Виктор ШЕНДЕРОВИЧ | Живые и мертвые

0

По поводу оговорки (или декларации?) журналиста "Дождя" и последовавших за этим репрессий

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

В пьесе Вампилова "Утиная охота" есть диалог между героем, страстным, но неудачливым любителем этой охоты, и его приятелем, профессионалом этого дела. "Они все-таки живые!", — объясняет герой свои промахи, допущенные от волнения.

"Живые они для того, кто мажет, — бесстрастно отвечает приятель. — А кто попадает, для того они уже мертвые".

Это я, конечно, про промах журналиста "Дождя".

Потеря концентрации, враг прямого эфира, вывела его на чрезвычайно неудачную формулировку, сдетонировавшую политическим скандалом, сладострастным срачем и улюлюканьем тех, кто никогда в жизни не ошибался. Здесь я апропо замечу, что можно быть противником Путина — и при этом конченым негодяем или мудаком. Можно-можно, не спорьте.

Но я не об этом, а о сути претензий, предъявляемых Алексею Коростелеву. Если отбросить подлог, притягивающий за уши сказанное им к поддержке войны (а это подлый и очевидный подлог, разумеется), — в сухом остатке мы увидим вполне справедливые претензии в явной эмпатии журналиста по отношению к мобилизованным российским бойцам.

Здесь и зарыта собака.

Для Алексея Коростелева они — живые. А для украинцев и примкнувшей к ним прогрессивной европейской общественности — уже мертвые. Оккупанты, подлежащие скорейшей утилизации.

Правы ли украинцы? Безусловно. Правы и эмоционально, и логически: чем больше погибнет оккупантов, тем лучше. Радоваться росту числительных в графе "потери противника" — законное и нормальное военное дело!

Но прав и Коростелев. Потому что этот ванька, брошенный на убой в холодный окоп, ванька, не имевший возможности откупиться от военкома и, может быть, даже не знающий слова "эмиграция"… ванька, пусть даже насмерть задуренный коллективом скабеевых и верящий в Путина и борьбу с укронацизмом… — он все равно человек! И жалость к нему (не пожелание победы, а именно жалость) со стороны как минимум соотечественника — никакая не поддержка войны, а нормальная человеческая реакция.

Тем, кто не в состоянии этого понять, — мои поздравления: их квадратно-гнездовая психика очень удобна для квадратно-гнездовой жизни.

Я написал слово "соотечественник", и это очень странное слово, конечно. Рассудок холодно напоминает, что этот мобилизованный тебе вообще никто, и тысячи этих несчастных тебе уж точно не ближе Белля и Воннегута, и даже языки, на котором говорят они и говоришь ты — в некотором смысле, разные языки… Но вот поди ж ты: жалко их почему-то!

А украинцев не жалко? — срываясь на крик, спрашивает совесть, хором с прогрессивной общественностью. Очень жалко, разумеется. Вот только жалость у души не в дефиците: "И жалко всех и вся…"

Чистота идеологии — вещь, слишком хорошо нам знакомая. Знаменосцы, по Лецу, не дают отвлечь себя сменой знамен, — их пальцы всегда на древке, и уверенный взгляд устремлен в очередное будущее. Их психика крепка, их ответы на вопросы ясны и недвусмысленны. Противоположности неотвратимо сходятся, и латвийский политик вдруг до рези в глазах начинает напоминать депутата родной Государственной думы…

Впрочем, история — дисциплина строгая. Ее не интересуют люди и человеческое. Ее дело — судьбы народов и цивилизаций. И тут все действительно довольно просто: доктор сказал в морг, значит, в морг. Слава Украине и да сгинет империя! Но человек — дело совсем иное, и его жалко, даже такого, дурака-оккупанта, необутого на морозе…

Не каждому дано бестрепетно пройти путь от воспевания советского рижского ОМОНа до идеолога незалежности. Такая термостойкость — особый дар. А обычный (хороший) человек то и дело обнаруживает свою душу между жесткими жерновами идеологий.

И ему больно, потому что он живой.

Текст с персональной страницы Виктора Шендеровича в сети Facebook

ОТ РЕДАКЦИИ

Руководство телеканала «Дождь» уволило ведущего Алексея Коростелева — после того, как телеканал подвергся критике из-за «двусмысленного» высказывания Коростелева. Об этом в эфире «Дождя» сообщила глава информационной службы и ведущая новостей телеканала Екатерина Котрикадзе, сообщает "Медуза".

Вечером 1 декабря в эфир вышла программа «Здесь и сейчас», в которой Коростелев предложил всем, кто хочет рассказать о мобилизации в российской армии, писать на почту телеканала или в телеграм-бот.

«Многие из историй, написанных на наши почту и телеграм-бот, становятся опубликованными. И мы надеемся, что многим военнослужащим в том числе мы смогли помочь, например с оснащением и просто элементарными удобствами на фронте», — сказал Коростелев.

Котрикадзе, объявляя об увольнении Коростелева, сказала, что тот произнес в эфире фразу о «помощи российским военнослужащим» и на «Дожде» это считают «ошибочным и категорически неприемлемым». По ее словам, из-за высказывания Коростелева у некоторых зрителей сложилось впечатление, что телеканал занимается отправкой снаряжения российской армии, что не соответствует действительности.

Котрикадзе отметила, что «Дождь» выступает против войны, а «в эфире недопустимы формулировки, которые могут зародить сомнения в нашей позиции». Она принесла извинения зрителям за слова Коростелева.

Из-за слов Коростелева «Дождь» среди прочих раскритиковал министр обороны Латвии Артис Пабрикс, который заявил, что телеканал, получивший лицензию на вещание в Латвии (и где сейчас находится его редакция), должен вернуться работать в Россию — а виды на жительство сотрудников «Дождя» следует аннулировать. Пабрикс написал об этом в твиттере днем 2 декабря; спустя полтора часа «Дождь» объявил об увольнении Коростелева.

Служба государственной безопасности Латвии начала проверку из-за слов Коростелева в эфире "Дождя". В ведомстве отметили, что какая-либо поддержка России как агрессору в конфликте с Украиной недопустима.

Латвийский Национальный совет по электронным СМИ в тот же день, 2 декабря, оштрафовал «Дождь» на 10 тысяч евро — из-за того, что телеканал показал карту с Крымом в составе РФ, а также использовал выражение «наша армия» по отношению к Вооруженным силам РФ. Для «Дождя» это второе существенное нарушение за последние месяцы, отметил председатель совета по электронным СМИ Иварс Аболиньш (не уточнив, каким было первое). По его словам, за три таких нарушения у телеканала могут отнять лицензию на вещание.

В знак протеста против увольнения коллеги заявления об уходе подали двое сотрудников "Дождя".

Владимир Роменский:

"Я не могу согласиться с его увольнением. Сам в полной мере несу ответственность за тот выпуск. Сидел на ухе шеф-редактором. Долг велит положить значок и револьвер на стол. Что и делаю. Дождь, Королева-мать, но вы допустили чудовищную ошибку".

О прекращении сотрудничества с телеканалом сообщила также ведущая программы "Деньги" Маргарита Лютова.

* * *

Постоянный автор "ИсраГео" Марк Апельзафт так прокомментировал текст Виктора Шендеровича:

"Несчастных людей из деревень, конечно, жалко. Они идут на пушечное мясо. Они — жалкий остаток распинаемой столетье красноперой чекухой России. Но царство зла, чьи герои — красные, обречено на исчезновение. И Богу безразлична судьба рабов на данном этапе. У творца истории другие счеты, другие представления о добре и зле

И да, существует такое понятие, как праведная ненависть".

А вот как отреагировал львовянин Игорь Самоходский:

"Между «жалко» и «мы смогли помочь, например, с оснащением и с просто элементарными удобствами на фронте» — очень большая разница.

Убийц, маньяков и т.д. может и жалко. Но помогать им в ходе совершения преступлений? Это немного не о жалости. Это о соучастии".

Телестервы СС российского телевидения

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий