В возрасте 96 лет умерла бывшая первая леди США Розалин Картер, внесшая свою лепту и в сегодняшние проблемы Израиля
Авшалом КАЛУА
В своем доме в штате Джорджия скончалась бывшая первая леди США Розалин Элеанор Картер — супруга экс-президента Джимми Картера. Ей было 96 лет. О ее смерти сообщила 19 ноября некоммерческая организация Картеровский центр. Ранее в нынешнем году Розалин Картер поставили диагноз деменция.
Розалин Картер считалась ближайшим советником своего мужа. В отличие от многих предшественниц, она участвовала в правительственных заседаниях, отмечает Радио Свобода со ссылкой на Associated Press. После того, как пара покинула Белый дом, супруги Картер посвятили себя гуманитарной сфере и борьбе за все хорошее против всего плохого (прежде всего – против главного "плохиша" с Ближнего Востока).
Самому Джимми Картеру сейчас 99 лет. Он рекордсмен по долголетию среди американских лидеров. В феврале этого года сообщалось, что Картер отказался от медицинской помощи, чтобы провести остаток дней с семьей, получая только паллиативную хосписную помощь. В последние годы экс-президент лечился от нескольких заболеваний, в том числе меланомы.
"Розалин — мой лучший друг, идеальное продолжение меня, вероятно, самый влиятельный человек в моей жизни", — говорил 39-й президент США Джимми Картер своим помощникам во время пребывания в Белом доме, которое длилось с 1977-го по 1981-й год.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
* * *
Чем запомнится покойница израильтянам? Прежде всего тем, что и ее благими намерениями была вымощена дорога в израильский ад и к нобелевской премии мира для ее супруга. Более того, она была одним из инициаторов "мирного процесса" на Ближнем Востоке, за которым последовали возвращение ООП в наши края, мегатеракты, усиление ХАМАСа и "Исламского джихада".
В сентябре 1978 года на встрече в Кэмп-Дэвиде под председательством Джимми Картера президент Египта Анвар Садат и премьер-министр Израиля Менахем Бегин договорились о мире, взаимном признании и передаче Египту Синайского полуострова, подписав Кэмп-Дэвидские соглашения 17 сентября 1978 года, скрепленные дополнительным соглашением 26 марта 1979 года. Это завершило серию из четырех египетско-израильских войн. И вдохновило белодомскую пару на продолжение трудов на ниве ближневосточного урегулирования.
Первым крупным проектом Розалин и ее мужа с Центром Картера было давление в заключении мирного соглашения между Израилем и его соседями, а также террористической организацией ФАТХ. Они посетили Ближний Восток в марте 1983 года и работали с Кеннетом В. Стейном и другими сотрудниками администрации Картера. Они пригласили к участию высших лидеров из самых разных городов и стран, включая Иорданию, Сирию и Египет. Позваны были и главари ООП во главе с Ясером Арафатом, которого именно Картеры назвали важным партнером для мирного урегулирования, порекомендовав главному "голубю" израильской политики Шимону Пересу.
В 1991 году Картеры отстранили себя и Центр Картера от прямого участия в делах Ближнего Востока в то время, когда администрация президента Джорджа Буша-старшего, особенно госсекретарь Джеймс Бейкер, стала более активной в этом регионе. Однако они следили за мирным соглашением в Осло 1993 года, которое стало результатом того, что президент и госсекретарь пригласили израильтян и так называемых палестинцев на конференцию в Мадриде.
13 сентября 1993 года Картеры вернулись в Белый дом на церемонию подписания Израилем и ООП соглашения о палестинском самоуправлении. Бывший президент Джордж Буш-старший присоединился к Картерам, которые остановились на ночь по приглашению президента Билла Клинтона, чтобы на следующий день они могли присутствовать на церемонии, посвященной Североамериканскому соглашению о свободной торговле. По словам помощника президента, это стало «первым случаем, когда два бывших президента остались на ночь в гостях у президента действующего».
В ноябре 2006 года вышла в свет книга лауреата нобелевской премии мира 2002 года Джимми Картера под названием «Палестина: мир, а не апартеид». В ней Картер подвергает резкой критике политику Израиля на Западном Берегу (в Иудее и Самарии), являющейся, по его мнению, главным преткновением на пути мира на Ближнем Востоке, и сравнивает ее с апартеидом. Картер заявляет, что он специально вынес скандальный и неприятный многим термин в название книги, чтобы привлечь к ней внимание и спровоцировать в США интерес и дискуссию по вопросу о политике Израиля на "территориях". По мнению Картера, в США обсуждение этого вопроса табуированно, а СМИ поддерживают Израиль практически безоговорочно, не донося до общественного мнения нежелательную информацию.
В одном из интервью Джимми Картер, в частности, сказал:
«Когда Израиль захватывает землю глубоко внутри территории Западного Берега и соединяет [построенные там] 200 или около того поселений дорогами друг с другом, а потом запрещает палестинцам использовать такую дорогу, или даже перейти ее, то это представляет собой худшее явление преступного разделения или апартеида, чем мы видели в Южной Африке».
Книга Картера была раскритикована за фактические ошибки и тенденциозность многими учеными, журналистами и политиками США. Группа читателей книги подала иск в Манхэттенский федеральный суд США на сумму 4,5 миллиона долларов, обвиняя Картера «в очевидной лжи, намеренных упущениях и искажениях, нацеленных на продвижение его антиизраильской пропаганды».
Не только в книге, но и во время телеинтервью и других публичных выступлений Картер неоднократно обрушивался на Израиль. Доставалось от него и американским евреям, которых "экс", с треском проигравший в 1981 году Рональду Рейгану, обвинял в измене демократическим американским идеалам и произраильском заговоре. По сути его заявления многими справедливо расценивались как антисемитские.
В 2014 году в журнале "ForeignPolicy" Картер и экс-президент Ирландии Мэри Робинсон (также известная своим негативным отношением к Израилю) в соавторстве разразились совместной статьей о том, как надо реорганизовать Израиль. Вышедшая под заголовком "Как это исправить", она начинается со слов:
"Закончить эту войну в Газе можно лишь после признания ХАМАСа в качестве законного политического игрока".
Мистер Картер и миссис Робинсон (не та, о которой пели Саймон и Гарфункель, разумеется) с пеной у рта доказывают, что Машаль, Хания и прочие кровавые террористы – белые и пушистые борцы за независимость, и их надо любить и жаловать. И когда ХАМАС получит легитимацию, на Ближнем Востоке наступит мир и благоденствие. Если, конечно, этому не будет мешать Израиль.
В публичном пространстве Картер выражал позицию не только свою, но и Розалин, которую он называл музой, вдохновившей его на "правильные поступки". А самым правильным из них он считал "объективность" по отношению к Израилю. Была ли бывшая первая леди столь же последовательной юдофобкой, как ее супруг, сказать сложно, но, как известно, муж и жена – одна сатана.