Роман ЯНУШЕВСКИЙ | Семена инфозла

0

Про информационную войну — как дьявол скрывается в деталях, или почему слова так важны

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Война ведется не только на разных фронтах. Но и в разных сферах — военной, политической, юридической и даже на уровне языка. Это война за общественное сознание.

ХАМАС любой удар по боевикам называет резней. Это по смыслу подразумевает массовую гибель гражданских, кто бы на самом деле ни погиб. А устраивают резню оккупанты — то есть, отрицательные личности.

В статистике потерь, в которой любые совпадения с реальностью случайны, отдельной категорией всегда прописываются женщины и дети, чтобы вызвать симпатии и сочувствие.

Палестинцы хороши в том, чтобы сеять семена зла в наивный разум при помощи таких инструментов. Тут Израиль отстает, хотя вначале было несколько удачных на мой взгляд находок. Например, приравнивание ХАМАСа к "Исламскому государству". Это было эффектно и эффективно, с этим следовало продолжать работать.

А теперь обратите внимание, как освещают ситуацию мировые СМИ. В Израиле, когда сообщают о контактах с ХАМАСом, говорится о переговорах об освобождении заложников. В международных СМИ же сообщается о переговорах по соглашению о прекращении огня. Даже не об освобождении палестинских заключенных (потому что тогда мы возвращаемся к упоминанию заложников).

Говорят об одних и тех же переговорах, но акцент смещен, и заложники уже вне фокуса внимания.

Это тоже подрывает наши позиции, потому что люди в других странах слышат не про заложников (уверен — про них знают далеко не все), а про боевые действия. То есть, скрытым контекстом вместо ответственности на ХАМАС за вторжение в Израиль и взятие многочисленных заложников мы получаем ответственность Израиля за ведение боевых действий.

На месте израильского МИДа я бы обратился напрямую к ведущим мировым изданиям и потребовал от них, чтобы они сменили эту формулировку. Даже если многие из них откажутся, лишний раз поднять тему на повестку дня никогда не повредит.

Это еще один пример, как Израиль проигрывает информационную войну.

* * *

Кстати, насколько проигрывает и проигрывает ли?

Информационная война ведется сама по себе на множестве фронтов. На некоторых из них мы побеждаем, на других проигрываем, потому однозначного ответа на этот вопрос нет.

Я бы отметил другое. Информационная война — это перманентное состояние, которое не зависит от конкретных боевых действий. Когда их нет, нужно к ним готовиться, заранее объясняя свою позицию и располагая к себе людей в разных странах. Это должна быть стратегия, а в Израиле к ней относятся как к тактике, спохватываясь только в момент инфопожара.

Но из-за внутриполитических раскладов и конкуренции политических лагерей в Израиле нет постоянной сильной структуры, которая бы занималась этим. Есть куча структур (МИД, армия, мининформации и другие, включая лично премьер-министра), каждая из которых окучивает какую-то сферу, да и то частично. По идее, их должны сбалансировать общественные организации и энтузиасты, которые занимаются разъяснительной работой, но тогда нужна их поддержка государством хотя бы в предоставлении проверенной информации, инициировании тех или иных тем. В общем, рабочая структура все равно необходима. Ее нет. Это серьезное упущение.

Автор – израильский журналист, главный редактор телеграм-канала Ближний В. (мои 5 агорот)

От Чингизхана до Чингизхаима, или Бои информационного значения

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий