Ужель та самая "Миледи"?

0

Жизнь, приключения и тайны Жанны де Луз де Сен-Реми де Валуа. Она же графиня де ла Мотт, графиня де Круа, графиня Гаше

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владимир ХАНЕЛИС

 

В классе пятом-шестом на сбор нашего пионерского отряда пригласили мальчика, побывавшего в Артеке. Для молодых читателей, не носивших красный галстук, замечу – Артек в Крыму десятки лет был самым известным пионерским лагерем в СССР. Отдыхать в нем для ребенка советских времен было покруче, чем для сегодняшнего съездить в "Диснейленд".

Артековец бодро пробарабанил, как он весело проводил время: ходил в походы, пел у костра, купался в море. А потом вышел с нами на школьный двор погонять мяч. Там, оглянувшись, он таинственно произнес: "Пацаны, а еще в Артеке есть "Чертов домик". Я лазал туда. В нем жила "Миледи".

– Какая "Миледи"? – спросили мы.

– Вы чего, пацаны, "Трех мушкетеров" не читали?? – удивился артековец.

"Трех мушкетеров" мы все читали, фехтовали деревянными "шпагами" и кричали: "Один за всех и все за одного!". Просто не сообразили сразу, как могла в Крыму оказаться та самая "миледи".

…Со времени давнего пионерского сбора прошло еще лет восемь. Я сидел на веранде чайной в городке Старый Крым. Пил вино и разговаривали о том о сем с пожилым армянином.

— Наша семья живет в Старом Крыму очень давно, очень давно, -говорил он, среди прочего. – Моя пра-пра-прабабушка у самой Жанны, у миледи служанкой была. Сама ее после смерти обмывала и, веришь, лилию на ее груди видела. Веришь?

— У какой Жанны? У какой Миледи? – не сразу "врубился" я.

— У какой? У какой? Ты что, Дюма никогда не читал??

Дюма я читал. И "Трех мушкетеров читал", и роман "Ожерелье королевы"… Помните, как душераздирающе он заканчивается?

"Жанна, гибкая как змея, воспользовалась тем, что палач недостаточно крепко держал ее одной рукой, сделала скачок в сторону. Она обернулась и с какой-то фанатичной радостью подставила палачу грудь. Благодаря этому движению роковое орудие, которое должно было коснуться ее плеча, опустилось ей на правую грудь и провело на теле дымящуюся борозду. Жанна содрогнулась всем телом от боли и стыда. Она была побеждена. Из уст ее не вырвалось более ни звука…"

…Но хватит, хватит воспоминаний и цитат. Кто послужил прототипом героинь романов Александра Дюма? Какие тайны хранила и унесла в могилу в Старом Крыму великая авантюристка, подруга французской королевы Марии-Антуанетты и мага Калиостро?

…Примерно в 1763 году (точные даты, факты и события в биографии нашей героини щедро перемешаны с расхождениями, вымыслами и легендами) по узким парижским улицам медленно ехала карета богатой маркизы Буленвилье. Ее внимание привлекла маленькая нищенка. Девочка привлекла внимание маркизы не своим видом – мало ли нищенок в Париже. Но эта шести-семилетняя девочка тоненьким голоском кричала: "Подайте на пропитание сиротке Валуа!".

Маркиза проверила родословную девочки, и выяснила, что Жанна де Луз де Сен-Реми происходит от королевского рода Валуа по одному из внебрачных сыновей Генриха II, короля Франции с 1547 по 1559 год. (Правда, есть и другая версия происхождения Жанны – якобы она была внебрачной дочерью короля и госпожи Сен-Реми).

Маркиза отдала Жанну в пансион, а затем взяла к себе в дом на воспитание. Когда девочка подросла, ею увлекся муж маркизы… Жанна покинула дом Буленвилье. Она поселилась в монастыре под Парижем, а затем в аббатстве Лоншан.

Отведав тяжелый хлеб попрошайки и проведя некоторое время в доме богатых господ, Жанна усвоила простую истину, которую любила повторять: "Есть два способа выпрашивать милостыню: сидя на паперти церкви или разъезжая в карете". Разъезжать в карете ей, безусловно, нравилось больше…

Когда Жанне исполнилось 22 года, она сбежала из монастыря с одним из своих поклонников – графом Никола де ла Моттом. Кстати, де ла Мотт был, примерно, таким же графом, как Жанна – Валуа. Бывший жандармский офицер, беспринципный и жестокий, аферист, он незаконно носил графский титул. Пара обвенчалась, и Жанна стала графиней. Через некоторое время молодые перебрались в Париж.

С этого времени жизнь графини де ла Мотт – сплошные авантюры и приключения. Бросив не слишком удачливого мужа (по другой версии они продолжали супружескую жизнь и вместе пускались во все тяжкие), Жанна познакомилась в столице со множеством интересных людей. Большая часть из них не осталась равнодушной к загадочной провинциалке, умевшей красиво подать свой ум и свое тело.

Если о внешних достоинствах Жанны де ла Мотт существовали различные мнения, то в том, что она была дьявольски умна, хитра и проницательна не сомневался никто и никогда. Эти качества помогли ей осуществить грандиозную авантюру, навсегда вошедшую в мировую историю и литературу.

Посещавших ее особняк гостей графиня Жанна де ла Мотт развлекала подробностями из жизни королевы. Очень скоро ее стали считать близкой подругой Марии-Антуанетты. Некоторые были даже уверены, что между женщинами существует интимная связь. Почва для главной интриги жизни была подготовлена…

В ловко расставленных сетях авантюристки, кроме королевы Франции, в конце 1784 года оказались запутанными кардинал Страсбурга де Роган и знаменитый маг – таинственный граф Калиостро (он же итальянец Джузеппе Бальзамо). "Улов" был фантастическим – в руки Жанны попало ожерелье из 629 бриллиантов, весом в 2500 карат, ценою в 1600000 ливров (!).

Читайте в тему:

Первый узник Бастилии

Как же ей это удалось? Ожерелье изготовили ювелиры Бемер и Боссанж по заказу Людовика XV для своей фаворитки мадам Дюбарри. Но вручить ей подарок король не успел… Он умер. Ювелиры, вложившие все свои средства в ожерелье, оказались на грани разорения. Новая королева, Мария-Антуанетта очень хотела купить этот шедевр ювелирного искусства. Но новый король, Людовик XVI, ей отказал…

Ювелиры уже готовы были разобрать ожерелье и распродать камни. И тут, на их счастье, впоследствии обернувшимся, как это часто бывает, несчастьем, появилась графиня де ла Мотт.

Среди ее знакомых был кардинал Луи Рене Эдуард де Роган, епископ Страсбурга. Он тоже переживал не лучшие времена – впал в немилость у королевы, но не оставлял мечту стать первым министром Франции.

Жанне было достаточно только намекнуть кардиналу, что королева очень хочет получить украшение, и пожаловаться на скупость короля. После прочтения писем, якобы написанных королевой, а затем и тайного ночного свидания, когда кардинал в полутьме встретился с одетой как королева проституткой, он согласился приобрести ожерелье у ювелиров, дав обязательство внести плату частями раз в полгода по 400 тысяч ливров. На этом договоре стояла и фальшивая подпись Марии-Антуанетты. Бемер и Боссанж, в свою очередь, немедленно вручили ожерелье кардиналу, а тот передал его графине. Замечу, что перед подписанием договора кардинал решить спросить совета у магических сил, посредником которых был граф Калиостро, который подтвердил, что магические силы положительно относятся к сделке.

Сегодня невозможно сказать, почему Калиостро оказался замешанным в эту авантюру. Возможно он был "в доле", или Жанна, дружившая с его женой, оказала воздействие на него.

…Грандиозная афера свершилась, и уже через несколько часов после того, как ожерелье попало в руки Жанны, оно превратилось в горку драгоценных камней.

Понятно, что никто, ничего ювелирам не заплатил, и они обратились к королеве. Слушая рассказ ювелиров, Мария-Антуанетта то краснела, то бледнела. Она была уверена, что вся эта афера – дело рук кардинала, который хотел обесчестить ее имя.

Де Роган был арестован и помещен в Бастилию. Но брать на себя всю вину он не хотел, а чистосердечно рассказал об участии и роли графини де ла Мотт.

Жанна была уверена, что королевский двор не решится пойти на скандал, в котором оказалось замешана сама королева. Но авантюристка недооценила ярости короля. Графиню схватили и осудили. Коллегии из 64 судей вынесла суровый приговор: сечь плетьми, выжечь на плече позорное клеймо – бурбонскую лилию и отправить в тюрьму на пожизненное заключение.

В 1786 году на Гревской площади в центре Парижа и произошло клеймение графини Жанны де ла Мотт, описанное Александром Дюма в романе "Ожерелье королевы". Кардинала Луи де Рогана после десятимесячного заключения оправдали, как не подозревавшего о злом умысле, и выслали в провинцию. Граф Калиостро девять месяцев провел в тюрьме, а затем был выслан из Франции.

Жанна недооценила ярости короля. Но и король недооценил способности графини. Уже через год с момента ареста она, непостижимым образом, среди бела дня, переодевшись в мужской костюм бежала из тюрьмы. (По одной из легенд соблазнив охрану). Затем Жанна покинула Францию.

Очутившись по ту сторону Ла-Манша, в Англии, графиня де ла Мотт стала печатать мемуары с грязным компроматом на королевскую семью и, особенно, – на королеву. Этим она "подлила масла" в революционный огонь 1789 года. Некоторые историки утверждают, что Жанна де ла Мотт изменила ход европейской истории. Так ли это – судить историкам. Но вне всяких сомнений, что скандал с ожерельем послужил падению престижа Бурбонов и кризису королевской власти, с которой началась Французская революция.

…Через четыре года после побега, в 1791 году, пошли слухи, что Жанна умерла в Лондоне, упав из окна после ночной оргии. По другой версии – выбросилась из окна гостиницы, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства. О ее смерти 26 августа 1791 года есть запись в приходской книге Ламбертской церкви в Лондоне. Есть и метрическое свидетельство о смерти и самоубийстве.

Казалось бы все… Смерть. Точка. Конец таинственной жизни. Но Жанна, будучи отнюдь не святой, таинственным образом… "воскресла". Ее по-прежнему именовали графиней, но на этот раз Гаше ("вернувшись с того света", Жанна вышло замуж за графа Гаше). Вместе с именем она поменяла и место жительства. В 1812, перед самым вторжением Наполеона в Россию, графиня очутилась в Петербурге, став российской подданной.

По Петербургу ползли слухи о загадочной французской аристократке, что она скрывается от правосудия и владеет несметными сокровищами. Вот как описывал графиню Гаше "Русский архив" – солидный журнал того времени:

"Это была старушка среднего роста, довольно стройная, в сером суконном редингтоне. Седые волосы ее были покрыты черным беретом с перьями. Лицо приятное с живыми глазами… Многие перешептывались о ее странностях, намекали, что в ее судьбе есть что-то таинственное. Она это знала и молчала, не отрицая и не подтверждая догадок.

Графиней Гаше заинтересовался сам император Александр I. Крымский исследователь П.В.Коньков приводит отрывок из воспоминаний мадам Бирх, из которого понятно, что император дал загадочной француженке особую аудиенцию: "…на следующий день, в назначенный час, государю доложили о ней. Он подошел к графине: "Вы не та, кем называетесь; скажите мне ваше настоящее имя…". Получасовая беседа графини с императором завершилась тем, что на следующий день графиня Гаше покинула Петербург и отправилась (а может была выслана)… в Крым.

Она поселилась в имении Анны Голицыной в Кореизе, где жила с конца 1824 до начала 1825 года. Затем переехала в Артек. Обосновалась в одном из старейших на всем побережье здании, "Чертовом домике", построенном еще в 16 в. По одной из крымских легенд в нем водились привидения. Пионеры-артековцы переименовали "Чертовый домик" в "Домик Миледи", и искали в нем спрятанные бриллианты.

После Артека неугомонная графиня перебралась в Старый Крым. 23 апреля 1826 года она скончалась. Перед смертью Жанна уничтожила весь свой архив и, по словам ее служанки-армянки, запретила трогать тело – "мол, его потребуют и увезут, а при погребении возникнут споры и раздоры". Но вопреки воле покойной, армянка обмыла труп, обнаружив на теле госпожи два сморщенных пятна, выжженных железом.

…Еще долго после смерти графини Гаше велись споры о том, кем же была эта француженка – умелым мистификатором или легендарной Жанной де ла Мотт? Ведь официальные бумаги, о которых я упоминал выше, свидетельствовали о том, что знаменитая авантюристка давным-давно умерла и похоронена в Англии.

В 1913 году писатель и философ, член Таврической архивной комиссии, барон Луи Алексис Бертрен создал смешанную франко-русскую комиссию, которая доказала, что графиня Жанна де ла Мотт в действительности похоронена в Старом Крыму. Тождество графини Гаше с графиней де ла Мотт признало и Французское историческое общество.

На армянско-католическом кладбище Старого Крыма долгое время существовала могила французской графини: вензель в стиле рококо, ваза с орнаментом грубой работы, наверху небольшой крест. Могила просуществовала до 1967 года, пока не снесли церковь, возле которой находилось погребение.

…Когда я уже закончил работу над этой статьей, то наткнулся на еще один архивный документ. В нем говорилось:

"Похоронили графиню недалеко от Эльбузлы (ныне село Перевалово в Крыму – В.Х.). На могиле памятник, украшенный королевской лилией и надписью: "Здесь покоится французская графиня де ла Мотт". Но со временем надгробная плита исчезла, а на месте могилы проложена автомобильная дорога".

Ах, Миледи, Миледи! Сколько тайн в вашей жизни! Сколько тайн в вашей смерти! Их уже никто и никогда не разгадает… Вы унесли их с собой в могилы…

По материалам интернета и газетных архивов

Мушкетер в губернаторстве

ВЫШЛА В СВЕТ

Новая книга Владимира Ханелиса

"150 ИНТЕРВЬЮ И ОДИН РЕПОРТАЖ"

Двухтомник. В каждом томе 400 стр.

Стоимость – 199 шек.

В цену входит пересылка.

Для заказов обращаться: V. Hanelis, 11 Livorno str., apt. 31 Bat-Yam 5964433, tel. 03-551-39-65, 052-4-814-618, e-mail – [email protected]

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий