Коронный номер эпохи разброда и шатаний
Петр ЛЮКИМСОН
Если вы больше не понимаете, что происходит; какие тесты следует проходить и следует ли их проходить вообще; какие магазины работают, а какие – нет; надо делать детям прививки или теперь с этим можно подождать и т.п., не переживайте. Прежде всего, потому что вы не один такой. Нас много. Как пелось в одной почти забытой ныне песне: "Я, ты, он, она – вместе целая страна". Включая правительство. Членов последнего, если вы обратили внимание, перед началом совещания, состоявшегося в минувший вторник, предупредили, чтобы ни в коем случае не брали с собой мобильные телефоны. Почему? Во-первых, для того чтобы во время заседания слушали, о чем говорят другие его участники, а не играли в компьютерные игры. А во-вторых, во избежание утечки сверхсекретной информации о том, что будет говориться на этом заседании.
Невольно вспомнилось, как предыдущее правительство критиковали за то, что засекречивает протоколы заседаний кабинета по коронавирусу. В ответ следовали жалкие объяснения, что протоколы таких кабинетов засекречиваются на 25 лет автоматически, в соответствии с требованиями закона. Но благодаря тем же утечкам мы все прекрасно знали, какой министр что сказал, а какой только подумал, — и был повод для возмущения.
Кстати, запрет на мобильники помог, но не сильно. Уже через полчаса после окончания совещания нам сообщили: Нафтали Беннет заявил, что готовиться надо к самому худшему, больницы могут не выдержать наплыва пациентов, а загнанные врачи – не лошади, их просто так не пристрелишь. При этом от предлагаемого специалистами минздрава объявления локдауна глава правительства отказался – прежде всего, чтобы не уподобляться Биньямину Нетаниягу.
В сущности, для тех, кто умеет не только слышать, но и слушать, то же самое премьер сказал и на пресс-конференции. Дескать, число больных коронавирусом стремительно растет, может дойти до нескольких миллионов, но, во-первых, граждане должны верить, что у правительства все под контролем, а во-вторых, во многих европейских странах ситуация не лучше, а то и хуже. Так что можем себя поздравить: мы догнали и перегнали Европу, и теперь у нас все в самом буквальном смысле, как в лучших домах Лондона. То есть израильский народ будет жить плохо, но недолго: уже через пару недель волна эпидемии сама пойдет на спад, жизнь наладится, и мы еще полетаем – кто на Кипр, а кто — на Мальдивы.
Ну и, разумеется, наш премьер не забыл подвергнуть уничижительной критике своего предшественника, продолжающего в столь тяжелое время атаковать его из оппозиции. Некоторые обозреватели по этому поводу не преминули заметить, что у Беннета явные провалы памяти: нынешние члены коалиции, включая его самого, не упускали случая "укусить" Нетаниягу и его соратников, а их сторонники открыто саботировали все указания минздрава. Чего сторонники нынешней оппозиции, кстати, не делают.
В сущности, позиция правительства в настоящее время свелась к мнению тех, кто еще в начале эпидемии настаивал, что она подобна стихийному бедствию, а потому любые меры защиты бесполезны. Переболеть должны все, чтобы выработался коллективный иммунитет. Ну а кому придется покинуть этот мир, определят в небесной канцелярии. И совет гендиректора минздрава Нахмана Аша — лучшее, что можно сделать в нынешней ситуации, это постараться вообще не выходить на улицу, даже в магазин — стал той самой вишенкой на торте, которой так недоставало. Многие израильтяне, между прочим, решили последовать этому совету, о чем свидетельствует резкий, если не сказать больше, рост продаж через интернет.
Растерянность рядового обывателя в эти дни, безусловно, можно понять. Государство, как известно, решило проводить PCR-тесты только для людей старше 60 лет, а также для тех, кто получил положительный тест на антиген. Все остальные в случае недомогания должны приобрести этот самый тест за собственные деньги, что в итоге для среднестатистической семьи складывается в немалую сумму. Но даже если вы готовы выложить эту сумму, такой тест надо еще достать – в больничных кассах, а также в торговых сетях "Суперфарм" и "Би-фарм" они давно закончились; их еще можно найти в частных аптеках, но не во всех, и чтобы купить пару тестов, придется стоять в очереди. Про скачки цен на тесты и говорить нечего. В школах — полный хаос, так как минздрав предлагает перейти на дистанционное обучение, а у нашего министра просвещения, как обычно, свое особое мнение: она считает, что следует продолжать учебу в формате "зеленых классов". Осталось только понять, как именно Шаша-Битон это представляет – и все будет в порядке.
К этому добавляется хаос во всех вопросах, связанных с четвертой прививкой. С одной стороны, многие пожилые люди ее уже сделали и в минздраве вроде бы заговорили о том, что вскоре четвертую дозу смогут вколоть и тем, кто младше 60 лет. С другой стороны, оказывается, гендиректор "Пфайзер" Альфред Бурла вовсе не считает ее необходимой, да и некоторые эксперты ВОЗ полагают, что польза от четвертой прививки не очевидна и спешить не стоит.
Резкий рост заболеваемости и карантинные ограничения привели к тому, что многие, в первую очередь мелкие и средние предприятия, оказались парализованными; торговые центры опустели. По оценке ЦСБ, из-за создавшейся ситуации страна теряет порядка 1 млрд шекелей в неделю, и с учетом этого факта трудно понять слова некоторых членов правительства, будто делают все, чтобы не нанести ущерб экономике. Не стоит забывать, что за этими цифрами стоят реальные люди – наемные работники, самозанятые и предприниматели, которых явно не вдохновляют слова о том, что бесплатных подарков на этот раз не будет. Они пока плохо представляют, как смогут выжить хотя бы без той помощи, которую государство предоставляло населению в предыдущие волны эпидемии.
Впрочем, на этом фоне есть, как всегда, и хорошие новости. Первая из них: "красных" стран больше нет, поскольку все цвета радуги во всех странах, включая в Израиль, слились в один. Вдобавок Израиль первым из стран Запада де-факто признал вакцину "Спутник V", разрешив привившимся ею российским гражданам свободный въезд на месяц (из чего можно понять, что через месяц срок действия "Спутника" кончается). Аэропорт открыт, билеты дешевы, но желающих ехать, прямо скажем, немного. Потому что сегодня мало кто хочет оказаться даже в лучших домах Лондона. Поскольку ничего хорошего там нет…
[nn]