Великая стена: еврейский вариант

0

Две недели назад командующий Южным округом генерал-майор Эяль Замир в беседе с журналистами сообщил немало любопытной информации

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Давид ШАРП

В первую очередь генерал рассказал об особом инженерном заграждении, строящемся вдоль всей границы с сектором Газы. Главное его назначение — решение проблемы туннелей, прорытых террористами, и тут следует отметить, что речь идет только о туннелях, которые пересекают границу между Газой и Израилем, а не прорытых, например, в глубине контролируемой ХАМАСом территории.

Забор между Газой и Израилем существует давно, однако почти по всему периметру он не бетонный и потому не является серьезным препятствием для нарушителей. Его задача лишь ненадолго задерживать, а главное — посредством электронной аппаратуры сигнализировать несущим боевое дежурство военным о нарушениях. Наряду с электронным забором армия задействует в этих местах также средства наблюдения и разведки. Новое заграждение, которое на ряде участков границы уже возводится, имеет другие задачи. Во-первых, речь идет о бетонной стене, возвышающейся над землей на 6 метров. Преодолеть ее, в отличие от ныне существующего забора, будет гораздо труднее. Само собой, невозможной становится и стрельба прямой наводкой из-за стены. Однако самое важное даже не это… Кроме имеющейся, как и у любого забора, наземной части, здесь будет и очень глубоко залегающая подземная часть. Причем не только бетонное подземное заграждение, но и установленное в этаких "железных клетках" специальное оборудование — датчики, позволяющие обнаруживать рытье туннелей, если вблизи ведутся работы. При этом, благодаря конструкции, к оборудованию обеспечивается доступ и его можно извлекать как для ремонта, так и для замены, если на свет появится нечто более совершенное.

На финансирование работ правительством уже выделено 3.34 млрд шекелей. Общая же их стоимость с учетом разработок и предварительных расходов на данный момент оценивается примерно в 4 млрд. Ну а в среднем один километр подземно-наземного забора с датчиками, согласно нынешней смете, обойдется в 41.5 млн шекелей. Кроме непосредственно забора на сухопутной части, море (на севере сектора) также не оставят без внимания: здесь от берега будет насыпан своего рода волнорез на котором также установят забор с оборудованием. Иными словами, не только "туннельщикам" по всей границе планируется существенно осложнить задачу, но и террористам, которые попытаются осуществить проникновение в Израиль по морю хоть над водой, хоть под ней.

Строительство индикативной наземно-подземной стены осуществляет специальный совместный орган ЦАХАЛа и министерства обороны под руководством бригадного генерала Эрана Офира. Его название в несколько вольном переводе звучит как Управление приграничной полосы. Небольшая часть заграждения уже готова. В первую очередь работы будут идти, и уже идут, на участках с наиболее высокой потенциальной опасностью подземного прорыва (в их числе и район Сдерота). На полное завершение проекта — а такого рода забор ранее не строился нигде в мире — уйдет от полутора до двух лет.

Именно из-за уникальности проекта и для повышения эффективности дальнейших работ, действует группа специалистов, занимающая извлечением уроков прямо по ходу строительства. Своего апогея работы достигнут в конце года, когда строительство планируется вести одновременно в 40 различных точках, а не в 10-ти, как это было ранее. Общее количество занятых сотрудников достигнет тысячи человек.

Осуществляют работы израильские компании с привлечением многочисленных иностранцев. Причем работают они и в качестве редких узких специалистов, и в качестве массовой рабочей силы. К работам привлечены граждане Испании, Италии, Эритреи, Молдовы, Бразилии и других государств. Естественно, здесь занято также много израильтян, среди которых и многочисленные представители арабского сектора. Забор строится на израильской территории, но в непосредственной близости к сектору Газы, фактически под прицелом ХАМАСа, а потому под постоянным прикрытием армии, и гражданские сотрудники проекта вынуждены использовать бронежилеты. Кроме того, огромное количество песка, добываемого при рытье траншеи, куда "заливается" подземная бетонная стена, используется для создания насыпей, которые защищают военных и строителей от стрельбы с сопредельной стороны. В связи с масштабами работ бетон производят прямо на месте.

Попыток террористов помешать ведению работ в армии ожидают буквально в любую минуту. Еще до начала строительства данного забора, фактически призванного лишить ХАМАС и других террористов Газы одного из самых веских военных козырей, а именно подземных туннелей, в армии и политическом руководстве считали, что исламисты вполне могут принять решение перестать пассивно наблюдать за происходящим. Всем понятно, что если ХАМАС захочет задействовать некие условно существующие туннели, то сделать это он вынужден будет до того, как строящийся забор нейтрализует их. То есть стройка станет своего рода стимулом для нападения, а то ведь можно и не успеть. По словам Замира, принято решение решить проблему туннелей даже с учетом возможной эскалации. Ведь несмотря на заметное нежелание ХАМАСа воевать (причем в любую секунду, подчеркивают в командовании Южного округа, все может измениться) исламисты интенсивно готовятся к будущей войне и без устали роют новые туннели. О двух из них, находящихся в Бейт-Лахии, что на севере Газы, было рассказано подробно: оба проходят под домами, где живут семьи с детьми. Что касается входных отверстий, то одно из них располагается на подземной автостоянке 6-этажного дома, а второе — под домом активиста ХАМАСа, обитающего здесь со своими многочисленными родственниками. В случае эскалации, говорит Эяль Замир, эти дома будут вполне легитимной целью для удара. "Во время следующей войны мы превратим туннели в смертельные ловушки", — добавляет генерал.

Туннели под жилыми домами Газы. Иллюстрация: пресс-служба ЦАХАЛ

В командовании подчеркивают, что обнаружение того или иного туннеля отнюдь не является поводом для немедленного удара, но банк целей пополняется. Периодически цели, являющиеся составной частью военного потенциала ХАМАСа, поражаются с воздуха. Как правило, это происходит в ответ на эпизодические обстрелы территории Израиля мелкими салафитскими группировками. Собственно, так оно и произошло как раз перед общением генерала Замира со СМИ. Можно сказать, что здесь приятное совмещается с полезным: наносится удар по инфраструктуре ХАМАСа плюс хозяйничающее в Газе движение получает, таким образом, дополнительный стимул для пресечения обстрелов, преследуя боевиков вплоть до их арестов и даже пыток. По крайней мере, периодически такие обвинения в адрес ХАМАСа со стороны его противников всплывают. Правда, в этой игре, продолжающейся долгое время, должен быть баланс, так как, несмотря на нежелание эскалации, все может резко измениться, если в результате израильского удара, например, будут убитые. В этом случае ХАМАС и другие действующие в секторе организации, например, "Исламский джихад", не смогут оставаться в бездействии. В частности, из-за того, что многие их командиры и рядовые такой сдержанности не поймут. Именно поэтому в результате ответных ударов ЦАХАЛа такого рода практически никогда не бывает погибших боевиков. Публично возлагая на ХАМАС ответственность за любые обстрелы, исходящие с контролируемой им территории сектора, и нанося удары, Израиль все же старается придерживаться неписаных правил игры.

Красными точками обозначены здания, под которыми были обнаружены туннели Хамаса. Фото: пресс-служба ЦАХАЛ

Понятно, что однозначные высказывания генерала Замира о том, что Израиль доведет строительство новой стены до конца при любом развитии событий, адресованы и ХАМАСу. Фактически исламистам четко дают понять: если они откажутся от нынешней сдержанной стратегии в пользу войны, предотвратить создание заграждения, призванного сделать проникающие в Израиль туннели чуть ли не бесполезными, им все равно не удастся, а потому им стоит глубоко задуматься, стоит ли овчинка выделки.

Впрочем, наличие подземно-наземной стены на границе не снимет с повестки дня проблемы так называемых оборонительных туннелей ХАМАСа, прорытых внутри сектора Газы для осуществления боевиками скрытых маневров, в том числе и для выхода в тыл наступающим бойцам в ходе гипотетической сухопутной операции ЦАХАЛа. Эта проблема никуда не денется, и в случае подобных действий армии придется столкнуться с ней в полном объеме.

Официальная реакция ХАМАСа на озвученные Израилем подробности строительства нового заграждения оказалась довольно сдержанной. Пресс-секретарь организации дежурно заявил, что израильские угрозы их не пугают, войны ХАМАС не боится, но и не стремится к эскалации.

Тем временем боевое крыло ХАМАСа, согласно распространяемым в Газе и арабскими СМИ слухам, обсуждает с политическим руководством движения возможность фактического отказа от гражданской власти в секторе. При этом власть в сфере военной останется за ХАМАСом. Такой ответ на экономические санкции Абу-Мазена должен поставить ситуацию в гражданской сфере Газы на грань хаоса, и председатель ПА может оказаться под серьезным давлением и изнутри, и извне. Этот весьма оригинальный сценарий развития событий также таит в себе дополнительную угрозу вооруженной конфронтации с Израилем, и потому ЦАХАЛ всегда уделял этой возможности серьезное внимание. Блефуют в ХАМАСе, пытаясь надавить на ПА при помощи такого рода утечек, или же речь идет о предстоящей реализации сценария, выяснится довольно скоро.

"Новости недели"

Елена СУЛТАНОВА | Никогда такого не было и вот опять…

Туннельный синдром

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий