соответствии с законом.

* * *

В ходе продолжающейся в обществе дискуссии мы решили выяснить, что по этому поводу говорят еврейские источники и кто прав в данном споре.

Вопрос о том, можно ли хоронить неевреев на одном кладбище с евреями, оказывается, возник еще во времена великого Раши (1040-1105), когда в ходе пронесшейся по Европе волне чудовищных погромов вместе с евреями погибали и люди других национальностей, посмевшие за них заступиться. Раши постановил, что таких неевреев можно хоронить на еврейских кладбищах (возможно, потому что христиане их отпевать и погребать по своему обычаю отказывались), для чего там должен быть создан отдельный участок.

Впоследствии было решено, что если неевреям негде похоронить брата по вере, то он может быть похоронен на еврейском кладбище "ради мира с народами мира", но, разумеется, на отдельном участке.

Сторонники мнения, согласно которому нет никакого нарушения еврейского закона и никаких препятствий для чтения кадиша в случае появления на еврейском кладбище могилы с изображением креста, отсылают к галахическому постановлению великого авторитета XVI века р. Моше Исерлиса (Рамо, 1530-1572). Согласно Рамо, в случае если крест на могиле используется для христианского, то есть, по еврейским понятиям, языческого богослужения, то он действительно является серьезной проблемой. Но если он выбит исключительно для украшения, то никаких проблем с этим нет. Поддерживающие позицию матери Давида Богдановского утверждают, что крест на его могиле – не более чем ничего не значащее украшение, поэтому завешивать могилу покрывалом было совершено излишним оскорблением чувств матери. Хотя по этому поводу, безусловно, может быть и иная точка зрения – в рамках того же постановления.

Вопрос о допустимости захоронения неевреев с особой остротой встал во время Войны за Независимость, когда в рядах ЦАХАЛа оказалось немало добровольцев-англичан. Любопытно, что первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион выступил яростным сторонником сохранения раздельных кладбищ и недопустимости захоронения на одном и том же кладбище представителей разных конфессий. Однако основатель военного раввината рав Шломо Горен, опираясь на мнение Раши, заявил: раз речь идет о неевреях, погибших за еврейское государство, то их вполне можно отнести к праведникам мира и похоронить на еврейском кладбище, для чего там должен быть создан отдельный участок. Необходимость создания такого участка, отгороженного от остального кладбища символической невысокой каменной кладкой или чем-то подобным, рав Горен обосновал тем, что, возможно, "близким погибшим захочется использовать крест на надгробии, что, конечно, на еврейском кладбище совершенно недопустимо".

Именно на этом принципе и проводились все захоронения неевреев на армейских кладбищах страны до конца 1980-х годов. Утверждения, что такие захоронения являются дискриминационными, и что "воины, не являющиеся евреями по Галахе, были достаточно кошерными, чтобы воевать за евреев, но недостаточно кошерными, чтобы быть похороненными рядом с ними и так же, как они", появились в начале 1990-х годов в связи с массовой алией из СССР. В 1993 году в израильских СМИ вспыхнул громкий скандал вокруг погребения солдата Льва Пейсахова, отец которого потребовал, чтобы сына похоронили на еврейском участке воинского кладбища несмотря на то, что его мать была нееврейкой.

Дебаты на эту тему продолжились, и в 2013 году Эльазар Штерн провел закон, согласно которому, если еврейство погибшего воина вызывает сомнение, но он, несомненно, принадлежит к "зеро Исраэль". Другими словами, среди его близких родственников есть евреи, а он сам и его семья декларировали, что погибший не исповедовал никакой религии, то по требованию семьи он может быть похоронен на еврейском участке воинского кладбища в соответствии с установленным ЦАХАЛом порядком. Впоследствии этот закон не раз сдвигался в сторону все большей либерализации. Согласно разработанным в 2017 году армейским раввинатом (разумеется, с опорой на галахические авторитеты прошлого) правилам, погибший нееврей-военнослужащий ЦАХАЛа должен быть похоронен на воинском кладбище, если на этом настаивает его семья. Захоронение должно быть произведено либо на отдельном участке, либо — если такового на кладбище нет — на общей территории. Но в последнем случае могила должна быть каким-либо образом символически отделена от могил воинов-евреев – например, деревом или скамейкой.

Следует отметить, что просьбы похоронить друза, араба-христианина или араба-мусульманина на воинском кладбище рядом с воинами-евреями поступают крайне редко, хотя прецеденты, конечно, есть. В том числе, и на воинском кладбище Хайфы.

Отдельно армейским раввинатом рассматривается ситуация, когда погибший нееврей находился в процессе прохождения гиюра. В таком случае считается, что он своей смертью освятил Имя Всевышнего, его гибель приравнивается к гиюру, и, значит, он может быть похоронен как еврей без всяких ограничений, в том числе и без символического отделения.

Недавно было решено, что это правило распространяется и на тех павших воинов, которые только подали заявление о прохождении курсов гиюра, но не успели приступить к учебе. Но это, как уже было сказано, не имеет к Давиду Богдановскому никакого отношения. И появившиеся в соцсетях утверждения, что это как раз и есть случай Давида, как выяснилось, совершенно безосновательны. Богдановский действительно какое-то время учился в религиозной школе в Кфар-Хасидим, но при этом оставался верующим христианином и на церемонии присяги в ЦАХАЛе присягал на "Новом Завете". Именно поэтому, как объяснила Юлия Богдановская, для нее так важно было поместить крест на его надгробии, что и было сделано исключительно по ее инициативе, без согласования с ЦАХАЛом. То, что нашлась семья другого погибшего солдата-еврея, негативно отнесшаяся к кресту, по словам женщины, стало для нее полной неожиданностью.

В любом случае, именно во избежание подобного рода конфликтов, которые могут оскорбить чувства родственников, погребенных на воинских кладбищах неевреев и евреев, ЦАХАЛ и министерство обороны разработали правила, согласно которым надгробия на армейских кладбищах должны быть унифицированными. И именно поэтому вспыхнул такой скандал вокруг желания семьи павшего капитана Исраэля Юдкина поместить на его надгробии аббревиатуру слов "Да отомстит Всевышний за его кровь". Тем не менее после того, как было разрешено сделать такую надпись, не подлежит осуждению выгравированная на надгробии Давида Богдановского надпись на русском языке. Но вопроса о том, было ли у матери павшего героя право на размещение изображения креста это, безусловно, не снимает.

Юлия Богдановская уже заявила, что не намерена выполнять ни то, ни другое указание ЦАХАЛа и продолжит борьбу за сохранение креста на могиле сына. Депутат Евгений Сова (НДИ) пообещал добиться рассмотрения данной проблемы на самом высоком уровне. Так что дело может дойти и до БАГАЦа…

 "Новости недели"

Петр ЛЮКИМСОН | На этих могилах не ставят крестов…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий