На коленях у Бен-Гуриона

0

Жизнь старых фотографий, запечатлевших первого израильского премьера во время его зарубежных поездок в самых различных ситуациях

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

1 августа в тель-авивском доме-музее Давида Бен-Гуриона открылась выставка фотографий, посвященных его визитам в зарубежные страны, которые в прошлом по различным причинам нигде не публиковались и никогда не выставлялись на обозрение широкой публики. Некоторые снимки были обнаружены совсем недавно в домашних альбомах семьи Бен-Гурион.

Цель выставки – представить публике дипломатическую деятельность Старика, которая была не менее важной, чем все остальные области его работы. По словам сотрудников музея, с момента создания Государства Израиль и вплоть до ухода в отставку первый премьер де-факто исполнял обязанности министра обороны и министра иностранных дел, не желая передоверить кому-либо эти полномочия. Ему пришлось, по сути, с нуля налаживать международные связи молодого еврейского государства, но поскольку многие страны отказывались признавать Израиль, а арабский мир вообще требовал его блокады, Бен-Гурион хватался за любую возможность и готов был ехать в любую страну, выразившую готовность с нами дружить.

Так, в 1962 году Давид Бен-Гурион направился с официальным визитом в Бирму, где провел… почти месяц. Этому визиту на выставке посвящено сразу несколько фотографий, начиная с торжественной встречи премьер-министра Израиля в бирманском аэропорту. Вглядываясь в эти снимки, понимаешь, что Старик, как называли его все, провел в Бирме так много времени не только и даже не столько в дипломатических целях. Его явно очень интересовали мистические практики Юго-Восточной Азии, обычаи и образ жизни жителей этого региона. На одной из фотографий он запечатлен в буддийском монастыре в момент, когда беседует с монахами, одетый так же, как они. Один из монахов оказался евреем, перешедшим в буддизм, и Бен-Гурион долго расспрашивал его о сути этой религии, о том, чем она отличается и в чем схожа с иудаизмом.

Еще одна уникальная фотография, датированная 1962 годом, запечатлела Бен-Гуриона в Копенгагене, в доме тогдашнего премьер-министра Дании Отера Витто Фишера-Кампманна, куда Старик был приглашен. За домашним обедом высокому израильскому гостю так понравилась совсем юная дочь датского коллеги, что он усадил ее на колени и поцеловал, а в это время кто-то щелкнул фотоаппаратом. Тогда это было, видимо, воспринято как отеческая ласка. Да и как мог отнестись Бен-Гурион к 15-летней девушке? Как к дочери или внучке. Но, думается, в наши дни подобное поведение 76-летнего мужчины по отношению к юной девушке, почти ребенку, вряд ли было бы признано подобающим и закончилось бы бурным скандалом

Тогда же, в 1962-м, Бен-Гурион посетил Норвегию, которую считал крайне важной сторонницей в деле признания Израиля полноценным членом международного сообщества. Среди фотографий, рассказывающих об этом визите, можно увидеть снимок, запечатлевший момент встречи главы правительства Израиля с норвежским археологом, путешественником и писателем Туром Хейердалом. Их сфотографировали в момент, когда Хейердал передает Бен-Гуриону в подарок кусок бальсового бревна от плота "Кон-Тики", на котором он совершил плавание из Южной Америки в Полинезию.

Еще одна интересная серия фотографий выставки связана с визитом Бен-Гуриона во Францию все в том же 1962 году, во время которого случился небольшой дипломатический конфуз. Произошло это во время официального ужина, который президент де Голль и его супруга решили устроить в честь четы Бен-Гурион. Во время трапезы де-Голли и Бен-Гурионы общались через двух переводчиков – мужчину и женщину. Первая леди Израиля Поли Бен-Гурион говорила на английском, который был для нее родным, и сказанное ею переводили на французский, Де Голль отвечал ей на родном языке, и его слова переводили на английский. Поли явно бесила эта ситуация, и в какой-то момент она сказала де Голлю: "Вы ведь отлично говорите по-английски, поскольку немало времени пожили в Лондоне, где англичане оказали вам истинное гостеприимство. Так почему бы нам не перейти на английский?! Ах да, я понимаю: вы обиделись на англичан за то, что они сделали вам в последнее время! Но причем здесь язык?!" За столом воцарилась долгая пауза, а затем Шарль де Голль вытер рот салфеткой и… продолжил говорить по-французски. Правда, на следующий день он беседовал с Поли уже по-английски. Но только с Поли…

Словом, те, кто посетит выставку в доме-музее Давида Бен-Гуриона, сможет узнать много интересных подробностей истории внешней политики Израиля и личной жизни его первого премьер-министра. А заодно задуматься о стремительном течении времени и о том, как разительно меняются за десятилетия нравы и правила приличия…

Бен-Гурион в тапочках и феске

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий