В ожидании трамвая

0

Едва заняв кресла в своих кабинетах, министры только что сформированного правительства стали действовать в точном соответствии знакомой поговорке "Новая метла метет по-новому". Время, естественно, покажет, насколько полезными оказались первые "уборки" новых "дворников", однако одна из них уже вызвала общее недоумение, если не бурю. Министр транспорта Мири Регев с присущей ей решимостью заявила, что пока не будет найдено решение транспортной проблемы севера и юга, заморозит строительство метротрамвая в Гуш-Дане

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Яков ЗУБАРЕВ

Отрадно, что госпожа Регев и ее коллеги стремятся развивать периферию, но почему при этом нужно отказываться от решения транспортных проблем в центре страны? Экономисты уже успели подсчитать, что отказ от реализации плана строительства метро повлечет за собой огромный ущерб. Уже сегодня ежегодные убытки от пробок в районе Большого Тель-Авива достигают 10 млрд шекелей. К тому же именно здесь сосредоточена половина всех рабочих мест страны, а в течение ближайших двух десятилетий население центра увеличится как минимум на треть и составит около 5,5 млн человек. Экономическая выгода от метро оценивается в 400-550 млрд шекелей. Да и значительная часть работ по прокладке линий метротрамвая выполнена, зачем же класть под сукно один актуальный проект в угоду другому?

О том, насколько важным считают израильтяне легкорельсовый транспорт, говорят и другие цифры, связанные с нашей повседневной жизнью. Все мы знаем о стремительном росте цен на жилье: только за минувший год, вопреки клятвенным заверениям ушедшего правительства, они поднялись более чем на 20%, чего не наблюдалось все последнее десятилетие. И ведь, любопытно, цены взлетели не только в таких престижных городах как Ришон ле-Цион, Рамат-Ган или Гиватаим, не говоря уже о Тель-Авиве, но и в таком социально отсталом городе как Бат-Ям, который получил одну из самых низких оценок в опубликованном на днях индексе качества жизни (среднемесячный доход на семью здесь составляет 9600 при среднем по стране в 16.800 шекелей).

Как указывает экономический обозреватель газеты "Маарив" Шломо Маоз, на покупку квартиры в этом приморском городе сегодня требуется выложить заработную плату за 208 месяцев, тогда как всего пару лет назад было достаточно 135 зарплат. Почему произошел такой огромный скачок? Все дело, оказывается, не только в общем росте цен на жилье, а в "красной" линии метротрамвая, которая через несколько месяцев начнет действовать в Бат-Яме. И местные жители, и иногородние с неослабевающим интересом ждут, когда девять станций скоростного общественного транспорта примут первых пассажиров. Состояние транспортного сообщения – один из важнейших показателей качества городской жизни, и за возможность получить хорошее качество люди готовы платить.

Подобную тенденцию можно было бы ожидать и в пограничном с Бат-Ямом Холоне, но вот последние данные: покупка квартиры в этом городе требует сегодня 169 месяцев работы — по сравнению со 148 месяцами в 2020 году, то есть рост составил только 11%. А ведь прокладка "зеленой" ветки между Тель-Авивом и Ришон ле-Ционом через Холон уже идет, но она только началась, а гарантий по срокам ввода в эксплуатацию этого участка с семью станциями никто не дает. Так что ценовой бум на холонское жилье еще впереди.

Чтобы подкрепить выводы в отношении Бат-Яма, стоит "прокатиться" по другим участкам "красной" линии. В Рамат-Гане за минувшие два года стоимость жилья выросла на 24%, в Петах-Тикве – на 25%, в Бней-Браке – на 27%. В самом Тель-Авиве квартиры подорожали за это же время на 26%, а на покупку квартиры в городе без перерыва сегодня требуется 244 месячные зарплаты, то есть 20 лет! Не помешал подорожанию даже метро-долгострой, приведший к диким дорожным пробкам. То есть трамвая еще нет, а цены на жилье он уже поднял к заоблачным высотам.

Вывод напрашивается один: при наличии легкорельсового транспорта цены на квартиры растут вместе с качеством жизни населения. Наверное, совсем не обязательно знать Чехова, чтобы возглавлять министерство культуры, но спускать с рельсов проект, связывающий скоростным транспортом города крупнейшей метрополии, главе минтранса как-то не пристало.

Улучшение транспортного сообщения – понятная причина удорожания жилья. Правда, упомянутый выше Шломо Маоз утверждает, что уже в наступившем году рост цен на недвижимость прекратится, поскольку они уже сейчас превосходят покупательную способность большей части населения. При средней зарплате по стране в 12.250 шекелей и средней стоимости квартиры в 2 миллиона на ее покупку необходимы 163 месячные зарплаты. Нынешняя инфляция, скачок банковской ставки и на этом фоне сложности с получением машканты уже сбили спрос на жилье – в декабре минувшего года он упал на 23%, что заставило строительных подрядчиков снизить цены… аж на 0,4 процента! Эту тенденцию усилит и ожидаемый в скором времени рост предложений: так называемый нулевой цикл (начало строительства) возрос почти на 13%, а количество домов завершающей стадии – на 10%. С конца 2020 года непроданными остаются свыше 49 тысяч квартир – чуть ли не годовой объем жилищного строительства! Чтобы избавиться от них, подрядчики предлагали всевозможные доплаты и льготы, но в последние недели стали более гибкими и в переговорах о снижении цены.

Между тем, если на рынке жилья можно наблюдать более или менее положительную тенденцию, то в энергетической области изменения идут со знаком "минус". Мы сообщали о повышении с нового года цен на электроэнергию и воду, но это ведь не одноразовая акция. В целом за последний год ежемесячные расходы домохозяйств на электричество, топливо и бытовой газ выросли в стране на 200 шекелей и достигли в среднем 1910 шекелей в месяц. В целом же дополнительные расходы израильтян по этой статье составили за год 6,5 млрд шекелей. И ведь половина всех наших расходов на энергию приходится на налоговые платежи. Например, акциз на автомобильный бензин составляет в настоящее время 62% от цены каждого литра. В отличие от любого другого продукта или услуги, которые можно потреблять меньше или искать вариант подешевле, электричество не имеет замены: будь то частный потребитель или владелец бизнеса, богатый или бедный — все мы потребляем электроэнергию от одного поставщика и по одним расценкам, утвержденным государством.

— Повышение цен на электроэнергию — не первое и, вероятно, не последнее в череде ожидаемых подорожаний, — говорит профессор Арэль Авинери, руководитель магистерской программы проектирования энергетических систем и электроснабжения в Тель-авивском академическом инженерном колледже "Афека". — Это повышение отражает рост цен на электроэнергию, вызванный, среди прочего, войной между Россией и Украиной. Как и большинство стран, Израиль зависит от ископаемого топлива — нефти, природного газа и угля, а переход на возобновляемые источники энергии идет у нас особенно медленно. Так что существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы цены на электроэнергию продолжат расти.

Но ведь, согласно решению правительства, к 2030 году 30% производства электроэнергии в Израиле должно производиться за счет возобновляемых источников энергии — в основном, солнечной, и частично ветровой…

— Опыт показывает, что израильские правительства не в состоянии достичь поставленных целей по сокращению использования угля и увеличению использования возобновляемых источников энергии, — отвечает на это проф. Авинери. – Тем более, что в силу особого геополитического положения Израиль является своего рода "энергетическим островом", который не имеет возможности получать электроэнергию из соседних стран. Поэтому, конечно, существует настоятельная необходимость в ускоренном развитии "зеленой" энергетики – не только более экологичной, но и более дешевой.

[nn]

Транс в минтрансе

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий