Да возвратятся сыны в пределы свои

0

Надеждою жив человек. И плен — не исключение

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Захар ГЕЛЬМАН, Иерусалим

 

О цивилизованности общества можно судить по разным факторам и, не в последнюю очередь, по его отношению к пленным. Сдавшихся или захваченных в бою военнослужащих нельзя отнести к без вести пропавшим. Государство, в армии которой воевали солдаты и офицеры, оказавшиеся в плену, обязано сделать все возможное, чтобы они смогли вернуться домой. Израиль готов отдать сотни пленных, противостоявших ему на поле брани государств и террористов радикальных организаций даже за одного своего солдата.

ПЛЕН НЕ ДОЛЖЕН ОБЕРНУТЬСЯ ГИБЕЛЬЮ

Военнослужащие, оказавшиеся в плену, не обречены на смерть. Разумеется, если речь не идет о нахождении в руках преступного режима, не принимающего во внимание человеческую нравственность и международные законы. Положения, определяющие обращение с военнопленными, содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., принятых по инициативе России. Именно эти положения впервые в истории международного права обязали воюющие стороны соблюдать права военнопленных, включая и главное право — на жизнь. Позже, после Первой мировой войны, отдельные пункты этой конвенции уточнялись и дополнялись. В Женевской Конвенции (ЖК) от 1929 года особое внимание обращалось на запрещение репрессий и коллективных наказаний для оказавшихся в плену. В основе международного гуманитарного права лежит окончательный вариант ЖК, принятый в 1949 году.

В иудаизме один из основополагающих принципов напрямую связан с освобождением из плена еврейских воинов и представителей других народов, сражавшихся с ними в едином строю. Освободить взятых в полон и похищенных предписывается или в бою, или путем выкупа, или обмена на взятых в плен врагов. Тем не менее еще в древности мудрецы постановили, что во избежание со стороны противника вымогательств и поощрения новых захватов, не следует выкупать своих пленных за цены, многократно превышающие платы, за которые другие народы освобождают своих. Однако этому постановлению древних мудрецов современные израильтяне, как правило, не следуют.

По окончании Шестидневной войны в июне 1967 года Израиль вернул Египту 4338 плененных солдат и офицеров, Сирии и Иордании соответственно – 3677 и 533. Евреи в результате такого «обмена» получили 11 своих солдат, одного офицера и трупы двух военных.

В октябре 1956 года началась операция «Кадеш» (одно из значений на иврите — «святой», «святая») на Синайском полуострове. Вступление Израиля в этот военный конфликт с Египтом, в котором участвовали Великобритания и Франция, был вызван блокадой Каиром Тиранского пролива и, соответственно, закрытием прохождения израильских судов через этот пролив и выход в Красное море. После завершения операции «Кадеш» Израиль в феврале 1957 года вернул Египту 5500 пленных, получив «в обмен» трех солдат, оказавшихся в руках египтян еще до войны в результате столкновений на границе. Возвращен был и единственный израильский пленный, захваченный в ходе операции «Кадеш», — летчик, сбитый египетскими зенитчиками над Синаем.

В Израиле действуют две крупные общественные организации, направляющие свои усилия на возвращение домой военнопленных и похищенных израильских граждан. Живых или мертвых! Во многом благодаря активности Ассоциации, именуемой в переводе на русский «Да возвратятся сыны в пределы свои», и Организации «Рожден для свободы», о военнопленных, заложниках и пропавших без вести израильское общество никогда не забывает.

В мае 1985 году евреи согласились на проведение так называемой «сделки Джибриля», согласно которой из израильских тюрем вышли 1150 террористов «в обмен» на троих израильских солдат, попавших в плен во время Первой ливанской войны 1982-1985 гг. Сделка была названа именем Ахмада Джибриля (1935-2021), лидера группировки Народный фронт освобождения Палестины — Главное командование (НФОП-ГК). Эта группировка, ранее именовавшаяся «Палестинская освободительная армия», несколько лет сотрудничала с ФАТХом («Движение за национальное освобождение Палестины»), но в 1967 году Джибриль, объединившись с группами «Герои возвращения» и «Мстящая молодежь», выступил против признанного палестинского лидера Ясера Арафата.

Переговоры израильтян с Джибрилем велись крайне трудно. Казалось, что их срыв неминуем. Но Ицхак Рабин, возглавлявший тогда министерство обороны Израиля, сказал запомнившуюся на долгие годы фразу:

«Когда не просматривается силовая возможность освобождения пленных или заложников, оправданы переговоры с похитителями и высокая цена освобождения своих».

19-летний капрал Нахшон Ваксман был похищен 9 октября 1994 года террористами ХАМАСа, переодетыми под ортодоксальных евреев. Они остановили машину перед получившим увольнение и голосовавшим на дороге Нахшоном, предложив его подвести. Вскоре похитители распространили видео, на котором Ваксман был связан по рукам и ногам. К его виску был приставлен пистолет. Хамасовцы требовали от руководства еврейского государства освобождения более 200 террористов. Причем, похитители ограничили время выполнения своего требования несколькими часами. Воззвание к хамасовскому руководству не казнить Ваксмана распространили также мусульманские деятели, выступающие против террора. Спасательная операция, предпринятая спецназом ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), провалилась и Ваксмана похитители убили.

В июле 1996 года ливанская шиитская радикальная организация «Хизбалла» после десятилетнего удерживания освободила солдат Джозефа Финка и Рахамима Альшейха, попавших в засаду еще 17 февраля 1986 года. Примечательно, что несколько лет Насралла, лидер «Хизбаллы», отрицал нахождение этих израильтян в плену своей группировки. «В обмен» действовавшая тогда в союзе с ЦАХАЛом Армия Южного Ливана освободила 64 боевика «Хизбаллы» и других террористических организаций.

Похищенный 25 июня 2006 года хамасовскими боевиками из Газы израильский капрал танковых войск Гилад Шалит вернулся домой только 10 октября 2011 года. Он пробыл в заточении пять лет и четыре месяца. Важную посредническую роль в его освобождении сыграла Федеральная разведслужба Германии (BND). Президент этой службы в 2005–2011 гг. Эрнст Урлау (родился в 1946 году), в 1998—2005 годах занимавший пост координатора разведывательного сообщества ФРГ в ведомстве федерального канцлера, совершенно недвусмысленно признавал, что, «если Германия и BND «в случае Шалита» сыграли определенную роль, то это переполняет нас чувством гордости». При этом Урлау уточнял, что «в случае Шалита» были применены методы, которые показали свою эффективность в течение последних десяти лет в разных странах, в том числе в Афганистане, Северной Корее, Ливане и в государствах Африки».

«В обмен» на освобождение Шалита Израиль вернул хамасовской группировке 1027 террористов, из которых более 400 были осуждены израильским судом за убийства не менее 600 граждан еврейского государства. Очевидно, что политическое и военное руководство еврейского государства приняло тяжелое решение. Однако иного пути вырвать своего солдата из цепких лап ХАМАСа не было. Предпринятая вскоре после захвата Шалита силовая операция по его освобождению успеха не принесла. Хотя более 80 процентов израильтян поддержали такой «обмен», резко против выступили родственники жертв безжалостных убийц.

Здесь же замечу, что боевики-похитители, пробравшиеся на территорию еврейского государства через прокопанный из Газы тоннель, в нарушение обычаев и правил войны добили двух раненых израильских военнослужащих – лейтенанта Ханана Барака и сержанта Павла Слуцкера. Такое отношение к пленным однозначно определяется как военное преступление.

Семья Павла Слуцкера переехала в Израиль из Магадана и поселилась в небольшом городе Димона. Павел очень хорошо учился в школе и мэрия Димоны предоставила ему для завершения высшего образования «университетский грант» на сумму 50 тысяч шекелей (тогда более 17 тысяч долларов). Следует заметить, что в Израиле каждый демобилизованный солдат получает стипендию для оплаты трех лет обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении. Павел Слуцкер, получив дополнительный «университетский грант», имел право вначале отучиться в университете, и только потом призваться на срочную службу. Но он принял решение пройти срочную службу с призывниками своего возраста, а потом поступить на медицинский факультет университета. После его гибели Федерация русскоязычных израильтян и Фонд «Оле ле-оле» («Репатриант –Репатрианту») приняли решение предоставлять студентам-репатриантам стипендию имени Павла Слуцкера.

Нелли Барак, мать лейтенанта Ханана Барака, другого раненого израильского военного, расстрелянного хамасовцами, так вспоминала о самом страшном дне своей жизни:

«Я была одна дома, когда раздался стук в дверь. Открыв ее, увидела несколько военных. Закричала «Нет!» и дверь резко захлопнула… В ту секунду мне казалось, что, закрыв дверь и не дав пришедшим сказать ни слова, я сохраняю жизнь сыну. Но смерть все равно вошла в наш дом…».

И в самом деле, для жуткой вести дверь не помеха.

Всепоглощающая безысходность и отчаяние охватывает матерей и отцов погибших военнослужащих. Родители попавших в плен солдат и офицеров, получив сведения, что их дети живы, конечно же, надеются на их возвращение домой. Если во время Второй мировой войны военнослужащие-евреи оказывались в плену «изгоями из изгоев», не имевшими практически никаких шансов выжить, то в ходе противостояния с арабскими армиями, отношение к пленным израильтянам в той или иной степени регулируется (точнее должно регулироваться) ЖК, принятой в 1949 году.

Что же касается террористических организаций, то тамошние главари соблюдением каких-либо «конвенций» себя никогда не ограничивали. Так, «Хизбалла» умертвила похищенных ее боевиками 12 июля 2006 года израильских военнослужащих Эхуда Гольдвассера, 26 лет, и Эльдада Регева, 31 года. Не обладая информацией о смерти своих солдат, правительство Израиля с целью их вызволения ввело на юг Ливана подразделения ЦАХАЛа и начало операцию «Достойное возмездие», позже названную Второй ливанской войной. Однако террористы умеют прятать заложников. В ходе военной операции израильским спецназовцам освободить похищенных или найти их тела не удалось.

В нарушение всех положений о правах военнопленных представители «Хизбаллы» не сообщили «Красному Кресту» место нахождения Гольдвассера и Регева. Даже прекращение военных действий на юге Ливана согласно резолюции ООН 1701, не сподвигло ливанских шиитских боевиков отдать израильской стороне тела умерщвленных евреев. Их вернули только через два года, 16 июля 2008 года, в наглухо забитых ящиках, которые даже гробами нельзя назвать. До того, как присутствовавшие при обмене израильтяне и иностранные представители не увидели эти ящики, оставалась надежда, что террористы сохранили израильтянам жизнь. Выполняя свои обязательства по «обменной сделке» Израиль освободил из заключения известного ливанского террориста Самира Кунтара, осужденного в 1979 году на четыре пожизненных срока за убийство израильской семьи, включая троих детей.

Непрямые переговоры представителей еврейского государства и «Хизбаллы» вряд ли имели бы смысл, если бы не посредничество офицера БНД Герхарда Конрада (1954 года рождения), одного из ведущих экспертов по радикальным организациям в арабском мире. Свободно говорящий на арабском языке Конрад в 1998–2002 гг. возглавлял Бюро отделения БНД в Дамаске. Известно, что и его жена была сотрудником БНД. По всей видимости, тот же Конрад сыграл определенную роль и в освобождении Гилада Шалита из хамасовских застенков.

Небезынтересно заметить, что Хасан Насралла требовал освобождения Самира Кунтара еще в январе 2004 года, когда Израиль в рамках «сделки» с «Хизбаллой» вернул в Ливан 435 заключенных в обмен на полковника запаса Эльхана Тенненбаума (родился в Польше в 1946 году, через три года репатриировался в Израиль с родителями) и тела трех израильских солдат, убитых боевиками этой ливанской группировки. Но тогда израильтяне убийцу Кунтара в «сделку» не включили. Кунтар еще четыре года оставался в израильской тюрьме. В заключении убийца время даром не терял. После вынесения приговора он женился на арабской гражданке Израиля и получил много прав. Совершенно бесплатно этот матерый убийца дистанционно обучался в Открытом университете Израиля и стал обладателем степени бакалавра. Его работа на получение первой академической степени называлась «Противоречие между безопасностью и демократией в Израиле». Действительно, так работает израильская демократия: даже приговоренные к пожизненным срокам террористы могут в здешних тюрьмах получить образование за счет израильских же налогоплательщиков.

Пикантность обмена 2004 года заключалось в том, что живой полковник запаса Тенненбаум, еще до заключения «сделки» подозревался в уголовном преступлении. Любитель азартных игр, погрязший в долгах израильский военный в высоком звании поддался на удочку друга детства, арабского бизнесмена Кайсы Обейды, обещавшего ему солидный куш при покупке и перепродаже партии наркотиков. Тенненбаум не знал, что Обейда давний агент «Хизбаллы». После прилета в Брюссель Тенненбауму «друг детства» вручил поддельный венесуэльский паспорт, с которым израильтянин прилетел в Дубай. Там его похитили и переправили в Ливан. Так он оказался в руках подручных Хасана Насраллы, который, вероятно, считая израильского полковника артиллерии в отставке ценным заложником и желал получить за него Кунтару. Но, повторюсь, в 2004 году ливанского убийцу не вернули домой. Примечательно, что вернувшегося в Израиль полковника и бизнесмена — неудачника Тенненбаума после долгих допросов и признания им вины, простили. В тюрьме он не сидел. Правда, жена с ним развелась.

Но безжалостного убийцу взрослых и детей, даже ставшего «ученым», евреи прощать не собирались. Подписывая 15 июля 2008 года помилование Кунтару, занимавший тогда пост президента еврейского государства Шимон Перес (кстати, уроженец Белоруссии), в письме министру юстиции Израиля подчеркнул:

«…Мое решение ни в коем случае нельзя считать прощением подлых и гнусных поступков этого убийцы. Я не прощаю и не забываю».

На следующий день Кунтар и еще четверо боевиков были освобождены и переданы представителям «Хизбаллы». Тем не менее Шимон Перес слова на ветер не бросал. 19 декабря 2015 года выслеженного в Дамаске Кунтара достала ракета, выпущенная с израильского самолета.

Кроме живых в 2008 году Кунтара и четверых боевиков израильтяне передали подручным Насраллы тела 185 палестинских и ливанских боевиков и еще 12 тел бойцов «Хизбаллы», убитых в ходе Второй ливанской войны. В качестве «довеска» евреи вернули ливанцам «гражданское лицо», представленное персоной Насима Нисри (1968 года рождения), ливанца, бывшего гражданина Израиля (у него мать еврейка, при замужестве принявшая ислам), осужденного в Израиле за шпионаж в пользу «Хизбаллы». Одновременно израильтяне вручили ливанцам досье о судьбе четырех иранских дипломатов, которые были захвачены в плен союзниками израильтян ливанскими христианами-фалангистами в 1982 году. Евреи, со своей стороны, потребовали от Хасана Насраллы предоставить документы о судьбе штурмана израильских ВВС Рона Арада, самолет которого был подбит над Ливаном около города Сайда еще в 1986 году. Однако ливанская сторона этот пункт сделки не выполнила.

И В ПЛЕНУ МИР НЕ ДОЛЖЕН РУШИТЬСЯ

Инструкция, которая известна каждому военнослужащему ЦАХАЛа, недвусмысленно предписывает попавшему в плен, отвечать на все вопросы противника. Главное — сохранить свою жизнь и не быть подвергнутым пыткам. Вышестоящие командиры обязаны отвечать за то, чтобы их подчиненные не знали больше того, что им положено. Шломо Ардинет, командир роты ЦАХАЛа, в течение восьми дней удерживал одно из укреплений на Суэцком канале во время войны Судного дня октября 1973 года. Однако плена ему избежать не удалось. После освобождения, отвечая на вопрос «Как человек может сохранить себя в условиях плена?», ответил так:

«Надо быть умным и не корчить из себя героя. Человек не способен выдержать пытки. И все это прекрасно понимают: после возвращения в Израиль ни один из бывших военнопленных не был отправлен в тюрьму за разглашение секретов государственной важности».

Тем не менее в плену Ардинет и другие израильские пленные пыткам подвергались.

Однако министерство иностранных дел Израиля отказалось, например, воспользоваться документами о массовых казнях израильтян в египетском плену. И причины понятны: сегодня официальный военно-политический статус Египта по отношению к Израилю, характеризуется, если не как дружественный, то как вполне союзнический в плане совместного противостояния исламистскому экстремизму.

Летом 1974 года из сирийского плена в результате «обменной сделки» был освобожден тогда 20-летний Зеэв Феллер. Он оказался в плену в первые часы Войны Судного дня, когда сирийский спецназ захватил гору Хермон. Феллер свидетельствовал:

«…Сирийцы убивали на месте всех раненых и тех, кто не мог встать от изнеможения и идти дальше».

По его мнению, «большинство израильских военных, которые считаются пропавшими без вести, на самом деле, были убиты в плену». Израильский военный историк Арье Ицхаки, много лет проработавший в историческом отделе Генерального штаба ЦАХАЛ, в своем исследовании, основанном на документах из военных архивов, привел множество примеров пыток израильтян, взятых в плен арабскими военными.

Но и в плену мир не должен рушиться. Оказавшийся на свободе Зеэв Феллер в беседе с представителями СМИ подчеркивал, что ему «пережить допросы помогла надежда». Он говорил себе: «…еще немного, и допросы кончатся, надо только потерпеть. Я не сломался, потому что хотел победить в этой своей личной войне, подчиненной одной цели – выжить».

Выдающийся австрийский психиатр, невролог и философ Виктор Франкл (1905–1997), еврей, бывший узник нацистских концлагерей Терезиенштадт, Аушвиц, и, наконец, Дахау, создал в психологии направление, названное им логотерапией (буквально: лечение смыслом). Франкл всегда подчеркивал, что ему и некоторым его солагерникам, которым он оказывал помощь, повезло выжить в нечеловеческих условиях нацистской неволи благодаря преодолению первоначального шока и социализации своего пребывания. Иначе говоря, только постоянная поддержка заключенными друг друга давала шанс выжить. «Правила игры в этой жизни не требуют от нас победы любой ценой, — писал Франкл в книге «Человек в поисках смысла», — – они требуют, чтобы мы никогда не отказывались от борьбы». Где жизнь, там борьба и надежда. И действительно, у всех народов есть пословица «Надеждою жив человек». И плен не исключение.

Олег ЮСУПОВ | Израильские "мальчики", ставшие "ангелами смерти"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий