Есть легенда, которая вот уже сотни лет приводила и продолжает приводить в Нахаль Акбара каббалистов, учеников еврейских мудрецов, увенчанных регалиями властителей, авантюристов, разбойников и просто путешественников, без устали рыскающих по пещерам и взбирающихся на скалистые обрывистые стены ущелья в надежде однажды увидеть приглушённый песком и землёю тусклый блеск древнего золота
Алёна КОШЕЛЕНКО. Фото автора
Эта легенда родилась в конце XVI века среди каббалистов Цфата, считающих русло ручья Акбара, его притоки и возвышающиеся над ним обрывы местом, где были спрятаны драгоценная посуда и сокровища Иерусалимского Храма. Эта традиция базируется на трёх источниках:
1. книга раввина Хаима Горовица "Любовь Иерусалима" (1844), называющий ручей Акбара местом сокрытия сокровищ;
2. книга раввина-каббалиста Нафтали Бен-Яакова Эльханана "Долина короля" (1684), написанная в Амстердаме, намекающая на наличие скрытых сокровищ возле Эйн-Кахаль (родник в акватории ручья Акбара).
3. и, наконец, третья книга "Врата Иерусалима", в которой раввин Нафтали Райдер рассказывает о солдатах Наполеона Бонапарта, разыскивающих сокровища в русле ручья.
Так пишет рабби Хаим Горовиц в своей книге «Любовь Иерусалима": "Вплотную к Акбаре, по пути из Цфата в Тверию, есть большая и глубокая долина, и в долине родник с прозрачной водой, называемый "Эйн-Кахаль", и если идти вдоль него, то с восточной стороны есть очень высокая гора, а на вершине горы высечено подобие запечатанных врат, и в этой горы были спрятаны древние драгоценные сосуды Храма".
Наполеон, кстати, сокровищ так и не нашёл, хотя ради них сошёл со своего приморского пути и углубился вглубь на восток аж до самого до Цфата. Разочарованный, он приказал расстрелять обманувшие его пещеры в стенах ущелья из пушек — видимо, добавив при этом десяток-другой новых пещер.
В 1838 году, во время учинённых друзами еврейских погромов в Цфате, многие его жители прятались в этих пещерах над руслом Акбары. А задолго до них, в начале нашей эры, эти пещеры послужили укрытиями для повстанцев, воюющих против римлян.
Так или иначе, но три эти книги делают русла ручья Акбара и его притоков магнитом, притягивающим сюда путешественников и искателей со всего мира.
Когда-то на западной стороне ущелья стояло еврейское селение Акбара, покинутое жителями в конце XI — начала XII вв. Сегодня Акбара — это арабская деревня, заселённая беженцами из деревни Кадита, которые заняли дома бывших жителей, бежавших в 1948 году в Ливан.
На восточном склоне остались развалины древнего еврейского поселения, частично восстановленного и приспособленного под нужды нынешних жителей.
А напротив — вечные спутники жителей этих мест, драгоценные оливы, кряжистые, древние, узловато-морщинистые.
А над ущельем — огромный мост, известный всем тем, кто ездит в Цфат со стороны 90 шоссе. Некогда он был самым большим в Израиле и носил в народе имя "Мост самоубийц" — как из-за количества покончивших с собою, спрыгнувших с моста в ущелье, так и из-за погибших во время строительства рабочих. Позднее на мост были установлены металлические перила, препятствующие прыжкам.
Несмотря на то, что мост потерял своё звание "самого большого в Израиле", благодаря своей конструкции он и сегодня способен выдержать передвижение колонны танков, а также землетрясение мощностью 8.9 балла по шкале Рихтера.
И кто знает, кого ждут скрытые в этих горах древние сокровища, кому они откроются, возвестив, вполне возможно, о начале новой эры, нового Храма?..