Лето. Жара. Щавель по-краснопольски

0

Из цикла "Еврейские кулинарные рассказики"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Марат БАСКИН, Нью-Йорк

Щавель в Краснополье начинали продавать уже в середине мая. Приносили его из ближайших деревень одни и те же бабки. В девять утра они уже стояли с кошелками в центре поселка у газетного киоска. Бабушка всегда все покупала у знакомой тети Поли: и щавель, и ягоды, и грибы… Бабушка ее знала еще до войны. И говорила, что она тете Поле верит:

— Зы зогт, а эмэс! Зы гыт фор ды гутэ ды бэсэрэ! (Она говорит правду! Она из хорошего дает лучшее! — идиш).

И тетя Поля всегда, когда шла по нашей улице, проходя мимо нашего дома, кричала:

— Эммануиловна, што трэба? (Что надо? — бел).

И бабушка кричала ей в ответ:

— Вос ду брингс? (Что ты принесла? — идиш).

Тетя Поля понимала бабушкин идиш, как и бабушка ее белорусский язык. Услышав, чем сегодня торгует тетя Поля, бабушка с миской выходила на улицу. Кроме миски, она несла еще что-нибудь вкусное из своей выпечки: угоститься. Или коржик, или кусочек лэкаха, или флодун.

Продавала тетя Поля бабушке все всегда с верхом. И когда бабушка говорила ей, что, так продавая, она ничего не заработает, она отшучивалась:

— У лясной краме дабра хапае, ажно вочы раздзiрае! (В лесной лавке всегда полные прилавки! – бел.).

Щавель у тети Поли был листочек к листочку. Перебирать его не надо было. Бабушка его долго мыла холодной водой, потом крупно нарезала, и бросала в чугунок с уже кипящей водой. И отправляла чугунок опять в печку. А сама отправлялась вместе со мной в огород собирать приправу к холоднику.

На грядках она собирала все, что было готово к этому времени: редиску, укроп, зеленый лук, огурцы. Возвратившись в дом, бабушка вытаскивала чугунок со щавелем из печки и несла его в сенцы, на ветер, чтобы охлаждался.

И начинала готовить заправку: чистила и резала на тонкие кружочки редиску, огурцы разрезала вдоль и тонко шинковала поперек, мелко резала перья лука и укроп. Как она говорила: тонкими колечками. Все это собирала в миске. Количество заправки она определяла на глазок, чтобы было густо. И когда холодный щавель возвращался на кухню, бабушка ссыпала в него всю заправку, солила, пробовала на вкус. Все перемешивала большой деревянной ложкой и относила чугунок опять на холод.

Потом варила в маленькой кастрюльке вкрутую два куриных яйца. Варились они минут пятнадцать. Затем сливала горячую воду от яиц и наливала холодную, чтобы они лучше чистились. Мелко их нарезала и оставляла в миске ожидать обеда.

В обед чугунок возвращался на кухню. Бабушка черпаком разливала щавель по тарелкам, каждую тарелку заправляла ложкой сметаны и щепоткой порубленных яиц.

Садясь за стол, бабушка всегда говорила:

— А данк Польке фор а гутэр щавель! (Спасибо Поле за хороший щавель! – идиш).

Холодник

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий