Как убивали Пальмовый оазис

0

15 августа исполнилось 19 лет с момента начала претворения в жизнь плана Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию с сектором Газы и ликвидации блока еврейских поселений Гуш-Катиф. Сегодня уже ясно, какой страшной ошибкой был этот план для безопасности страны и чем обернулся. И в эти дни память невольно возвращает нас к тем, теперь уже давним событиям

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

15 августа, вскоре после 9 Ава 2005 года, началась эвакуация поселения Неве-Дкалим, по праву называвшегося "столицей Гуш-Катифа". Автор этих строк не раз бывал в те годы в секторе Газы, в том числе и в этом поселении, удивительно соответствовавшему своему названию – "Пальмовый оазис". В сущности, это был небольшой городок с населением около 3000 человек, утопающий в цветах и зелени, со школами, детскими садами, домом культуры, медпунктом, зданием местного совета, торговым центром и одной из лучших стране иешив для "вязаных кип". К поселению прилегала довольно крупная промзона. Но главным украшением Неве-Дкалим была, безусловно, огромная синагога, построенная в форме маген-давида – настоящий архитектурный шедевр, при которой действовала иешива.

15 августа жителям Неве-Дкалим дали 48 часов на то, чтобы они покинули свои дома. В ответ они заблокировали ворота поселения, не давая автомобилям ЦАХАЛа ввезти контейнеры, в которые выселенцы должны были сложить имущество. Но на следующий день ворота были прорваны и тысячи солдат вошли в поселок. Хорошо помню, как в СМИ тогда утверждали, что фанатики-поселенцы вооружены до зубов и собираются стрелять в солдат ЦАХАЛа. Созданное в 2000 году в поддержку выхода из Южного Ливана движение "Четыре матери" призвало поселенцев не открывать огонь – мол, евреи не стреляют в евреев. Это был своеобразный ответ на главный призыв противников размежевания к солдатам: "Еврей не выселяет еврея!"

Но никто и не собирался стрелять. Жители Неве-Дкалим оказывали армии исключительно пассивное сопротивление, и их приходилось силой выволакивать из домов. Последние были вывезены из Неве-Дкалим только 19 августа.

А 18 августа начался штурм главной синагоги Неве-Дкалим, в которой на тот момент находились свыше 1500 человек – ученики иешивы, юноши и девушки из местных жителей и тех, кто сумел прорваться в Гуш-Катиф в надежде помешать плану Шарона. В центр синагоги были вынесены свитки Торы и все собравшиеся стали распевать псалмы, не обращая внимания на то, что армия и полиция бьют по окнам из водометов. Они продолжали петь и потом, когда солдаты ворвались в синагогу, за ноги-руки вытаскивали тех, кто там находился, на улицу и грузили в подогнанные автобусы. Пение продолжалось до конца, до последнего "эвакуированного" человека, – как в свое время до последней минуты коэны в горящем Иерусалимском Храме продолжали службу, не обращая внимания на ворвавшихся и учинивших резню римлян.

После "эвакуации" жителей частные дома в Неве-Дкалима были снесены армейскими бульдозерами, но инфраструктуру, общественные здания и три тысячи теплиц сохранили для палестинцев. 1 сентября 2005 года над штабом ЦАХАЛа у Неве-Дкалим спустили флаг Израиля. Изначально церемонию хотели провести вместе с властями ПА, но те отказались принять в ней участие.

Занявшие поселение палестинцы ограбили и подожгли главную синагогу уже через несколько минут после того, как последний израильский солдат покинул территорию сектора Газы. Десятки оставленных израильтянами теплиц были разграблены местными жителями… И Неве-Дкалим превратился в огромный пустырь, из которого жители Газы вывозили песок, щебень и то, что осталось от домов евреев, используя их в качестве строительного материала.

Признаюсь, я думал, что на этом история легендарной синагоги и иешивы в Неве-Дкалим закончилась. Но вот недавно в новостях прозвучало сообщение о героической гибели в Рафиахе бойца бригады "Гивати" Йонатана-Аарона Гринблата, и на траурной церемонии на горе Герцля говорилось, что Йони был одним из учеников армейской иешивы "Неве-Дкалим". Более того, он стал третьим учеников этой иешивы, погибшим с 7 октября. Так выяснилось, что история иешивы не закончилась, она продолжает существовать, воспитывая новое поколение религиозных сионистов, и большинство ее учеников служат в самых элитных частях ЦАХАЛа. А еще выяснилось, что история этой иешивы не только не закончилась в Неве-Дкалим, но и не начиналась там. Она была создана в 1920-х годах братьями-раввинами Яковом и Исраэлем Ариэль в поселении Ямит на Синае. После сноса Ямита рав Яков Ариэль стал главным раввином Гуш-Катифа, он же заложил краеугольный камень в здание синагоги Неве-Дкалим, а затем основал здесь военную иешиву.

В списке основателей Неве-Дкалим значатся и имена рава Мордехая Гринблата и его жены Мирьям – это бабушка и дедушка погибшего недавно Йонатана-Аарона. И многие ученики иешивы "Неве-Дкалим" являются третьим поколением выселенных из нее жителей и несут в душе травму отцов и дедов, сначала выброшенных из созданных ими поселений в Сине, а затем из Гуш-Катифа.

После размежевания иешива "Неве-Дкалим" некоторое время действовала на территории Кфар-Маймона, потом ее пытались перенести в Ницаним, где сегодня живет большая община выходцев из Гуш-Катифа, но нынешний глава иешивы — рав Давид Габриэли настоял на том, чтобы она обосновалась в Ашдоде. Главная цель иешивы, по его словам, осталась той же, что до размежевания: воспитывать у учеников беззаветную любовь к Торе, еврейскому народу и Земле Израиля. И, судя по тому, где сегодня находятся ее ученики, это им удается. Достаточно вспомнить, что многие товарищи Йонатана-Аарона Гринблата не смогли прийти на его похороны — армейское командование посчитало, что в Газе они нужнее.

На одном из недавних уроков Торы рав Давид Габриэли призвал учеников всемерно воздержаться при обсуждении происходящего со светскими израильтянами от позиции "а мы вам говорили", хотя и накануне, и после размежевания многие сторонники религиозного сионизма предупреждали, что этот шаг может обернуться трагедией. Были даже плакаты, листовки и стикеры с лозунгом "Размежевание взорвется вам в лицо!" В то же время рав Габриэли убежден, что никакого другого способа обеспечить безопасность юга Израиля и страны в целом, кроме как возродить еврейские поселения в секторе, нет. И поэтому рано или поздно Неве-Дкалим будет восстановлен. Как и другие поселения Гуш-Катифа.

Остается добавить, что в настоящее время в Газе сражаются сотни солдат, которые в 2005 году были выселены из Гуш-Катифа. Некоторые тогда были детьми, другие – совсем молодыми людьми. Многие из них побывали за месяцы сражений в тех местах, где когда-то стояли их дома. Один из них – 45-летний адвокат Хагай Шомрон.

В интервью 14-му телеканалу Хагай Шомрон рассказал, что его семья была последней из покинувших поселение Неве-Дкалим. Произошло это в силу следующих обстоятельств. В 2002 году Хагай служил командиром армейского подразделения в секторе Газы. Однажды он со своими солдатами отправился на операцию по задержанию террориста, и к ним присоединился некий очень высокопоставленный офицер. Уже когда они возвращались на базу, по ним из кустов резанула автоматная очередь. Увидев, что офицер единственный из группы не надел бронежилет, Хагай бросился к нему, повалил на землю и прикрыл своим телом.

В 2005 году, когда началось выселение Неве-Дкалим, в их дом вошла группа солдат в сопровождении того самого офицера. "Вы, конечно, можете силой выволочь нас из дома, – сказал Хагай, обращаясь к солдатам. – Но сначала я хочу услышать, как этот человек (он указал на офицера) лично отдаст вам такой приказ!" Офицер посмотрел на Хагая, развернулся и вышел из дома, жестом указав солдатам следовать за ним. Через некоторое время к ним пришла девушка-военнослужащая и принесла горячий обед (газ и электричество в поселении были к тому времени отключены, готовить было не на чем). И все четыре дня, в течение которые продолжалось ликвидация поселения, семью Шомрон не только не трогали, но и снабжали горячими обедами. В последний день к ним снова пришел тот офицер.

"Послушайте, – сказал он. – Будьте здравомыслящими людьми. Оставаться здесь дольше просто бессмысленно. Давайте, мои ребята помогут вам спокойно собрать и сложить вещи и вывезут вас на автобусе".

…Несмотря на то, что Хагай и по возрасту, и как многодетный отец — у него восемь детей — давно уже освобожден от резервистской службы, он все годы продолжал ходить на сборы, а сразу после начала войны в Газе попросил послать его на передовую. И когда появилась возможность, отправился на то самое место, где прошли его детство и юность. "Странное было чувство, – признался он в интервью. – Песок – тот же песок, море – то же море, вот только там, где стоял наш дом, ничего нет…"

Как и многие другие бывшие жители поселений Гуш-Катифа, Хагай Шомрон убежден, что никакого другого выхода, кроме как восстановить их, у Израиля нет. И он, как и многие его бывшие соседи, готов начать все с начала…

* * *

На прошлой неделе несколько десятков бойцов ЦАХАЛа провели молитву в синагоге, устроенной в караване на месте бывшей синагоги снесенного в 2005 году поселения Нецарим. Видеокадры молитвы, сопровождавшейся танцами и песнями под гитару, обошли социальные сети Израиля. Собравшиеся вспомнили слова Ариэля Шарона, произнесенные им до того, как он стал премьером: "Дин Нецарим — ото дин Тель-Авив" ("Закон по отношению к Нецарим должен быть тем же, что и по отношению к Тель-Авиву"). Шарон, сказал один из молившихся, предал свой лозунг и вместе с ним своих избирателей. Но это не значит, что его слова перестали быть истинными.

* * *

Депутаты Ариэль Кельнер, Амит Галеви (оба "Ликуд") и Цви Суккот ("Ционут датит") подготовили законопроект об отмене действия плана размежевания в тех районах, где до 2005 года находились поселения Гуш-Катифа. Законопроект будет представлен сразу после возвращения кнессета с каникул в конце октября.

Согласно опубликованной информации, подготовка к подаче законопроекта ведется уже несколько недель. С целью его продвижения создана так называемая "парламентски-гражданская рабочая группа", активное участие в работе которой принимает Йоси Даган, глава регионального совета Самарии, имеющий большое влияние в "Ликуде". Цель группы — формирование большинства в коалиции и оказание давления на министров, которые попытаются затормозить продвижение законопроекта.

Аналогичный законопроект был представлен вскоре после начала войны, однако не прошел утверждения в министерской комиссии по законодательству. А в марте 2023 года кнессет утвердил Закон об отмене действия размежевания в Северной Самарии. В настоящий момент евреи имеют право находиться в этих районах, однако о восстановлении поселков, разрушенных в 2005 году, речь не идет.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

"Итнаткут" — одностороннее размежевание с сектором Газы – часто называют "планом Ариэля Шарона", но это не совсем так. Впервые о необходимости ухода из Газы и сносе поселений Северной Самарии еще в 2002 году заговорил Хаим Рамон, а на выборах 2003 года эта идея стала основным пунктом программы нежданно-негаданно возглавившего партию "Авода" мэра Хайфы Амрама Мицны. Ариэль Шарон как раз противопоставил этой идее лозунг "Дин Нецарим — дин Тель-Авив", означавший, что статус одного из самых изолированных поселений сектора Газы — Нецарим — для него ничем не отличается от статуса Тель-Авива.

Однако за год, прошедший после весомой победы "Ликуда" на выборах, многое изменилось. Было проведено несколько успешных, но сопровождавшихся горькими потерями антитеррористических операций. Против Ариэля Шарона и его сыновей Гилада и Омри были возбуждены дела по подозрению во взяточничестве и коррупции. Скончался в Париже, отсидев много месяцев в блокаде, Ясер Арафат. И осенью 2003 года министр торговли и промышленности Эхуд Ольмерт неожиданно заговорил о том, что для решения проблемы террора в секторе Газы оттуда нужно просто уйти и запереть границу на замок. Это был пробный шар, вызвавший весьма позитивный отклик в израильских СМИ и у представителей левого политического лагеря. Сразу после заявления Ольмерта журналисты обратились к Ариэлю Шарону с вопросом, не говорит ли тот от его имени, но премьер категорически отверг такое предположение. И вдруг… 18 декабря 2003 года, выступая на Герцлийской конференции, Шарон заявил, что намерен принять историческое решение и ради укрепления безопасности страны в одностороннем порядке покинуть сектор Газы, снеся созданные там евреями поселения.

С этого момента отношение к Ариэлю Шарону СМИ и истеблишмента страны начало заметно меняться: из "сторонника оккупации" и "подозреваемого в тяжких уголовных преступлениях" он на глазах превращался в борца с этой самой оккупацией и лидера, решившего двигаться по пути мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта. Симпатии к нему усилились еще больше после того, как 3 февраля 2004 года премьер сообщил, что твердо намерен претворить свое решение в жизнь ближайшие год-два. Теперь уже никто не вспоминал о нависших над Ариэлем и Гиладом Шаронами уголовных делах: все масс-медиа Израиля были заняты исключительно обсуждением нового плана главы правительства.

 "Новости недели"

Размежевание: прошло 9 лет…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий