Как вы думаете, будут ли шансы у фильма о страданиях eвpeйских поселенцев, которых выселяют из их домов, номинироваться на Оскар, как это случилось у получившего заветную статуэтку "фэнтези" об apaбском "сопротивлении сионистским оккупантам"? И как отнеслась бы к этому фильму голливудская аудитория, если бы вдруг такая кинолента каким-то чудом до нее добралась?
Ольга ОМ КРОМЕР
В 2025 году в оскаровской категории «Лучший документальный фильм» золотая статуэтка досталась фильму «Нет другой земли» (No Other Land), снятому палестинским арабом Базелем Адрой и израильским евреем Ювалем Авраамом.
Фильм рассказывает о сопротивлении арабских жителей Масафер-Ятты, группы из 19 арабских поселений в Иудее и Самарии, попытке израильских властей снести их дома.
Получая награду, Адра говорил о суровой реальности оккупации, о необходимости прекратить несправедливость и этническую чистку, о постоянном страхе перед израильскими поселенцами, перед сносом домов и насильственным выселением. Авраам назвал Адру своим братом, осудил "ужасное разрушение Газы" и посочувствовал израильским заложникам.
Оба выступления аудитория встретила аплодисментами и криками поддержки.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Между тем, этот «документальный» фильм не имеет никакого отношения к действительности. Скорее номинировать его надо было как лучший фильм в категории «фэнтази».
Почему? Отвечаю по порядку.
Первое. В соглашениях Осло 1993 года прописан полный израильский контроль над этой территорией. Единственные люди, которые имеют какие-либо юридические или исторические (согласно разделу 1948 года) права на эту территорию — это евреи.
Второе. Несмотря на это, в 1999 году арабы незаконно возвели в районе Масафер-Ятта несколько домов. Не получив разрешения на строительство от израильской гражданской администрации, как требовали соглашения Осло. Даже не обратившись за таким разрешением.
Третье. В 2022 году Верховный суд Израиля постановил, что незаконно построенные дома должны быть снесены, а жители переселены. Люди переехали в соседние поселки, но многие из незаконных строений снесли не до конца, чтобы обеспечить иллюзию постоянного арабского присутствия в этом месте.
Вот вам и вся героическая борьба.
Но зачем упоминать в фильме все эти мелочи? Они мешают говорить о несчастных бездомных палестинцах, пострадавших от бесчеловечного израильского угнетения. Снимать фильм о жестоком угнетении и героической борьбе куда интересней, чем о нарушении закона. И смотреть такой фильм намного интересней.
О том, что при попустительстве и прямой поддержке таких международных организаций как Amnesty International и "Бецелем" Масафер-Ятта давно превратилась в рассадник террора, тоже не стоит говорить. Лучше промолчать и о том, как активисты «правозащитных» групп вторгаются в близлежащие еврейские поселения, портят имущество, провоцируют драки, как снимают это на видео и публикуют в интернете под заголовком «Насилие поселенцев». Лучше промолчать, иначе и тут никакого героического сопротивления не получится.
В 2021 году во время одного такого инцидента в Масафер-Ятте офицер Армии обороны Израиля снял на видео молодого араба, активно провоцирующего поселенцев и израильских солдат. Это был будущий лауреат премии «Оскар» Базель Адра, палестинский провокатор, хорошо известный в районе Хеврона.
После того, как видео пошло гулять по сети, Адра сделал ряд противоречивых заявлений, пытаясь отрицать провокацию. Но видео осталось.
Ложь о Масафер-Ятте, ставшая голливудским мифом — лишь одна из многих фальсификаций, приведших к всемирной поддержке палестинцев, к приданию палестинскому террору статуса героической борьбы за справедливость.
Голливудские актеры с кровавым значком на вечерних платьях и на пиджаках от-кутюр. Журналисты BBC, раз за разом бессовестно искажающие истину. Премьер-министр Ирландии, назвавший захваченную ХАМАСом в заложники восьмилетнюю девочку «потерявшейся» (lost). Писатель, призывающий резать всех евреев и оправданный бельгийским судом. Эти люди, и многие им подобные, формируют культурную и политическую повестку Запада. Движет ими не сострадание, не совесть — где были их совесть и сострадание, когда убивали алавитов в Сирии неделю назад? — а все тот же древний и дремучий антисемитизм. Помноженный на историческую безграмотность и жуткое ханжество.
Как бы отреагировала оскаровская аудитория, если бы те же самые "палестинцы" из Масафер-Ятты начали строить свои дома не возле Хеврона, а на лужайках шикарных вилл Санта-Барбары? Ни на ту, ни на другую землю у них нет прав в совершенно равной степени.
Что же до Юваля Авраама, израильского соавтора фильма, раньше таких людей называли полезными идиотами. Но Авраам не идиот, полезный или бесполезный. Он активный пособник зла. Страшного зла.
* * *
Наслушалась от комментаторов в соцсетях много всякого по поводу предыдущего текста. Спорить с фактами трудно: территория «С», строить нельзя, есть решение Верховного Суда о выселении. Поэтому большая часть несогласных со мной руководствовалась эмоциями, историей вопроса, «израильской оккупацией», эмпатией, состраданием к слабой стороне конфликта и прочая, и прочая.
Хорошо, давайте об эмоциях.
Поселенцы, особенно молодежь, тоже довольно часто ставят караван-другой на вершине того или иного холма в попытке основать новое поселение. Все эти попытки пресекаются армией не менее, а иногда и более безжалостно, чем палестинские попытки. С применением очень грубой силы: крушат бульдозерами, арестовывают, волочат по земле, полицейские молотят дубинками. Любой человек, проживший в Израиле не последние пару лет, а чуть-чуть побольше, видел эти ролики, по телевизору или в Интернете.
Закон есть закон. Нельзя строить – значит, нельзя. Армия и полиция выполняют решения суда. Молодежь возвращается в свои поселения, в которых им тоже, бывает, не очень-то есть, где жить. Потому что получить разрешение на строительство в большинстве старых поселений — жуткая головная боль, растягивающаяся на года. Несмотря на активный прирост населения. Но еще раз: закон есть закон. Нельзя – значит, нельзя.
Ситуация практически зеркальная. Она зеркальна еще и в том смысле, что существенная часть израильского общества относится к поселенцам примерно так же, как другая часть, не менее существенная, относится к "палестинцам".
А теперь представьте, что некий (выдуманный) режиссер Авраам Юваль снял об этом документальный фильм. Фильм о том, как армия выселяет поселенцев силой, сносит их временные дома, как они протестуют и возмущаются. Как вы думаете, будут шансы у фильма о поселенцах, “these awful settlers”, номинироваться на Оскар? Я уж не говорю – получить его? И как отнеслась бы к этому фильму голливудская аудитория, если бы вдруг он каким-то чудом до нее добрался? Вопросы риторические, ответы всем известны.
Двойной стандарт. До тех пор, пока он существует, до тех пор, пока миру настойчиво, упорно показывают только одну сторону конфликта, и есть масса желающих ее показать, не считаясь ни с какими фактами, израильский режиссер, принимающий в этом участие – пособник зла. Каким бы хорошим человеком и прекрасным режиссером он ни был.
Что мешало Ювалю Аврааму включить в свой фильм одно интервью с поселенцами? Хотя бы две минуты. Другая точка зрения. Стереоскопия. Дорогие голливудцы, у нас тут плюрализм, мы слушаем всех. Не случилось. И не могло случиться, потому что тогда не было бы никаких шансов пройтись по красной дорожке и подержать в руках заветную статуэтку. Мы все это знаем. И Юваль Авраам это тоже знает.
Телеграм-канал писательницы — t.me/omkromer