Странные откровения Нира Хефеца

0

В иерусалимском окружном суде продолжился перекрестный допрос госсвидетеля по делам Биньямина Нетаниягу и бывшего его личного советника Нира Хефеца

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Барух РОЗИН

 

Некоторое время допрос проходил при закрытых дверях, так как среди прочего Хефецу задавались вопросы по темам, запрещенным к публикации, однако большая часть происходящего в суде предана гласности и вызвала неоднозначную реакцию у журналистов и общественности.

По мнению тех, кто убежден в виновности Биньямина Нетаниягу и в том, что он не правомочен возглавлять правительство, показания Нира Хефеца подтвердили их правоту. При этом они делают особый упор на следующие слова госсвидетеля: "В 2017 году я покинул должность в окружении Нетаниягу, потому что понял: он не способен принимать решения по безопасности. Я так думаю и сегодня".

Хефец напрямую заявил, что Яир Нетаниягу сильно повлиял на отца в решении разместить металлоискатели на Храмовой горе в 2017 году, хотя представители оборонного ведомства были против такого шага. По словам Хефеца, Яир оказал влияние на премьера и в деле об убийстве гражданина Иордании охранником израильского посольства в Аммане в июле того же года. В частности, убедил встретиться с причастным к делу секьюрити вопреки рекомендации представителей израильских служб безопасности не делать этого, чтобы не усугублять напряженность в отношениях с Иорданией.

В той части допроса, которая касалась дел 1000 и 2000, Хефец заявил, что, ведя переговоры с Мозесом и принимая подарки от друзей, Биби знал, что действует на грани закона, но это не остановило его, он продолжил грабить государственную казну в личных интересах. В чем именно заключалось это ограбление, осталось непонятным.

Сторонники бывшего премьера, напротив, убеждены, что показания госсвидетеля нанесли еще один сокрушительный удар по обвинениям и показали, что дела 1000, 2000 и 4000 были сфабрикованы с единственной целью — отстранить Нетаниягу от власти. Прежде всего, они обращают внимание на подтверждение Хефецом заявлений адвокатов экс-премьера о том, что полиция вынудила его согласиться на роль государственного свидетеля. В частности, Нир Хефец сообщил, что просил встречи с юридическим советником правительства, чтобы рассказать о недозволенных методах следствия, но ему было отказано в этом. Между тем, добиваясь согласия на сотрудничество, полицейский, по словам Хефеца, якобы сказал ему следующее: "Ночь, которую ты пережил сегодня, может повторяться долгие годы. Твой сын получит погоны офицера, твоя дочь окончит университет, а ты этого не увидишь. Подумай о себе, о своих близких". И еще: "Иногда нужно принимать решения, которые причиняют вред другим людям. Ты должен все хорошо взвесить. Подумай о семье. Мы с тобой не играем, а говорим языком улик. Ты будешь в шоке, когда все увидишь".

Но главное — Хефец отверг версию обвинения о том, что Нетаниягу назначил себя министром связи для продвижения деловых интересов Шауля Аловича. "Я сразу сказал следователям: если от меня потребуют подтвердить, что Нетаниягу и Аловича связывали отношения по схеме "возьми и дай", я не стану этого делать и не буду заключать никакого соглашения. Занять пост министра связи от Биби требовали Яир и Сара, при этом ни Алович, ни "Безек" их не интересовали. В этом смысле действительно ничего не было. Ноль! Нетаниягу, как и любой политик, был озабочен отношением к нему прессы. Временами эта озабоченность принимала обсессивный характер. Но обвинение в том, что позитивное освещение является взяткой, с самого начала казалось мне надуманным. Его не было бы, если бы Биби не был премьером!" — заявил Хефец.

Бывший советник Нетаниягу также рассказал, что тот был озабочен слишком левым уклоном израильских СМИ и дал ему указание добиться приема на работу в контролируемые государством СМИ придерживающихся правых взглядов обозревателей Амита Сегаля и Яакова Бардуго, но, по его мнению, это было легитимно, так как перекос влево был очевиден.

Среди прочего Хефец заметил, что заплатил высокую цену за свое согласие стать госсвидетелем: многие бывшие товарищи стали считать его предателем — но он убежден, что никого не предавал, потому что говорит правду и только правду.

Комментирующие процесс юристы отмечают, что это действительно так. С одной стороны, ряд высказываний Хефеца, безусловно, наносят ущерб политической репутации Биньямина Нетаниягу, с другой — слишком часто возникает ощущение, что его показания работают не на обвинение, а на защиту, буквально уничтожая шаг за шагом выстроенную прокуратурой схему. Даже те показания, которые подтверждают доводы обвинения, в итоге сводятся к тому, что либо непосредственно не касаются самого Биньямина Нетаниягу, либо, не крася его, все же лежат вне зоны уголовной ответственности.

Как ожидается, на наступающей неделе Хефец продолжит отвечать на вопросы адвокатов, а затем наступит очередь показаний бывшего гендиректора министерства связи Шломо Фильбера. Если они будут в том же духе, обвинение окажется в крайне сложной ситуации.

[nn]

Позитив через негатив, негатив через позитив

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий