Долгая дорога к еще одной мечте
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Елена ПЛЕТИНСКАЯ
Фото автора
Продолжение. Начало в публикациях "Дневник предвкушения и пост-предвкушения" и "Шествие очаровательных Барби и йоркская Масада"
ЗАМКОВО-МУЗЕЙНЫЕ БЛУЖДАНИЯ
Замок Ховард, кроме, разумеется, своей исторической составляющей, интересен для современного туриста прежде всего тем, что тут велись и продолжают вестись многочисленные съемки фильмов, в том числе и "Возвращение в Брайдсхед" по Ивлину Во. Здесь тусили и Лоуренс Оливье, и Джон Гилгуд, и Джереми Айронс, и много кто еще из богатых и знаменитых. Ныне же и мы сподобились припасть к этому великолепному источнику вдохновенной красоты.
Грандиозное сооружение было полностью спроектировано сэром Джоном Ванброу, не имевшим формального архитектурного образования. Скорее он был известен в свое время как драматург и писатель. Но любил побаловаться и строительными экзерсисами. А так как строительство это задумал Чарльз Ховард, граф Карлайл Третий, который был накоротке с Ванброу, они состояли в одном из аристократических английских клубов, то недолго думая и поручил ему это серьезное дело.
Когда-то замок называли "Раем на земле". Такое комплиментарное определение и до сих пор не лишено своего обаяния.
Но не всякое путешествие заканчивается легко и просто. Обратно в Йорк мы добирались с небольшим приключением. Последний автобус, который курсирует между йоркским вокзалом и замком, оказывается, далеко не всегда приезжает за загулявшимися туристами. Мы его прождали в общей сложности час, а попадавшиеся нам редкие прохожие рассказывали о том, что после пандемической эпохи автобусы частенько стали опаздывать, так что беспокоиться нам не о чем. В этом кстати, нам пришлось убедиться, когда ехали в Ховард. Работники замка уже вовсю разъезжались по своим домам, еще немного — и такси уже заказать было бы негде, да и цены, как бы это помягче выразиться, запредельно кусачие. В общем, стали уже прикидывать пешую прогулку до ближайшей деревеньки за ночлегом. Это часа два ходу, в том числе по бездорожью или шоссе без тротуаров, но где гарантия, что там будет хоть какой-то отельчик, ведь эта деревня не попсово-туристический объект, а самая что ни на есть обычная…
Мы уже называли себя узниками замка Ховард. И тут появилась она, наша чудесная спасительница, задорная рыжая Джейн, которую мой Володя прозвал ангелом. Она, сходу убедившись в том, что последний рейс через Ховард отменен, прогуглила автобус, который идет совсем в другую сторону… Но! Есть остановка, на которой мы можем пересесть до Йорка. В общем, за Джейн мы уже резво бежали и не отставали и все мои воздушные поцелуи и приглашения приехать в Израиль за мной не заржавели.
Пока мы торчали на остановке в ожидании того самого, нужного нам шаттла, конечно (это же Англия!) пошел дождь, Джейн спряталась на остановке, а я на своем никаком английском проблеяла как могла, что очень люблю, когда с неба капает. Она от удивления вытаращила на меня золотистые глаза, на что получила в ответ:
"А ты приезжай к нам летом…"
Возможно, вы скажете, что я неблагодарная…
ОСОБНЯК НЕСЧАСТЛИВОЙ АННЫ
Дальнейшие изыскания на почве любопытства к тому, как некогда жили йоркцы, привели нас в особняк Фэйрфакс. Мимо которого, впрочем, протопать и не заметить его, просто невозможно, настолько вызывающе он элегантен и красив!
Один из лучших образчиков георгианской архитектуры поведает вам свою историю, если вы того пожелаете. Мы пожелали — и вот что узнали. В этих стенах, наполненных искусно сработанной вручную мебелью, изящными дорогостоящими безделушками, картинами, часами и всем тем, что полагается иметь шикарному дому, обитало некогда семейство лорда Фэйрфакса. У него было восемь детей. И все они умерли один за другим. Далеко не всегда богатство — синоним счастья, известная аксиома. Так что над последним ребенком — дочерью Анной, — хозяин трясся до такой степени, что ей не дозволялось гулять даже по родному дому без присмотра. Все вокруг считали девушку ангелом, она и была красива как ангел. Но из-за чрезмерной, доходящей до абсурда опеки отца, Анна не обзавелась собственной семьей. Так что этот дом со всем его роскошным содержимым в итоге достался ее двоюродному брату и его детям. Но с жестким условием максимально сохранить в нем все в таком же виде, как было при жизни дядюшки Фэйрфаксе.
И вот представьте себе, дом несколько столетий так и простоял безо всяких изменений. Поколения живших в нем людей менялись, а вещи и мебель оставались на своих прежних и неизменных местах! И только ХХ век это сломал на какое-то время, так как дом пришел в упадок и окончательно обветшал.
В 1982-84 годах в особняке были кинотеатр и танцевальный зал. А затем его восстановили в первозданном виде по сохранившимся картинам и чертежам. Личные вещи лорда, его несчастной дочери и племянника, принадлежащие потомкам семьи, нынче опять живут в доме, занимают свои законные места и бережно охраняются. Здесь вы услышите все подробности из жизни этой семьи от гидов, работающих в доме, а также от "призраков" обитателей особняка, вещающих со стен, узнаете, какие люди его посещали. И я не пишу "дом-музей", потому что хозяева как будто и не покидали его вовсе…
МРАЧНОЕ ОБАЯНИЕ ДОМА БРОНТЕ
Ну а мы тем временем отправились в гости к сестрам Бронте. Путешествие было не то чтобы из легких. Поезда, автобусы, шаттлы — и вот наконец-то та самая деревенька Хауорт, в которой я так хотела оказаться!
В доме семейства Бронте весьма аскетично, но при этом тепло и как-то очень по-домашнему. Сестры были сильно привязаны друг к другу, интровертные их души довлеют над каждой деталью интерьера. Абсолютное понимание мрачной готичности их произведений происходит из самой атмосферы жилища, стоящего прямо рядом с кладбищем, которое видно из всех окон. Кому интересно подробнее, можно прочитать вот здесь:
ВОСКРЕСШАЯ СТАРИНА
А перед самым отъездом в Лондон мы решили заглянуть в музей Йоркского замка. И, конечно же, застряли здесь на полдня! У этого места своя яркая, богатейшая история. Касл этот был разрушен и от него осталась печально-знаменитая для евреев Клиффордская башня и еще несколько строений, среди которых старинные казематы, где несколько камер обозначены именами преступников с 17…-лохматых годов. Там же была расположена и женская тюрьма, где дамы-правонарушительницы содержались вместе с детьми, которых некуда было девать.
В музее с кропотливой точностью воссоздана и обычная улица поздневикторианского периода со всеми присущими тому времени не самыми, мягко говоря, приятными ароматами, звуками проносившихся кэбов, публики в соответствующей той эпохе моды, и прочими артефактами.
Вы суете свой любопытный нос в квартирки обычных небогатых людей, заходите в аптеку, полки которой снизу доверху уставлены свежеприготовленными самим аптекарем микстурами, а также магазин тканей и готовой одежды. И создается впечатление, что существует та самая пресловутая машина времени, которая и перенесла вас во времени назад. А вам остается (надеюсь!) быть незамеченным и подглядывать за эпохой предков.