Растрепанный Чуб Земли

0

Зачем нужно причесывать деревья и травы?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Михаэль ЭЗЕР

 

В районах Кзива сохранилась настоящая реликтовая израильская растительность Севера: большие дубы (обычный "алон мацуй", но в виде большого дерева, а не куста) леса лавра, немного земляничника, много разных лиственных видов.

Издали горы выглядят удивительно пушистыми, мягкими и добрыми, покрытыми мелкими еврейско-негритянскими пышными кудряшками. Так и хочется стать добрым великаном — горным троллем — и гладить их по головке, расчесывать, ерошить зеленые кудри. Как король у Макса Фрая в "Чубе Земли".

Может быть тогда Земля сможет как-то нормализовать наш свихнувшийся мир? У Гурига Восьмого это получалось.

"Король не стал ни петь, ни плясать, зато, к моему изумлению, достал из кармана лоохи небольшую деревянную расческу и, помахивая ею, принялся бродить по лужайке, внимательно разглядывая траву под ногами. Наконец он остановился — видимо, нашел то, что искал, — и опустился на четвереньки перед пучком высокой и, как мне показалось, сухой, бледной травы. Сперва долго гладил траву руками, бормотал что-то невнятное, потом пустил в ход гребень. Погибая от любопытства, я затаил дыхание и прислушался в надежде, что разберу хоть что-то. И отчетливо услышал, как Его Величество Гуриг Восьмой ласково шепчет: «Ах ты растрепа!»…

Я причесывал землю. Собственно говоря, именно в этом и состоит моя почетная, приятная и не слишком обременительная обязанность: время от времени приводить в порядок растрепанный Чуб Земли… Причесываю до тех пор, пока земля не начнет смеяться от удовольствия. Когда все вокруг стало раскачиваться — это как раз и был ее смех. Все живые существа хотят примерно одного и того же: счастья и гармонии. А земля — такое же живое существо, как мы с вами, хотя вам, конечно, довольно трудно это себе представить.

Мы, Короли, вовсе не подчиняем природу своей воле, не заставляем ее потворствовать нашим капризам, а лишь помогаем этой прекрасной земле по мере своих скромных сил".

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Кзив — река в Западной Галилее, впадающая в Средиземное море. Одна из немногих полноводных рек Галилеи. Длина реки — 20 км. Площадь водосборного бассейна — 140 кв. км.

Река начинается в горном массиве Мерон. В её верховьях выпадает до 1000 мм осадков в год, а в центральном течении бьёт множество источников.

Основными притоками являются ручьи Зевед, Адмонит, Афаим, Моран и Пкиин.

Кзив течёт среди крутых скал, сложенных породами верхнего мелового периода — мелом и мергелем. В нижнем течении река выходит на Галилейскую прибрежную равнину. Устье реки расположено на территории национального парка Ахзив.

На центральном течении реки сильно сказалась человеческая деятельность — около впадения в неё верхних притоков был построен резервуар Монфор, а из главного источника в русле — Эйн-Зив (600 кубометров/час) — всю воду стали отводить в водопровод. Чуть западнее него воды источников Эйн-Тамир, Эйн-Братот и Эйн-Мацор всё ещё попадают в реку, благодаря чему на протяжении трёх километров сохранился естественный речной ландшафт с типичной растительностью.

В прошлом около реки гнездились орлы и грифы. Сегодня у русла встречаются лисы, шакалы и дикие кабаны.

Растительность представлена дубами, земляничным деревом, фисташковым деревом, платаном восточным, мастиковым деревом, саркопотериумом и прочими средиземноморскими видами.

Как минимум с эпохи крестоносцев и до 1948 года на реке действовало много мельниц, последняя из них — Таханат-а-Шуфания — закрылась в конце 1950-х. Сегодня можно увидеть руины двенадцати из них. Также рядом с Тахунат-а-Шуфания сохранились руины дамбы и фермы эпохи крестоносцев.

В 2006 году произошло загрязнение источника Эйн-Зив, отчего его воду перестали выкачивать и пустили в реку. Благодаря этому объём воды в реке резко увеличился. Кроме того, ежегодно реку загрязняют отходы производства оливкового масла.

По реке проходят три популярных туристических маршрута:

Эйн-Хардалит (3 километра, очень легкий);

Эйн-Зив (4 километра, средней тяжести);

Эйн-Тамир (3 километра, тяжелый).

Ирис не увядает в руке, несущей его

ОБ АВТОРЕ

Михаэль Эзер — историк, краевед, дипломированный гид (в 2008 г. окончил школу туризма при Институте Ландера, до этого много лет водил краеведческие экскурсии от школ и общественных организаций).

Михаэль Эзер

В Израиле с 1987 г. после семи лет «отказа». Через год начал работать в израильской школе, преподавал в выпускных классах историю и историческое краеведение.

Методист (разработка программ для министерства просвещения Израиля по истории для еврейских школ за границей). Во время учебы в докторантуре — гостевой преподаватель от Института Чейза при Иерусалимском Университете в Центре изучения еврейской цивилизации при МГУ, в СпбГУ, Институте Шагала при Минском Государственном Университете.

В 2003-2006 г.г. – командировка на педработу в еврейских школах России и Белоруссии от израильскго минпроса.

На его научном счету — доклады на международных конференциях по истории, проводимых в Иерусалиме.

— Мое прозвище «Мангупли» ("мангупец" на турецком) не случайно, — рассказывает Михаэль. — Заболел Крымом еще в 70-е годы, провел много времени на караимских кладбищах Мангупа и Чуфут-Кале, описывая надгробия, читая надписи, составляя планы объектов. Увлекся проблемой Фирковича, смог собрать большой материал по его фальсификациям надгробий. Уже из Израиля ездил в Крым в экспедиции с участием Института Бен-Цви, мы вели полевые работы по еврейской эпиграфике, обучали московских студентов.

В 2008 г. вышел большой, почти на 600 страниц, обощающий труд по еврейским общинам Крыма «The Tombstones of the Cemetery of the Karaite Jews in Cufut-Qaleh (the Crimea) A Collection of Studies», в котором Михаэль являлся соавтором.

— С 1988 года и следующие 26 лет жил в Шомроне в поселении Кедумим, — говорит Эзер. — Уже тогда понял,что такое — Земля под ногами, земля, в которой каждый твой шаг — это шаг по Сейчас и Тогда, шаг по истории. Понял, насколько ТАНАХ и Прошлое растворены в каждом камне и цветке, в каждом дуновении ветра. Стараюсь показать это на своих экскурсиях, пишу о связи природы и традиции. Сейчас я — иерусалимец, стараюсь ощутить сам и показать другим, что Прошлое неотделимо от Настоящего, а Удивительное — совсем рядом, нужно только захотеть его ощутить и увидеть. В этом мне помогают и мои флейта и гитара.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий