Бесконечная ничья

0

Выборы на сегодняшний день выглядят неизбежными. Ни одна из входящих в нынешнюю коалицию ведущих партий — "Ликуд" и "Кахоль-лаван" — не готова к компромиссу, который в глазах их избирателей будет выглядеть уступкой, обе исчерпали возможности по поддержанию правительства на плаву. Таким образом, очередные-внеочередные выборы состоятся, судя по всему, уже в конце марта.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Попытаемся рассмотреть диспозицию перед битвой

Александр МАЙСТРОВОЙ

Не успев выступить в качестве нового игрока, Гидеон Саар немедленно оказался в фокусе внимания публики и СМИ, хотя в реальности он — "темная лошадка". Несмотря на заявления о приверженности правой идеологии, он мало чем проявил себя в бытность министром просвещения (2009-2013 годы) и главой МВД (2013−2014 годы). К чести Саара надо отметить, что он выступил против разрушения поселений в Гуш-Катифе и не присоединился к ликудовским перебежчикам в "Кадиму". Он также был активным противником проникновения в Израиль африканских нелегалов.

Так или иначе, но его выход на политическую авансцену кардинально меняет (оговоримся, впрочем, — на сегодняшний день) уже сложившийся расклад сил. По последнему опросу 12-го канала ИТВ, партия Саара отстает от "Ликуда" во главе с Нетаниягу всего на шесть мандатов. Жертвами его триумфального восхождения становятся "Ликуд", "Ямина" и НДИ, но более всего — партия Бени Ганца и Габи Ашкенази, оказывающаяся в "зоне риска".

Если бы выборы прошли сегодня, "Ликуд" был бы представлен в кнессете 27 депутатами, а партия Саара — 21 депутатом. За ними следуют "Еш атид"-ТЕЛЕМ" во главе с Яиром Лапидом и Моше Яаломом (14 мест) и "Ямина" с 13 мандатами. "Кахоль-лаван" и НДИ, согласно тому же опросу, получают в кнессете по шесть мест. Левоцентристский лагерь сокращается до 37 депутатов. Таким образом, правые имеют подавляющее большинство, но безнадежно расколоты, и заявление Саара о том, что он не войдет в правительство с Нетаниягу, раскол только усугубляет.

Сумеет ли Саар сформировать правительство без "Ликуда" и ортодоксальных партий? Для этого ему предстоит создать коалицию с 64-66 мандатами, в которую входят "Еш атид", "Ямина, "Кахоль-лаван", НДИ и МЕРЕЦ. Это еще труднее, чем "впрячь одну в телегу коня и трепетную лань". И сомнительно, что Саар обладает способностями иллюзиониста.

Парадоксальным образом, не сможет сформировать коалицию и "Ликуд". Национально-религиозный лагерь без партии Саара получил бы сегодня 56 мандатов.

Еще один опрос, проведенный "Маагар мохот" по заказу газеты "Исраэль а-Йом", показывает сходный расклад сил: "Ликуд" — 28 мандатов, Саар — 19 мандатов, "Еш атид" — 18 мандатов, "Ямина" — 13 мандатов.

В любом случае, оба противоборствующих правых союза оказываются не в состоянии создать правительство и напоминают двуглавую гидру, чьи головы, исторгая желчь и пламя, нещадно кусают друг друга.

Ситуация осложняется множеством неизвестных величин. Неизвестная первая — маячащая на горизонте очередная новая партия во главе с мэром Тель-Авива Роном Хульдаи и генералом Гади Айзенкотом, который готовится к большому старту в большой политике и которого очень привечают отечественные СМИ (правда, не совсем понятно, за что именно). Неизвестная вторая — позиция самого Айзенкота, который пока еще не выбрал себе партнера по политическому спаррингу. Он может пойти с Хульдаи, может с Сааром, может и с некой третьей партией. Если это происходит, то мандаты неизбежно теряют "Еш атид" и "Кахоль-лаван" — от перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется. Избиратели кочуют от партии к партии, усиливая и ослабляя их, но блоки остаются теми же.

В наиболее оптимальном для противников Нетаниягу варианте они получают неустойчивую коалицию в 61-62 мандата, в которую, помимо партии Гидеона Саара, входит "Ямина", "Еш атид", НДИ и "Кахоль-лаван". При этом (третья неизвестная величина) "Бело-голубые", учитывая темпы их стремительного падения, могут попросту не пройти электоральный барьер, а позиция Беннета и Шакед (четвертая неизвестная) совершенно не ясна. Сам Беннет яростно критикует главу правительства, но при этом заявляет, что при формировании коалиции будет исходить из национальных интересов, а не подхода "ТолькоНеБиби".

По результатам исследования профессора Камиля Фукса — его опросы наиболее достоверны — противники Нетаниягу все вместе набирают 60 мандатов, "Ликуд" с ортодоксальными партиями и "Ямина" — 58 мандатов, а левоцентристский блок — 41 мандат. При этом 31% опрошенных хотели бы видеть на посту главы правительства Биньямина Нетаниягу и вполовину меньше — только 16% — Гидеона Саара. Нафтали Беннет (12%), Яир Лапид (11%) и Бени Ганц (8%) безнадежно отстают от них. Таким образом (пятая неизвестная), как люди станут выбирать Саара, если знают, что он НЕ пойдет вместе с Нетаниягу, и при этом хотят видеть премьером Нетаниягу?

Шестая неизвестная: удастся ли Саару (с Айзенкотом или без оного) удержать популярность. Для израильской политической жизни характерны стремительный старт начинающих партий и их последующий не менее стремительный крах. Наконец — и это еще одна неизвестная, — насколько Саар и его сторонники сохранят верность своим обещаниям? Мы помним, как Бени Ганц клятвенно обещал, что никогда и ни при каких обстоятельствах не войдет в коалицию с Биби, но это не помешало ему стать партнером главы правительства. Страна переживает, объяснил он свое решение, критическое время. Поскольку Израиль постоянно находится в "критическом периоде истории", то вполне можно ожидать, что Саар и его сподвижники также смогут поступиться принципами. В конечном счете, даже если нет "критического периода", всегда остается "иранская угроза".

Несомненно, нам предстоит увидеть попытки создания альянса "ТолькоНеБиби". Глава НДИ Авигдор Либерман уже призвал сформировать либеральный сионистский блок из НДИ, "Еш атид", "Ямина" и партии Гидеона Саара. У всех этих партий действительно больше общего, нежели различий, кроме… одного, но определяющего фактора: желания всех их лидеров быть первыми. Ни Саар, ни Лапид, ни Беннет не захотят быть вторыми и третьими. Они не для того родились, чтобы отдавать кому-то пальму первенства. Мы уже видели подобного рода трех- и четырехглавых орлов, которые даже взлететь не могли, не то чтобы подняться к горным вершинам и сразиться с Нетаниягу.

Реакция потенциальных "партнеров", как и следовало ожидать, заставляет себя ждать. Либерман сам признал, что пока не получил ответа на свою инициативу. И вряд ли получит. Единственным, кто откликнулся, был депутат от "Еш атид" Эльазар Штерн, "правая рука" Лапида. "Только партия "Еш атид" последовательно показала свою твердость, честность и верность принципам. Только под руководством Лапида может быть сформировано новое правительство", — гордо провозгласил он. Комментарии излишни…

Словом, нам, скорее всего, стоит уже готовиться не столько к выборам в кнессет 24-го созыва в марте этого, сколько к выборам 25-го созыва, 26-го созыва и далее со всеми остановками… Как говорилось в советском анекдоте про остановившийся поезд, "закроем занавески, включим двигатель и сделаем вид, что едем".

[nn]

Партия самого себя

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий