Об одном из творческих открытий безвременно ушедшей израильской художницы Натали Вейцман рассказывает ее мама Рая
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Имя израильской поэтессы Йохевед Бат-Мирьям пришло к Наташе странным и загадочным образом. Однажды она попросила принести ей книгу стихов поэтессы, хотя прежде это имя ей ни о чём не говорило. Её настолько увлекла поэзия Йохевед Бат-Мирьям, что она, прежде не писавшая стихи, стала переводить особенно впечатлившие её строки.
Издалека
То расстояние, что пролегает
Между мной и тобой
Одолею
И явлюсь пред тобой
Всё его, синее,
Завоюю.
Как дыхание его проглочу.
И приду
Тебе что-то сказать.
Что скажу?
Иль скажу я?…
И сказав
Развернусь уходя,
Замкнутся пространства, как собранные крылья,
И только тонкая тропинка изовьётся,
Словно исчезая
Проявится мне,
И к ногам моим смиренно приляжет.
Тропу свою
Я листьями элула устелю,
И меж березовых аллей, о счастье своём скорбя,
Грешу и шепчу, возвращаюсь одна.
Марьяша Железняк
* * *
А потом была написана картина, которую Наташа назвала «Бубен Мирьям». Это портрет Йохевед Бат-Мирьям в молодости.
Картина написана символическим иносказанием.
Бубен на картине больше похож на светящийся шар: то ли Вселенная, которую она охраняет, то ли магический хрустальный шар. В какие неведомые и необозримые дали он ведёт? И что это? Портрет поэтессы? Автопортрет художницы?
Марьяша Железняк (5 марта 1901, Капличи — 7 января 1980, Тель-Авив) родилась в Гомельской области , и в Гомеле в год её смерти родилась Наташа Вейцман. В 18 лет Марьяша взяла имя Йохевед Бат-Мирьям, что является "перевёрнутым" именем Мирьям, дочки Йохевед, и сестры Моше, которая была пророчицей и со своими братьями вела народ Израиля из Египта, поддерживая людей игрой на бубне.
Поэтесса прожила долгую жизнь, но после гибели сына-лётчика перестала писать стихи, говорят, что в стихах было что-то пророческое, и поэтесса боялась этого. А настоящий поэт либо пишет искренне, либо не пишет вовсе.
В Наташином компьютере нашли фотографию, сделанную ею. Можно видеть или не видеть портретное сходство, но духовная близость молодой художницы и пожилой поэтессы для Наташи была очевидна.
В этот период Натали очень интенсивно работала, иногда не выходя из мастерской едва ли не сутки. Тогда же была написана ещё одна картина — «Издалека».
Это один из самых пронзительных портретов, написанных Наташей. В нем она выразила всю свою боль, страдание и скорбь за этот мир. В картине нет портретного сходства с Натали, но многие её друзья утверждают , что видят в молодой девушке, изображенной на картине, Наташины глаза. Характер рисунка и колорит передают сложность переживаний модели. Немаловажную роль в раскрытии образа играет фон. Отказавшись от пленерной задачи, художница заставляет мерцать лицо, одежду, ожерелье. Автора интересует проявление духовной красоты персонажа.
Название картины не оставляет сомнений в том, что «Бубен Мирьям» и «Издалека» связаны не только колористически, но и по внутренней сути. Впрочем, синий цвет- любимый цвет художницы. Он возвращается вновь и вновь не только в картинах, но и в стихах.
Уходи
Не волнуйся
Я уже знаю сама
Не смотри ты назад
Попрошу я индиго
Чтобы мне о тебе рассказало
Кисть возьму взмахну ей раз
Восемь
Оставляю тебя белым цветом в
Холсте
Да уйдёшь ты проснувшись
Я в ладошку поймаю луч солнца
И тогда я пойму что ты
Снова и снова
Возвратишься
Ко мне
А пока
Обними нас покрепче
Мы взлетая помчимся
За птицей
Той
Конечно же
Синей
Что уносит
нас
ввысь
ОТ РЕДАКЦИИ
Художнице и поэтессе Натали Вейцман было лишь 37, когда у нее уже не осталось сил бороться с коварной и тяжелой болезни. Благодаря ее близким мы имеем возможность познакомиться с наследием Наташи. И видим, насколько многообразным было ее творчество. Невыносимо больно, что она уже не с нами…